ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1441/20 от 22.06.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2020 года по делу № 33-1441/2020 (2-284/2020)

Судья Богданова И.Ю.

04RS0021-01-2019-005742-41

поступило 17 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Кушнаревой И.К.,

судей коллегии Мирзаевой И.И., Чупошева Е.Н.,

при секретаре Абзаевой В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ) о признании незаконным изменение кадастрового номера жилого дома и восстановлении первоначального кадастрового номера по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 31 января 2020 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к Управлению Росреестра по РБ, истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 просили признать незаконным изменение кадастрового номера жилого дома, расположенного по адресу: <...> и восстановить первоначальный кадастровый номер дома.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: г<...>, с момента государственной регистрации ему был присвоен кадастровый номер <...>. В 2014 году при продаже дома с торгов по требованию судебного пристава-исполнителя изготовлен новый кадастровый паспорт с указанием иного кадастрового номера жилого дома - <...>. После проведения торгов в сведениях из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), предоставленных новому собственнику, указан кадастровый номер жилого <...>. Считает, что кадастровый номер относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, присваивается один раз и изменению не подлежит.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление ФССП России по Республике Бурятия, ФИО6 и ФИО7, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ».

В судебном заседании истец ФИО1, действующий также в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, истец ФИО2 и истец ФИО3, представитель истцов по ордеру Бельков М.В. на иске настаивали, поясняли, что их права нарушены, поскольку изменение кадастрового номера дома могло повлечь неправильную оценку имущества, на которое было обращено взыскание.

Истец ФИО1, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель ответчика Росреестра по РБ по доверенности ФИО8 иск не признал.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, направив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности ФИО9 пояснила, что права истцов не нарушены, они пытаются данным спором вернуть себе имущество, которое им не принадлежит. Был реализован именно тот дом, на который судом было обращено взыскание.

Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явился, направив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности ФИО10 суду пояснил, что в настоящее время собственником жилого дома является его доверитель, его право на дом зарегистрировано, документы при оформлении прошли проверку. Неоднократно судами рассматривались споры по данному дому, в том числе доводы истцов о замене кадастровых номеров являлись предметом проверки.

Представитель третьего лица - Управление ФССП России по Республике Бурятия по доверенности ФИО11 в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании пояснила, что исполнительное производство по обращению взыскания на имущество должника ФИО12 окончено, жилой дом был передан взыскателю, так как торги были признаны несостоявшимися. При реализации имущества приставом направлялись запросы в Росреестр, кадастровые номера на объект недвижимости указаны в соответствии со сведениями ЕГРН.

Представитель третьего лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ» в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки не сообщил.

Районный суд постановил выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе истцы ФИО1, ФИО13, ФИО3 просят решение суда отменить, указывают, что Законом о кадастре предусмотрен переходный период с 01.03.2008 г. по 01.01.2013, в который положения названного закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений объектов незавершенного строительства. До указанного срока кадастровые работы проводятся, осуществляется государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства и жилого фонда в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на 01.03.2008 г. В соответствии со ст. 45 указанного закона в государственном кадастре недвижимости считаются учтенными: 2) здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные БТИ до 01.03.2008 г., и учитываемые ими в переходный период; 3) объекты недвижимости, не прошедшие кадастровый или технический учет, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН (с присвоением условного номера) и не прекращены. Тем самым обеспечена преемственность кадастрового учета земельных участков, проведенного до 01.03.2008 г. в соответствии с Законом о земельном кадастре и техническом учете зданий, сооружений, помещений. Кадастровые работы и техническая инвентаризация дома проведены в 2007 году, до вступления в силу Закона о кадастре. Полагают, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В дополнениях на апелляционную жалобу истцы указывают на то, что по сведениям Управления Росреестра по РБ в ЕГРН 12.08.2013 г. внесены сведения об объекте недвижимости и присвоен новый кадастровый номер <...>. 14.04.2020 г. на основании технической документации в ЕГРН внесены данные об объекте недвижимости и земельном участке с кадастровым (условным) номером дома <...>, где собственником указан ФИО1 О наличии кадастрового паспорта от 09.09.2014 г. содержащим новый кадастровый номер дома <...>, ФИО1 стало известно только 07.12.2017 г., когда указанный паспорт был представлен в МТУ Росимущество для проведения публичных торгов, а по сведениям Управления Росреестра по РБ 06.10.2015 г. жилой дом был снят с учета в связи с технической ошибкой. Судом приняты во внимание доводы представителя ответчика, которые не подтверждены документально. Кроме того, судом не представлена возможность подготовить возражения на отзыв ответчика, чем нарушены их процессуальные права.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1, действующий также в интересах несовершеннолетних ФИО4, ФИО5, его представитель по ордеру адвокат Бельков М.В., истец ФИО2, представитель истцов по ордеру адвокат Бельков М.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не заявляла.

Истец ФИО3 согласно свидетельству о смерти умер 5 июня 2020 года.

Представитель Управления Росреестра по РБ по доверенности ФИО14 полагала, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, пояснила, что в переходный период передача данных об объектах недвижимости производилась в электронном виде. Сведения органами технического учета передавались одновременно и в кадастровую палату и в Управление Росреестра по РБ. При поступлении сведений и постановке на кадастровый учет ранее присвоенный объекту условный кадастровый номер изменялся на кадастровый номер. Объектам недвижимости кадастровым органом присваивались кадастровые номера. В данном случае жилому дому истцов кадастровый номер был присвоен как органом кадастрового учета, так и органом государственной регистрации прав. Присвоение номеров производилось автоматически согласно очередности. При соединении двух электронных баз было обнаружено, что жилому дому П-ных присвоено два кадастровых номера <...> и <...>. Данная ошибка была исправлена, сохранен один кадастровый номер, существующий до настоящего времени - <...>. Кадастровый номер <...> указан, как архивный.

Третьи лица Управление ФССП России по Республике Бурятия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ, ФИО6, его представитель ФИО9, ФИО7, его представитель ФИО10, извещенные надлежаще, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не заявляли..

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 01.12.2007 г. зарегистрировано право собственности ФИО3 на вновь возведенный жилой дом, расположенный в г. <...>. При этом из свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом следует, что жилому дому присвоен кадастровый (условный) номер <...>.

На основании договора дарения жилого дома и двух земельных участков от 19.03.2010 г., право собственности на дом и участки перешло к ФИО1 Из свидетельства о государственной регистрации права собственности ФИО1 от 14.04.2010 г. следует указание на кадастровый (условный) номер объекта недвижимости жилой дом <...>.

Обращаясь в суд с данным иском, истцы указывают, что первоначально присвоенный кадастровый номер <...> и должен был быть сохранен в силу ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, районный исходил из того, что изменение условного номера на кадастровый и имевшая место техническая ошибка при двойном учете объекта недвижимости, права истцов не нарушает и не влечет каких-либо негативных правовых последствий для них.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела.

На момент проведения первичной государственной регистрации права собственности ФИО3, а затем регистрации перехода права собственности на дом ФИО1 и присвоения объекту кадастрового номера отношения, возникающие по поводу государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости, регулировались Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон N 122-ФЗ), Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон N 221-ФЗ).

До 1 января 2013 года устанавливался переходный период применения Закона N 221-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч. 1 ст. 43 N 122-ФЗ).

В соответствии с ч. 2.1 указанной статьи в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с ч. 2.2. настоящей статьи.

Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577, введен в действие на территории Республики Бурятия с 1 апреля 2012 года.

Таким образом, до установления переходного периода кадастровый учет зданий сооружений, помещений не осуществлялся. Органами технической инвентаризации (БТИ) проводился технический учет указанных объектов. Учтенным объектам присваивался инвентарный номер в соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 года N 921. Какие-либо кадастровые номера БТИ не присваивались.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Присвоение условных номеров объектам недвижимости осуществлялось органом государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в порядке, установленном в соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона N 122-ФЗ объектам капитального строительства, поскольку их кадастровый учет не осуществлялся.

Часть 3 ст. 12 Закона N 122-ФЗ предусматривала, в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В силу ст. 45 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы, и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 3 ст. 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В силу ч. 4 ст. 45 Закона N 221-ФЗ при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном ст. 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей (ч. 5 ст. 45 Закона N 221-ФЗ).

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 221-ФЗ).

Правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона N 221-ФЗ на момент спорных правоотношений предусматривались Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 года N 577 (указанный Порядок утратил силу в связи с окончанием действия переходного периода). Названный Порядок учета вводился в действие на территории Российской Федерации поэтапно, в том числе, на территории Республики Бурятия с 1 апреля 2012 года.

В соответствии с Порядком, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577, сведения об объектах учета, государственный учет которых осуществлен в соответствии с Порядком, с учетом предусмотренного ст. 7 Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащих эти сведения документов, включаются в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости". Передача сведений осуществляется в форме электронного документа.

Согласно п. 33.1. Порядка сведения об объектах технического учета и содержащие их документы на электронных носителях, полученные органом кадастрового учета в результате передачи копий технических паспортов в соответствии с настоящим Порядком, включаются в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) на основании решения органа кадастрового учета, оформленного в виде акта о включении в ГКН сведений о ранее учтенных объектах технического учета, содержащихся в копиях технических паспортов.

Как установлено п. 34. Порядка кадастровые номера объектам технического учета, указанным в пунктах 32, 33.1 Порядка, присваиваются в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 221-ФЗ.

Часть 1 ст. 5 Закона N 221-ФЗ предусматривает, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

Согласно ч. 3 ст. 5 названного Закона порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

До 1 января 2017 г. действовал Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 г. N 144, согласно п. 2 Приложения N 2, которого, кадастровый номер присваивался каждому объекту недвижимости, сведения о котором включались в государственный кадастр недвижимости:

1) при постановке на государственный кадастровый учет;

2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 ст. 45 Закона N 221-ФЗ.

В данном случае кадастровый номер жилому дому П-ных присвоен с учетом Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, в Приложении N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 04.04. 2011 г. N 144.

То, что в переходный период при формировании кадастрового учета объектов капитального строительства органами кадастрового учета и государственной регистрации прав было допущено присвоение двух кадастровых номеров одному и тому же объекту недвижимости, не повлекло, как изменения иных индивидуально определенных характеристик жилого дома, так и изменения объема прав истцов на объекта недвижимости.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона N 221-ФЗ признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Допущенная ошибка, выразившаяся в присвоении жилому дому по адресу: <...>, двух кадастровых номеров устранена, присвоен кадастровый номер <...>, действующий в настоящее время.

В апелляционной жалобе приведены доводы, которые получили правовую оценку в решении суда, и по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, поэтому оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: