Судья Сокова Ю.В. | Дело № 33-1441/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Нечунаевой М.В.,
судей Полозовой А.А., Степашкиной В.А.,
при секретаре Пушкарь О.И.,
18 августа 2022 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Камчатскому краю о возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края ФИО2, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилАСЬ с иском к государственному учреждению – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю (далее по тексту – ГУ ОПФ по Камчатскому краю) о возложении обязанности назначить страховую пенсию досрочно, с даты подачи заявления – 17 декабря 2020 года, взыскании судебных расходов в размере 30300 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что на ее обращение к ГУ-УПФ в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как гражданину, пострадавшему вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, решением ответчика № 107 от 11 марта 2021 года получила отказ по причине отсутствия удостоверения, подтверждающего, что она постоянно проживала (работала) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, при этом ответчику была предоставлена справка № 63 от 9 января 2019 года подтверждающая, что с 26 апреля 1986 года по 12 мая 1994 года она проживала в четвертой зоне усиленного радиологического контроля. Считала отказ незаконным, поскольку подтверждающий льготу документ был предоставлен.
ФИО1 и ее представитель ФИО3 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ГУ ОПФ РФ по Камчатскому краю ФИО2 иск не признала, полагая его необоснованным.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность, нарушение судом норм материального права. Настаивает на незаконности отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку к заявлению о назначении пенсии была приложена справка, подтверждающая проживание в спорный период в четвертой зоне, которая относится к зоне усиленного радиологического контроля на Украине, в России данная зона называется зоной с льготным социально-экономическим статусом. Считает, что суд неверно истолковал нормы закона и не соотнес параметры радиации четвертой зоны Украины и четвертой зоны Российской Федерации, сделав вывод о неодинаковом излучении и параметрах, а также не учел, что в период катастрофы на Чернобыльской АЭС государство было одно и распад государства не должен неблагоприятно влиять на пенсионные права граждан.
Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Статьей 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусмотрено, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделены на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В статье 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 дано понятие зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом как части территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв.км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр). Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в УПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Решением УПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края № 107 от 11 марта 2021 года в удовлетворении заявления истца о назначении досрочно страховой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием права на назначение пенсии в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку не представлено удостоверение, действующее на территории Российской Федерации.
Из указанного решения следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на дату обращения имеет стаж работы в районах Крайнего Севера – 7 лет 01 месяц 01 день, страховой стаж – 15 лет 11 месяцев 03 дня.
В подтверждение факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом ФИО1 была представлена справка № 63 от 9 января 2019 года, согласно которой истец постоянно проживала в с 26 апреля 1986 года по 12 мая 1994 года, который был отнесен к зоне усиленного радиологического контроля (IV зона) до 28 декабря 2014 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года № 106 и Закона Украины от 28 декабря 2014 года № 76-VIII, а также удостоверение гражданина (гражданки), постоянно проживающего на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля с 1986 -1992 г. серия В-I № 383535, выданное Малининской райгосадминистрацией.
Из ответа Министерства социального развития и труда Камчатского края от 4 апреля 2019 года № 30.05/3361, полученного на запрос ФИО1, следует, что согласно представленной справки с 26 апреля 1986 года по 12 мая 1994 года она проживала , который постановлением Кабинета министров Украины от 23 июля 1991 года № 106 отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденной приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 11 апреля 2006 года № 228/271/63н, гражданам, постоянно проживавшим (работавшим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, удостоверение о праве на меры социальной поддержки не выдается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о назначении страховой пенсии с 17 декабря 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ФИО1 не достигла требуемого возраста (53 года), необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию досрочно не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и согласуются с имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права. Вопреки утверждению истца, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужило не отсутствие доказательств, подтверждающих проживание истца в спорный период в зоне, имеющей льготный социально-экономический статус, а отсутствие у истца необходимого для назначения страховой пенсии по старости возраста, поскольку судом по делу установлено, что к моменту обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии ФИО1 достигла возраста 48 лет. При таких обстоятельствах, правовые основания для назначения истцу пенсии, на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 отсутствуют, поскольку она не достигла возраста 53 лет, с наступлением которого у нее наступает право на назначение досрочной страховой пенсии по указанным основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи