Судья Галявиева А.Ф. Дело № 33-14453/2013
учёт № 22
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 декабря 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан - Панкова А.Л., представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Халилова С.В. на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Шушаковой Л.И. удовлетворить.
Признать за Шушаковой В.А., <дата> года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, право на получение Государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет средств бюджетных ассигнований в связи с аварийностью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в результате чрезвычайной ситуации – пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенном в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики.
Обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан – Правительство Республики Татарстан включить Шушакову В.А., <дата> года рождения в список граждан на получение Государственного жилищного сертификата в связи с аварийностью жилого помещения по адресу: <адрес>, исполнить необходимые мероприятия в соответствии с Порядком выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» и обязать произвести замену именного Государственного жилищного сертификата серии <данные изъяты> № <данные изъяты>, зарегистрированного в реестре Государственных жилищных сертификатов за № <данные изъяты>, выданного Шушаковой Л.И. <дата> года в <адрес>, на новый именной Государственный жилищный сертификат на семью в составе двух человек: Шушаковой Л.И., <дата> года рождения и Шушаковой В.А. <дата> года рождения, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан – Халилова С.В., представителя Министров финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан – Полевой Л.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шушакова Л.И., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Шушаковой Валерии Аркадьевны, обратилась с иском исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ, Кабинету Министров Республики Татарстан о признании права на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указано, что в период со <дата> года на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенного в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики, произошел пожар с последующими взрывами боеприпасов. Данное событие признано чрезвычайной ситуацией, является общеизвестным.
Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан были сформированы сводный реестр жилых помещений в г. Агрыз Республики Татарстан, непригодных для постоянного проживания, пострадавших в результате данной чрезвычайной ситуации, и список лиц на право получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденные Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 <дата> г. № <данные изъяты> с последующими изменениями. В указанный сводный реестр жилых помещений включен дом <адрес>. На момент чрезвычайной ситуации в квартире № <данные изъяты> указанного дома зарегистрированы и постоянного проживали истица и её несовершеннолетняя дочь Шушакова В.А., однако в список лиц на право получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, включена только истица. Исходя из письма Исполнительного комитета Агрызского муниципального района № <данные изъяты> от
<дата> года, Шушакова В.А. официально зарегистрировалась в поврежденном жилом помещении после чрезвычайной ситуации <дата> года, когда ей было выдано свидетельство о регистрации по месту жительства, в связи с чем не имеет права на получение государственного жилищного сертификата. В действительности Шушакова В.А. проживала в указанном жилом помещении и в установленном порядке была в нем зарегистрирована, в связи с чем имеет право на получение жилищного сертификата.
Шушакова Л.И. просила признать за несовершеннолетней Шушаковой В.А. право на получение государственного жилищного сертификата как лишившейся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации; обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан включить
Шушакову В.А. в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, расположенного в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики и обязать произвести замену именного Государственного жилищного сертификата серии <данные изъяты> № <данные изъяты>, зарегистрированного в реестре Государственных жилищных сертификатов за № <данные изъяты>, выданного Шушаковой Л.И. <дата> года в <адрес>, на новый именной Государственный жилищный сертификат на семью в составе двух человек: Шушаковой Л.И., <дата> года рождения и Шушаковой В.А., <дата> года рождения, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истица требования поддержала и пояснила, что её дочь Шушакова В.А., <дата> года рождения, с момента рождения зарегистрирована и проживает в квартире № <адрес>. На момент рождения дочери регистрация ребенка производилась путем внесения сведений в домовую книгу или поквартирную карточку родителей. После рождения дочери она в установленном законом порядке зарегистрировала дочь по месту жительства путем обращения в домоуправление жилищно-эксплуатационной организации со свидетельством о рождении. Отсутствие в поквартирной карточке даты регистрации не влияет на сам факт регистрации. В настоящее время ей выдан сертификат на приобретение жилья без учёта жилищных прав её дочери.
Представитель ответчика исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ в суд не явился, направил отзыв, в котором указал, что Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан не имеет полномочий по включению Шушаковой В.А. в список на получение Государственных жилищных сертификатов, так как это отнесено к компетенции исполнительно органа государственной власти субъекта РФ.
Представитель ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан в суд не явился, представил отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации по месту жительства № <данные изъяты> Шушакова В.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес> <дата> года, то есть после произошедшей чрезвычайной ситуации.
Представитель третьего лица Министерства финансов Республики Татарстан в суд не явился, в представленном отзыве указал, что Минфин не участвует в формировании, утверждении и согласовании списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов.
Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в суд не явился, в отзыве указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайно ситуации или стихийного бедствия. Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством Финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан на получение государственных жилищных сертификатов. В соответствии с пунктом 8 вышеназванного порядка ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, утверждающие этот список. Министерство финансов России не участвует в формировании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также в его полномочия не входит вопрос о внесении изменений в указанный список.
Представители третьих лиц Правительства Российской Федерации и Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в суд не явились.
Суд принято решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе указано, что Шушаковой Л.И. на момент составления списков не представлены документы, подтверждающие регистрацию её несовершеннолетний дочери Шушаковой В.А. по месту жительства и проживание на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в ночь со <дата> года. Считает решение суда неисполнимым, поскольку конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить. Также в жалобе указано, что Исполнительный комитет Агрызского муниципального района не имеет полномочий по включению истицы в Список на получение государственного жилищного сертификата и осуществления замены одного государственного жилищного сертификата на другой.
В апелляционной жалобе представитель Кабинета Министров Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе указано, что в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> года № <данные изъяты> в сводный реестр жилых помещений в г. Агрыз, непригодных для постоянного проживания был включен дом по адресу: <адрес>. В список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате взрывов включена Шушакова Л.И., зарегистрированная на момент чрезвычайной ситуации в ночь со <дата> года по адресу: <адрес> Несовершеннолетняя Шушакова В.А. не была зарегистрирована в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, в связи с чем не была включена в список граждан на получение единовременной материальной помощи и список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Кроме того, утверждается, что оказание или неоказание в виде предоставления жилищного сертификата не лишает истцовую сторону права обратиться в суд с иском к причинителю вреда – Министерству обороны Российской Федерации. Полагает, что оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 не является обязанностью государства по возмещению вреда.
Истец Шушакова Л.И., представитель ответчика Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, представители третьих лица Министерства финансов Республики Татарстан, Правительства Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
На основании пунктов 6, 7 вышеуказанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 года №2-4-60-12-22, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет постановление (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающее списки граждан, лишившихся жилого помещения; реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания; список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и другие документы. Реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3-х и более человек.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.
Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в ночь со <дата> года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны РФ возле н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики в результате ударной волны были повреждены и признаны аварийными 70 жилых домов в <адрес>.
Президентом РТ было направлено обращение в адрес Председателя Правительства РФ от 02.07.2011 года № 01-5568 о рассмотрении возможности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе о выделении ГЖС жителям указанных жилых домов.
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г. Агрыз РТ, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе н.п. Пугачево Удмуртской Республики со <дата> года, а также список граждан на получение государственный жилищных сертификатов, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от <дата> года № <данные изъяты> и являются соответственно приложениями № <данные изъяты> и № <данные изъяты> к указанному распоряжению.
В указанный сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания включен дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В список проживающих в указанном доме граждан на получение государственного жилищного сертификата включена Шушакова Л.И. При этом несовершеннолетняя Шушакова В.А., <дата> года рождения в указанный список не включена со ссылкой на то, что на момент чрезвычайной ситуации не была зарегистрирована в данной квартире. Между тем, на основании приведенных нормативно-правовых актов и установленных судом обстоятельств Шушакова В.А. подлежала включению в список на получение ГЖС. Указанное подтверждается следующим.
На момент рождения Шушаковой В.А. порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства устанавливался пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию в редакции Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года, в соответствии с которыми регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществлялась на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществлялась на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Данная редакция действовала до внесения изменений Постановлением Правительства РФ 28 марта 2008 года № 220.
Согласно пункту 28 Правил регистрации в редакции от 28 марта 2008 года регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании тех же документов путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов) с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
Таким образом, на момент рождения Шушаковой В.А. регистрация малолетнего ребенка производилась путем внесения сведений о ребенке в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей, при этом не устанавливалась обязанность родителей по регистрации малолетнего ребенка также в органах регистрационного учета (органах внутренних дел, паспортно-визовой службе и т.д.), а получение свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства предусматривалось лишь по достижении им возраста 14 лет.
После рождения Шушаковой В.А. в <дата> году истица в установленном законом порядке зарегистрировала дочь по месту жительства. Для этого она обратилась в домоуправление жилищно-эксплуатационной организации со свидетельством о рождении дочери, после чего дочь была вписана в поквартирную карточку (л.д. 11).
Из поквартирной карточки на квартиру № <адрес> следует, что в нее внесены сведения о несовершеннолетней
Шушаковой В.А. как о члене семьи нанимателя с указанием ее фамилии, имени, отчества, даты рождения. В соответствии с действующими на момент регистрации несовершеннолетней Шушаковой В.А. Правилами регистрации, выдача свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, производилась после достижения им 14-летнего возраста. Кроме того, сведения о регистрации ребенка по месту жительства в поквартирную карточку по представленным документам вносили работники домоуправления жилищно-эксплуатационной организации, которые и обеспечивали полноту и правильность этих сведений.
Факт регистрации и проживания Шушаковой В.А. на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении подтверждается также договором социального найма жилого помещения от <дата> года на квартиру <адрес>, в котором Шушакова В.А. указана в качестве постоянно проживающей в данном жилом помещении, счетами-квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг на указанную квартиру за <дата> года, из которых видно, что количество жильцов двое, действующим полисом обязательного медицинского страхования, выданным <дата> года на имя Шушаковой В.А., с указанием адреса:
<адрес>, справкой директора СОШ № <данные изъяты> <адрес> о том, что согласно личной карточки ученицы Шушаковой В.А. от 01 сентября 2005 года адресом ее проживания является кв. № 03 дома № 11 по
<адрес>, и иными документами. Кроме того, решением Агрызского районного суда Республики Татарстан от <дата> года по делу по иску Шушаковой Л.И. к Шушакову А.Г. о выселении в связи с невозможностью совместного проживания и снятии с регистрационного учета, установлен факт регистрации и проживания несовершеннолетней
Шушаковой В.А. по адресу: <адрес>.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал, что Шушакова В.А. на момент чрезвычайной ситуации была зарегистрирована и проживала в жилом помещении по адресу: <адрес>, и следовательно, приобрела право на получение жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ во включении Шушаковой В.А. в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, со ссылкой на отсутствие свидетельства о её регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, является неправомерным, поскольку регистрация Шушаковой В.А. по месту жительства была произведена установленном порядке, применявшимся на момент его рождения, и подтверждается надлежащими документами.
Изменения в пункт 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусматривающие получение указанного свидетельства на детей, не достигших 14-летнего возраста, были внесены Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2008 года № 220. При этом ни закон, ни Правила регистрации, не предписывали обязанность родителей (усыновителей, опекунов) получить свидетельство о регистрации по месту жительства на детей в возрасте до 14 лет, зарегистрированных до введения новых правил.
Кроме того, квартира № <адрес> является единственным жильем Шушаковой В.А., иного жилого помещения на праве собственности или другом законном основании у неё не имеется. При этом она была признан пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, о чем свидетельствует факт оказания семье истицы в составе пяти человек денежной помощи, предусмотренной утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Истице с учетом
Шушаковой В.А. была оказана единовременная материальная помощь, а так же финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в соответствующем размере.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан о том, что обжалуемое решение является неисполнимым, поскольку конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить, не может служить основанием к отмене по существу правильного решения суда. Так, порядок исполнения решения суда может быть определен в рамках исполнительного производства. В случае необходимости, стороны не лишены права обратиться в суд за разъяснением решения суда.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от
10 сентября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи: