ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1443/2022 от 23.06.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Им И.Т.

Докладчик Портнягина А.А. Дело № 33-1443/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 23 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Портнягиной А.А.,

судей Литвиновой Т.Н., Марьенковой А.В.,

при помощнике судьи Переваловой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" к областному автономному учреждению "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений, к департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска о запрете оформления и выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений, по апелляционной жалобе представителя истца региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" - Лисицыной Н.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Портнягиной А.А., судебная коллегия

установила:

04 июня 2020 года региональная общественная организация "Экологическая вахта Сахалина" (далее - РОО "Экологическая вахта Сахалина") обратилась в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к областному автономному учреждению "Спортивно-туристический комплекс "Горный воздух" (далее – ОАУ "СТК "Горный воздух") о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений, к департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – ДГХ администрации г. Южно-Сахалинска) о запрете оформления и выдачи разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений.

В обоснование заявленных требований указано, что на территории регионального памятника природы "Популяция кардиокринума (лилии) Глена" и на прилегающей территории в долине реки Еланька произрастает 8 видов растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области. Строительство объектов ОАУ "СТК "Горный воздух": "Электроснабжение 1-го пускового комплекса Горной деревни и ППКД г. Красная"; "Парковая дорога к северо-западному подножию г. Красная в г. Южно-Сахалинске"; "Горная деревня" осуществляется и планируется на территориях, непосредственно попадающих на места обитания и произрастания данных видов растений. Полагая, что хозяйственная деятельность ОАУ "СТК "Горный воздух" по строительству перечисленных объектов создает опасность причинения вреда окружающей среде путем уничтожения редких растений, нарушает требования федерального законодательства и права граждан на благоприятную окружающую среду, и является основанием для запрещения такой деятельности, в связи с чем истец просил суд: запретить ОАУ "СТК "Горный воздух" осуществлять любые рубки лесных насаждений, а также иные технологически связанные с ними процессы в границах территории с угловыми координатами:1)142°46"57"Е 46°56"28"N; 2)142°47"56"Е 46°56"40"N; 3)142°48"07"Е 46°56"21"N; 4)142°47"08"Е 46°56"08"N,соединенными прямыми линиями, либо заказывать другим лицам осуществление перечисленных видов работ на указанной территории; запретить Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска оформлять и выдавать любым лицам разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений в границах территории с угловыми координатами:1) 142°46"57"Е 46°56"28"N; 2) 142°47"56"Е 46°56"40"N; 3) 142°48"07"Е 46°56"21"N; 4) 142°47"08"Е 46°56"08"N,соединенными прямыми линиями.

Определением суда от 30 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство экологии Сахалинской области.

24 февраля 2021 года определением суда Министерство экологии Сахалинской области заменено на его правопреемника – Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 12 августа 2020 года в удовлетворении исковых требований РОО "Экологическая вахта Сахалина" отказано.

На решение суда представитель истца РОО "Экологическая вахта Сахалина" - Лисицына Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что нахождение растений, занесенных в Красные книги России и Сахалинской области, непосредственно в местах работ по строительству объектов, подтверждается письменными доказательствами, пояснениями специалиста Ф.И.О.3 и свидетеля Ф.И.О.4, которые имеют опыт и специальные познания в соответствующих областях. Отмечает, что система ArcGIS, использованная Ф.И.О.4 для создания карты-схемы, находится в свободном доступе в сети Интернет. Необходимость запрета рубки лесных насаждений и иных работ на всем земельном участке подтверждается экспертным заключением и актами обследования. Считает, что при разрешении спора судом не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Правила благоустройства территории ГО "Город Южно-Сахалинск", Положение о комиссии по обследованию зеленых насаждений. Также судом не дана оценка тому обстоятельству, что все планируемые объекты строительства находятся в границах памятника природы регионального значения "Популяция кардиокринума (лилии) Глена", тогда как данное обстоятельство является достаточным для удовлетворения исковых требований.

В представленных возражениях на данную жалобу представители ответчиков ОАУ "СТК "Горный Воздух" - Кораблева А.В. и ДГХ администрации г. Южно-Сахалинска - Крутых Е.С. просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 25 мая 2021 года решение от 12 августа 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении требования РОО "Экологическая вахта Сахалина" к ОАУ "СТК "Горный Воздух" о запрете осуществления любых видов работ по рубке лесных насаждений. В данной части принято новое решение, которым ОАУ "СТК "Горный Воздух" запрещено осуществлять любые виды работ по рубке лесных насаждений, а также иные технологически связанные с ними процессы в границах территории с угловыми координатами: 1) 142°46"57"Е 46°56"28"N; 2) 142°47"56"Е 46°56"40"N; 3) 142°48"07"Е 46°56"21"N; 4) 142°47"08"Е 46°56"08"N, соединенными прямыми линиями, либо заказывать другим лицам осуществление перечисленных видов работ на указанной территории. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 03 августа 2021 года апелляционное определение от 25 мая 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 10 декабря 2021 года решение суда от 12 августа 2020 года – отменено, по делу принято новое решение которым ОАУ "СТК "Горный воздух" запрещено осуществлять любые виды работ по рубке лесных насаждений, а также иные технологически связанные с ними процессы в границах территории с угловыми координатами: 1) 142°46"57"Е 46°56"28"N; 2) 142°47"56"Е 46°56"40"N; 3) 142°48"07"Е 46°56"21"N; 4) 142°47"08"Е 46°56"08"N, соединенными прямыми линиями, либо заказывать другим лицам осуществление перечисленных видов работ на указанной территории; ДГХ администрации г. Южно-Сахалинска оформлять и выдавать любым лицам разрешения на пересадку, обрезку, снос зеленых насаждений в границах территории с угловыми координатами: 1) 142°46"57"Е 46°56"28"N; 2) 142°47"56"Е 46°56"40"N; 3) 142°48"07"Е 46°56"21"N; 4) 142°47"08"Е 46°56"08"N, соединенными прямыми линиями.

С ОАУ "СТК "Горный воздух" в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 10 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 23 июня 2022 года департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска заменен его правопреемником департаментом дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска (далее ДДХиБ администрации г. Южно-Сахалинска).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель РОО "Экологическая вахта Сахалина" Лисицына Н.А. доводы апелляционной жалобы, с учетом письменных пояснений, поддержала.

Представители ОАУ "СТК "Горный воздух" Исаев Е.Н., Васильев К.А., представитель Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Яковлев М.В., возражали по доводам жалобы, полагали решение суда законным и обоснованным.

ДДХиБ администрации г. Южно-Сахалинска и Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратура, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своих представителей не направили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

Судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сущенко Е.П., полагавшего решение суда подлежащим отмене в части требования, заявленного к ОАУ "СТК "Горный воздух", и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требования, в связи с неверно выбранным истцом способа защиты права, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Согласно части 1 статьи 60 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

В случае установления опасности причинения какого-либо вреда указанная деятельность может быть прекращена в соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При этом если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 24, 25, 26, 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 34, 56, 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения). Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов).

Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).

При этом наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

Постановлением Правительства Российской Федерации от17 марта 2016 года№ 200на территории Муниципального образования Городской округ "Город Южно-Сахалинск" (далее МО ГО "Город Южно-Сахалинск") создана территория опережающего социально-экономического развития "Горный воздух".

Согласно статье 31 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития допускается размещение соответствующих объектов на землях лесного фонда.

Для размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития в лесах допускается осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений (за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации).

Статьей 17 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рубки лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу части 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 119 Лесного кодекса Российской Федерации, заповедные лесные участки и участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений (которые занесены в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации) отнесены к особо защитным участкам лесов (часть 2), на которых запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (часть 4) и осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).

Приказом Министерства природы России от 29 мая 2017 года № 264 утверждены "Особенности охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации", в которых указано, что запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности редких видов растений, ухудшающая среду их произрастания. Лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (пункт 3.6 Приказа).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжений Министерства лесного и охотничьего хозяйства от 27 апреля 2017 года № 358-р, от 10 ноября 2017 года № 960/1-р ОАУ "СТК "Горный воздух" для осуществления рекреационной деятельности предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование лесные участки площадью 330,2182 га, кадастровый и площадью 2,8600 га, кадастровый (т. 13 л.д. 223-231, 232-238, 239).

Между ОАУ "СТК "Горный воздух" и ООО "ИНПЭС", ООО "Перевал", ООО "Управляющая компания "ДонГиС" заключены государственные контракты от 29 августа 2017 года № 171-8, от 05 июня 2018 года № 321-18, от 06 августа 2019 года № 436-19 на выполнение проектных, изыскательских работ, инженерных изысканий, работ по строительству объекта "Развитие спортивного комплекса СТК "Горный воздух", его транспортной инфраструктуры, строительства горнолыжных трасс горы "Большевик", горы "Красная", трассы "Спортивная" западного склона горы "Большевик", канатных дорог, экстрим арены, систем электроснабжения, а также парковой дороги к северо-западному подножию горы Красная (т. 2 л.д.137-168, 169-218, т. 3 л.д.160-197, 199-224).

ОАУ "Управление государственной экспертизы Сахалинской области" 20 июля 2020 года, 05 декабря 2018 года, 20 июля 2018 года, 15 февраля 2018 года, 25 июля 2019 года выданы положительные заключения в отношении строящихся объектов, в том числе парковой дороги (т. 9 л.д. 59-66, 67-107, 122-162, 163-189, 190-217).

26 августа 2019 года и 19 июня 2020 года Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики выданы разрешения на строительство объектов электроснабжения 1-го пускового комплекса Горной деревни, ППКД г. Красная (первый этап) и парковой дороги.

21 июня 2018 года, 18 октября 2019 года, 17 марта 2020 года, 08 мая 2020 года ДГХ администрации г. Южно-Сахалинска выданы разрешения на снос зеленых насаждений, за исключением видов растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 27 января 2021 года № 16 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Сахалинской области "Популяция кардиокринума (лилии) Глена" и установлены его границы.

С целью сохранения редких растений ООО "Фатиния" составлен проект пересадки объектов растительного мира с учетом уточненного количества объектов растительного мира, подлежащих пересадке для реализации проекта по строительству объекта "Парковая дорога к северо-западному подножию г. Красная в г. Южно-Сахалинске, от ПК 40+20 до ПК 50+26", с указанием, что все растения, попадающие под проектируемую "Парковую дорогу" в результате компенсационных мероприятий, подлежат пересадке.

Дальневосточным межрегиональным управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) ОАУ "СТК "Горный воздух" выданы разрешения на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ № 077 от 26 мая 2021 года, № 148 от 16 сентября 2021 года, № 149 от 16 сентября 2021 года. Обязательным условием выдачи данного разрешения является обязанность ответчика производить добывание объектов растительного мира под контролем сотрудников Росприроднадзора с целью обеспечения дополнительного обследования территории пересадки растений и исключения уничтожения объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (т. 16 л.д. 124, 92, 193).

19 августа 2020 годаМинистерством экологии Сахалинской областивыдано разрешение№ 5на добывание аралии высокой в количестве 106 экземпляров в целях пересадки растений в связи с реализацией строительства объекта "Развитие спортивного комплекса "СТК Горный воздух"(т. 12 л.д.248).

11 октября 2021 года Агентством лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области выдано разрешение № 2 на добывание аралии высокой в количестве 49 экземпляров в целях пересадки растений в связи с реализацией строительства объекта "Развитие спортивного комплекса "СТК Горный воздух" (т. 16 л.д. 61).

Основанием для обращения в суд с настоящим иском послужило осуществление ОАУ "СТК "Горный воздух" деятельности по строительству объектов с нарушением действующего природоохранного законодательства, приводящей к уничтожению и дальнейшей угрозе уничтожения растительного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности нахождения растений и деревьев, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в Красную книгу Сахалинской области, непосредственно (локально) в местах проведения работ, предусмотренных документацией, а также необходимости запрета рубки лесных насаждений и иных работ на площади земельного участка в заявленных истцом координатах.

Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, поскольку из представленных в суде первой и апелляционной инстанций доказательств следует, что деятельность ОАУ "СТК "Горный воздух" по вырубке лесных насаждений осуществляется в местах обитания редких растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Сахалинской области.

Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАУ "СТК "Горный воздух", не отрицая произрастание краснокнижных растений в местах строительства объекта"Парковой дороги", указывали на производимые компенсационные мероприятия по предотвращению уничтожения данных растений, направленные на их пересадку в новые пригодные места обитания, расположенные за пределами объекта строительства.

Так, из материалов дела и представленных в суд апелляционной инстанции дополнительных доказательств следует, что ОАУ "СТК "Горный воздух" на основании разрешений на добывание объектов растительного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, в соответствии с проектом пересадки краснокнижные растения пересажены в новые пригодные места обитания с учетом идентичных почвенных, фитоценотических и микроклиматических условий.

Согласно отчету по мониторингу за пересаженными за границы полосы отвода объекта "Парковая дорога к северо-западному подножию г. Красная в г. Южно-Сахалинске от ПК40+20 до ПК50+26" растениями, занесенными в Красную Книгу Российской Федерации, результаты исследования в 2021 году показали высокую приживаемость и удовлетворительное состояние растений, в 2022 году – высокую сохранность и хорошее жизненное состояние пересаженных растений во всех искусственных популяциях.

При этом доводы истца со ссылками на пояснения специалиста Ф.И.О.3 о том, что краснокнижные растения при изъятии их из мест произрастания погибнут, опровергаются представленными отчетами доктора биологических наук, профессора ФИЦ УУХ СО РАН, директора Кузбасского ботанического сада Ф.И.О.10, оснований не доверять которым у суда апелляционной инстанции не имеется.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что ОАУ "СТК "Горный воздух" принимаются эффективные меры к сохранению краснокнижных растений в соответствии с положениями вышеприведенных норм природоохранного законодательства.

Само по себе нахождение растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области, непосредственно в местах проведения ОАУ "СТК "Горный воздух" работ, предусмотренных документацией, не может служить основанием для прекращения деятельности в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ОАУ "СТК "Горный воздух" создано и осуществляет деятельность в целях опережающего социально-экономического развития региона, возводимые ответчиком объекты (инженерная, транспортная и спортивная инфраструктура) являются основой для развития территории опережающего развития "Горный воздух" (ТОР "Горный воздух"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от17 марта 2016 года№ 200, и специализирующегося на спортивно-оздоровительных и туристско-рекреационных услугах.

20 сентября 2019 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2129-р принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, которая направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации.

Таким образом, строительство объектов ТОР "Горный воздух" направлено на развитие экономики Сахалинской области, доступности туристических услуг и оздоровления граждан.

Кроме того, строительство инфраструктуры ТОР "Горный воздух" повлечет повышение уровня благосостояния населения, за счет роста его занятости и создания дополнительных рабочих мест.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, исходя из баланса между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности и решением социально-экономических задач, учитывая, что последствия прекращения деятельности ОАУ "СТК "Горный воздух" может привести к прекращению деятельности резидентов на территории опережающего развития "Горный воздух", спаду экономики региона, снижению роста занятости и доходов населения, а также снижению туристического потока населения, судебная коллегия, принимая во внимание проводимые ответчиком компенсационные мероприятия по сохранению краснокнижных растений, приходит к выводу о несоразмерности последствий прекращения деятельности ОАУ "СТК "Горный воздух" тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения деятельности, так и вследствие ее прекращения, в связи с чем полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований РОО "Экологическая вахта Сахалина" не имеется.

Ссылку истца на то, что фактически Парковая дорога спроектирована в границах Памятника природы и проходит по его территории является несостоятельной, поскольку опровергается материалами дела, из которых следует, что проектируемый объект находится в непосредственной близости Памятника природы, однако располагается за границами особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Сахалинской области.

Кроме того, указанные доводы были предметом рассмотрения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций при разрешении административного дела № 2А-2785/2021 по административному исковому заявлению Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" о признании незаконными решения начальника ОАУ "Управление государственной экспертизы" от 20 июля 2020 года и мотивированно отклонены.

Довод прокурора, участвующего по делу, о том, что истцом избран неверный способ защиты права не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.

С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что неправильные выводы суда первой инстанции не привели к вынесению неправильного решения по делу, и в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не являются основанием к отмене или изменению решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 12 августа 2020 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца Региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" - Лисицыной Н.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток Приморского края) в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий: А.А. Портнягина

Судьи: Т.Н. Литвинова

А.В. Марьенкова

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2022 года.