Судья Кучук Н.Ю. УИД 65RS0009-01-2019-000410-16
Докладчик Чемис Е.В. Дело 33-1445/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Южно-Сахалинск 04 августа 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Чемис Е.В.,
судей Малеванного В.П. и Марьенковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Огай Э.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 О.10 к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» и мэру МО «ГО Ногликский» о признании незаконными распоряжения мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» и решений комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с правовым положением муниципального служащего,
по апелляционной жалобе представителя администрации МО «ГО Ногликский» - Ф.И.О.11 на решение Ногликского районного суда от 27 декабря 2019 г.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
В обоснование иска указала, что с <данные изъяты> г. принята на работу в администрацию муниципального образования «Городской округ Ногликский», в настоящее время занимает должность <данные изъяты>. Распоряжением мэра от 23 ноября 2016 г. №470-КС в стаж муниципальный службы включены периоды ее работы в должности инспектора отдела кадров в Есильском узле связи с <данные изъяты> г и в должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций с <данные изъяты> г.
Распоряжением мэра муниципального образования «городской округ Ногликский» от 11 апреля 2019 г. изданным на основании протоколов заседаний комиссии по решению вопросов, связанных с правовым положением муниципального служащего №1 от 11 сентября 2017 г. и №2 от 13 сентября 2017 г. признано недействительным распоряжение мэра от 23 ноября 2016 г. №470-КС.
Считает, указанное распоряжение не законным, поскольку период работы в Есильском узле связи подлежит зачету в стаж муниципальной службы.
На основании изложенного с учетом уточнений, просит суд признать незаконными распоряжение мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 11 апреля 2019 г. №126-КС в части невключения с 23 ноября 2016 г. в стаж муниципальной службы ФИО2 периода работы в должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций с <данные изъяты> г., а также решения комиссии по рассмотрению, вопросов связанных с правовым положением муниципального служащего, оформленные протоколами заседаний № 1 от 11 сентября 2017 г. и № 2 от 13 сентября 2017 г., в части пересмотра стажа муниципальной службы ФИО2
Протокольным определением от 03 октября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен мэр муниципального образования «Городской округ Ногликский» и в качестве третьего лица на стороне ответчиков, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора -финансовое управление МО «ГО Ногликский».
Решением Ногликского районного суда от 27 декабря 2019 г. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным распоряжение мэра МО ГО «Ногликский» от 11 апреля 2019 г. № 126-КС «О признании недействительным распоряжения мэра МО «ГО Ногликский» от 23 ноября 2016 года № 470-КС «О включения в стаж муниципальной службы ФИО2 периодов работы в иных организациях» в части невключения с 23 ноября 2016 г. в стаж муниципальной службы ФИО2 периода работы с <данные изъяты> должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
На решение суда представитель ответчика администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Ф.И.О.12 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что судом неверно истолкованы нормы ч. 2 ст.25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», так как ФИО2 стажа гражданской службы не имеет; неправомерно были включены в стаж муниципальной службы спорные периоды работы истца, поскольку между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отсутствует взаимосогласованный акт по вопросу взаимозачета стажа государственной (муниципальной) службы.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО2 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО2, мэр МО «ГО Ногликский», представители администрации МО «ГО Ногликский» и Финансового управления администрации МО «ГО Ногликский» не явились, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив дело в пределах доводов апелляционных жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена взаимосвязь муниципальной службы и государственной службы, в частности установлено требование учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Исчисление стажа муниципальной службы и зачет иных периодов трудовой деятельности производятся в порядке, предусмотренном для государственных гражданских служащих.
Указом Президента РФ от 17 декабря 2020 года № 1413(утратившим силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141), утвержден перечень должностей периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в который также включены отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет (п. 15 Указа).
В Перечне, утвержденном Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1141, содержится аналогичное положение (п. 20 Указа).
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения мэра МО «ГО Ногликский» от 23 ноября 2016 года № 470-КС «О включении в стаж муниципальной службы ФИО2 периодов работы в иных организациях» с 23 ноября 2016 года в стаж муниципальной службы ФИО2 включены периоды работы в Есильском узле связи: в должности инспектора отдела кадров с <данные изъяты> года и в должности старшего инспектора отдела кадров с <данные изъяты> года.
11 апреля 2019 г. мэром МО «ГО Ногликский» на основании протоколов заседаний комиссии по решению вопросов, связанных с правовым положением муниципального служащего № 1 от 11 сентября 2017 г. и № 2 от 13 сентября 2017 г. издано распоряжение № 126-КС, которым признано недействительным распоряжение мэра от 23 ноября 2016 года № 470-КС.
Удовлетворяя требования истца о признании незаконным распоряжения мэра от 11 апреля 2019 г. № 126-КС в части не включения периодов работы с <данные изъяты> г. в должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций, суд первой инстанции исходил из того, что приобретенный опыт и полученные знания в Есильском районном узле были использованы ФИО2 в период замещения должности муниципальной службы, в связи с чем, подлежали включению в стаж муниципальной службы.
С данным выводом, судебная коллегия согласиться не может, в силу следующего.
Периоды, включаемые в стаж муниципальной службы, перечислены в ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и к ним относятся периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст.6 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года №78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области», в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», периоды работы в государственных и муниципальных организациях (учреждениях, предприятиях) на руководящих должностях; обучения в учебных заведениях с отрывом от производства по направлению государственных органов, органов местного самоуправления и партийных органов до 14 марта 1990 года; работы в аппаратах советских, партийных, комсомольских органов до 14 марта 1990 года; работы в центральных профсоюзных органах СССР, профсоюзных органах союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах и их аппаратах, в профкомах органов государственной власти и образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления; установленные муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 7 этого же Закона Сахалинской области исчисление стажа муниципальной службы производится кадровой службой соответствующего органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования на основании трудовой книжки, являющейся основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже. Периоды работы (службы), включаемые в стаж муниципальной службы, суммируются независимо от перерыва в работе или иной деятельности. Стаж, установленный муниципальным служащим до вступления в силу настоящего Закона, сохраняется и включается в стаж муниципальной службы.
В соответствии с Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном образовании «ГО Ногликский» от 21 декабря 2010 года №83, в стаж муниципальной службы также могут включаться отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы - в порядке, определяемом нормативным правовым актом мэра муниципального образования «Городской округ Ногликский».
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
Вместе с тем, в п. 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. разъяснено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет не включается стаж, приобретенный на территории государств - участников СНГ без взаимосогласованного акта, который до настоящего времени не принят.
Учитывая изложенное, период работы ФИО2 с 1 июля 1993 г. по 30 июня 1998 г. в Есильском районном узле коммуникаций не может быть зачтен в стаж ее муниципальной службы.
При таких обстоятельствах, оснований для признания распоряжения мэра МО «Ногликский ГО» от 11 апреля 2019 г. № 126-КС незаконным в части невключения в стаж муниципальной службы периоды работы с 1 июля 1993 г. по 30 июня 1998 г. в должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногликского районного суда от 27 декабря 2019 года в части удовлетворения заявленных ФИО1 О.13 требований о признании незаконным распоряжения мэра МО «ГО Ногликский» от 11 апреля 2019 года № 126-КС «О признании недействительным распоряжение мэра МО «ГО Ногликский» от 23 ноября 2016 г. № 470-КС «О включении в стаж муниципальной службы ФИО2 периодов работы в иных организациях» в части невключения с 23 ноября 2016 года в стаж муниципальной службы ФИО2 периода работы с <данные изъяты> в должности старшего инспектора отдела кадров в Есильском районном узле коммуникаций, -отменить, в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Ногликского районного суда от 27 декабря 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий судья Е.В. Чемис
Судьи В.П. Малеванный
А.В. Марьенкова