Судья Смирнов А.Г. № 33-1439/2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Голикова А.А., Головкова В.Л.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 31 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2014 года, которым признана деятельность администрации Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 ГУФСИН России по РК по тушению пожаров в отсутствие лицензии незаконной; обязано Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 1 ГУФСИН России по РК в срок до 28 февраля 2014 года направить в уполномоченный орган по лицензированию заявление о предоставлении лицензии на деятельность, связанную с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, и документы в соответствии с требованиями со ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 6 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69; удовлетворено
Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми ФИО1, заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Косланский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК о признании деятельности по тушению пожаров незаконной, возложении обязанности в срок до 31.01.2014 направить в Северо-Западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Санкт-Петербурга для получения лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры заявление и иные документы.
Впоследствии прокурор уточнил исковое заявление, просит обязать ответчика направить в срок до 15.02.2014 в Северо-Западный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий г. Санкт-Петербурга заявление о предоставлении лицензии и соответствующую документацию.
Ответчик с исковыми требованиями согласился, в письменном отзыве на иск указал о проводимых мероприятиях, направленных на получение лицензии.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, уточнив, что просит обязать представить в уполномоченное подразделение МЧС России необходимые в соответствии с лицензионными требованиями документы в срок до 28 февраля 2014 года.
Представитель ответчика с иском в части требования о признании деятельности по тушению пожаров незаконной не согласен.
Представитель ФСИН Росси, ГУФСИН России по Республике Коми с иском не согласна, представила письменные возражения.
Представитель УНД МЧС России по Республике Коми поддержал позицию прокурора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Республике Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми сформирована пожарная часть 1 разряда, на штатные должности в которую приняты должностные лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания.
Согласно утвержденному 13.05.2013 Положению о пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми пожарная часть является структурным подразделением учреждения, осуществляющим функции по тушению пожаров на подведомственных объектах. К основным задачам пожарной части отнесены контроль над соблюдением на объектах учреждения требований пожарной безопасности, профилактика пожаров, организация и осуществление тушения пожаров на указанных объектах учреждения.
В пожарной части ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми организована караульная служба в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами; на должности пожарной части назначены лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания. Пожарная часть реально задействована на мероприятиях по тушению пожаров; на баланс ФКУ ИК-1 поставлены 2 пожарные автоцистерны, задействованные для тушения пожаров; исправительное учреждение обеспечено всем необходимым для тушения пожаров пожарно-техническим оборудованием и огнетушащими средствами.
Кроме того, на балансе исправительного учреждения находится пожарное депо и пожарный водоем, используемые для организации деятельности, связанной с тушением пожаров.
ФКУ ИК 1 ГУФСИН России по Республике Коми осуществляла деятельность по тушению пожаров без получения лицензии, при этом к таковой деятельности следует носить не только действия, непосредственно связанные с ликвидацией очагов пожара, но и деятельность, направленную на организацию работу противопожарной службы данного исправительного учреждения, в том числе содержание и эксплуатация противопожарного оборудования, обучение и подготовка персонала, учебные выезды, организация дежурства и патрулирование объектов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми при осуществлении деятельности по тушению пожаров не соблюдаются требования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «О пожарной безопасности».
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 3 указанного Закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится, в том числе, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Порядок получения лицензии регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 14 января 2014 года N 4 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, согласно которому к числу основных функций ведомственной пожарной охраны относится организация и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах, а также в установленном порядке участие в тушении пожаров (загораний) в населенных пунктах, на предприятиях, объектах, не входящих в уголовно-исполнительную систему.
Косланской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по РК, в ходе которой установлено, что в учреждении отсутствует лицензия на деятельность, связанная с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Поскольку осуществление деятельности ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Республике Коми по тушению пожаров может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, данная деятельность подлежит лицензированию.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на исправительное учреждение обязанности на по устранению выявленных нарушений, поскольку учреждение занимается деятельностью по тушению пожаров не в силу волеизъявления, а в силу обязанностей, возложенных законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что в решении суда не нашла своего отражения оценка всех представленных в суд доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении, в полной мере основаны на нормах материального и процессуального права.
Иные приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия считает необходимым уточнить решение суда установлением срока для совершения указанных в резолютивной части судебного решения действий, и, принимая во внимание характер возлагаемой на ответчика обязанности, а также необходимость соблюдения при исполнении этой обязанности определенных процедур, судебная коллегия считает необходимым определить срок, в течение которого данная обязанность должна быть исполнена – до 01 июня 2014 года. В связи с этим второй абзац резолютивной части решения излагается в новой редакции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения
Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции: «Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 1 ГУФСИН России по РК в срок до 01 июня 2014 года направить в уполномоченный орган по лицензированию заявление о предоставлении лицензии на деятельность, связанную с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, и документы в соответствии с требованиями со ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 6 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 № 69».
Председательствующий-
Судьи-