ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14462/2013 от 12.12.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Галявиева А.Ф. дело № 33-14462/2013

учет № 22

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 декабря 2013 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,

судей Фахрутдиновой Р.А. и Сазоновой В.Г.,

при секретаре судебного заседания М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан – ФИО1 и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – ФИО2 на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО4, удовлетворить.

Признать за ФИО4, <дата> года рождения, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, право на получение Государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения за счет средств бюджетных ассигнований в связи с аварийностью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в результате чрезвычайной ситуации - пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенном в районе <адрес>

Обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан включить ФИО4, <дата> года рождения в список граждан на получение Государственного жилищного сертификата в связи с аварийностью жилого помещения по адресу: <адрес>, исполнить необходимые мероприятия в соответствии с Порядком выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982, постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 года № 561
«О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» и обязать произвести замену именного Государственного жилищного сертификата серии А № <данные изъяты>, зарегистрированного в реестре Государственных жилищных сертификатов за № <данные изъяты>, выданного ФИО3 <дата> года в <адрес>, на новый именной Государственный жилищный сертификат на семью в составе трех человек: ФИО3 <дата> года рождения, ФИО4 <дата> года рождения и ФИО4, <дата> года рождения, зарегистрированных и проживающих по адресу: <адрес>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Главного управления МЧС России по Республике Татарстан – ФИО2, представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан – ФИО5, поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО3 обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан о признании права на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.

В обоснование требований указано, что в период со <дата> года на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенного в районе <адрес> произошел пожар с последующими взрывами боеприпасов. Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ сформированы сводный реестр жилых помещений в <адрес>, пострадавших в результате данной чрезвычайной ситуации, и список лиц на право получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. В указанный сводный реестр жилых помещений включен дом № <адрес>. Истец совместно с дочерью ФИО4 и сыном ФИО4 на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали в квартире № <данные изъяты> данного жилого дома, однако в список лиц, имеющих право получения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сын истицы в состав семьи не включен. Исходя из разъяснений представителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ
ФИО4 не включен в указанный список в связи с тем, что он официально зарегистрирован в поврежденном жилом помещении после чрезвычайной ситуации – <дата> года, когда ему было выдано свидетельство о регистрации по месту жительства, в связи с чем, не имеет права на государственный жилищный сертификат. В действительности же сын истца проживал в указанном жилом помещении и в установленном порядке был в нем зарегистрирован с момента рождения, поэтому имеет право на получение жилищного сертификата.

На основании изложенного, уточнив требования, ФИО3 просила признать за ФИО4, <дата> года рождения, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, право на получение государственного жилищного
сертификата как лишившегося жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенном в районе <адрес>; обязать исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Кабинет Министров Республики Татарстан включить ФИО4,
<дата> года рождения, проживающего и зарегистрированного по адресу:
<адрес>, в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого
помещения в результате чрезвычайной ситуации - пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ, расположенного в районе <адрес>; заменить выданный ей Государственный жилищный сертификат на двух человек согласно действующим нормативным актам и выдать государственный жилищный сертификат с учетом прав несовершеннолетнего ФИО4

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, в отзывах, представленных суду, иск не признали.

Представители третьих лиц – Правительства РФ, Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, в представленных суду отзывах просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе указано, что несовершеннолетний ФИО4 согласно свидетельству о регистрации по месту жительства зарегистрирован в жилом помещении, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, уже после признания его непригодным для проживания. Отмечается, что исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан не имеет полномочий по включению ФИО4 в список на получение сертификатов и осуществления замены выданного сертификата на другой.

В апелляционной жалобе представителя Кабинета Министров Республики Татарстан так же ставится вопрос об отмене принятого по делу решения суда. Указывается, что ФИО4 был зарегистрирован по месту проживания после произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с чем оснований для выдачи ему государственного жилищного сертификата не имеется. Кроме того, он не лишен права обратиться в общем порядке с требованиям о возмещении причиненного вреда к причинителю вреда – Министерству обороны РФ.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.

На основании пунктов 6, 7 вышеуказанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.

Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 года №2-4-60-12-22, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет постановление (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающее списки граждан, лишившихся жилого помещения; реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания; список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и другие документы. Реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в ночь со <дата> года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны РФ возле <адрес>, в результате ударной волны были повреждены и признаны аварийными <адрес>, в том числе дом № <адрес>.

Президентом РТ было направлено обращение в адрес Председателя Правительства РФ от 02 июля 2011 года № 01-5568 о рассмотрении возможности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе о выделении государственных жилищных сертификатов жителям указанных жилых домов.

Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в <адрес>, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе <адрес> со <дата> года, а также список граждан на получение государственный жилищных сертификатов, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2012 года № 1926-р и являются соответственно приложениями № <данные изъяты> и № <данные изъяты> к указанному распоряжению.

В указанный сводный реестр жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания включен жилой дом по адресу: <адрес>.

В список проживающих в указанном доме граждан на получение государственного жилищного сертификата включены, в том числе два члена семьи истца: ФИО6 и ее дочь ФИО4, проживающие в квартире № <данные изъяты> данного дома. При этом несовершеннолетний сын истца ФИО4,
<дата> года рождения, проживающий данном жилом помещении с рождения, в указанный список не включен со ссылкой на то, что на момент чрезвычайной ситуации он не был зарегистрирован по указанному адресу.

Вместе с тем, на момент рождения ФИО4 порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства устанавливался пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию в редакции Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года, в соответствии с которыми регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществлялась на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществлялась на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Данная редакция действовала до внесения изменений Постановлением Правительства РФ 28 марта 2008 года № 220.

Согласно пункту 28 Правил регистрации в редакции от 28 марта 2008 года регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании тех же документов путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов) с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

Таким образом, на момент рождения ФИО4 регистрация малолетнего ребенка производилась путем внесения сведений о ребенке в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей, при этом не устанавливалась обязанность родителей по регистрации малолетнего ребенка также в органах регистрационного учета (органах внутренних дел, паспортно-визовой службе и т.д.), а получение свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства предусматривалось лишь по достижении им возраста 14 лет.

После рождения ФИО4 в <дата> году истец в установленном законом порядке зарегистрировала сына по месту жительства. Для этого она обратилась в домоуправление жилищно-эксплуатационной организации со свидетельством о рождении сына, после чего сын был вписан в поквартирную карточку.

Из поквартирной карточки на квартиру № <адрес> следует, что в нее внесены сведения о несовершеннолетнем
ФИО4 как о члене семьи нанимателя с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения и данных свидетельства о рождении (серии, регистрационного номера и даты выдачи). Отсутствие в поквартирной карточке даты регистрации (прописки) сына истца по месту жительства не влияет на сам факт регистрации, поскольку по сложившейся на тот период практике, основанной на действующих Правилах регистрации, эти сведения вносились с получением свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, то есть после достижения им 14-летнего возраста. Кроме того, сведения о регистрации ребенка по месту жительства в поквартирную карточку по представленным документам вносили работники домоуправления жилищно-эксплуатационной организации, которые и обеспечивали полноту и правильность этих сведений.

Факт регистрации и проживания ФИО4 на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении по вышеуказанному адресу подтверждается так же договором социального найма данного жилого помещения № <данные изъяты> от <дата> года, в котором значится ФИО4 в качестве постоянно проживающего, счетами-квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг на указанную квартиру с количеством жильцов, действующим полисом обязательного медицинского страхования от <дата> года на имя ФИО4, с указанием адреса: <адрес>, справками ГУ «УК-Агрыз» о составе семьи ФИО3 в том числе ФИО4 от <дата> года, от <дата> года, от <дата> года, копией судебного приказа от <дата> года, согласно которому местом жительства ФИО3 и ее детей ФИО4 и ФИО4 указан адрес: <адрес>, справкой СОШ № <данные изъяты> о том, что согласно личной карточке ученика ФИО4 от <дата> года адресом его проживания является кв. № <адрес> (л.д.81) и иными документами.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ во включении ФИО4 в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, со ссылкой на отсутствие свидетельства о его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, является неправомерным, поскольку регистрация ФИО4 по месту жительства была произведена установленном порядке, применявшимся на момент его рождения, и подтверждается надлежащими документами.

Изменения в пункт 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусматривающие получение указанного свидетельства на детей, не достигших 14-летнего возраста, были внесены Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2008 года № 220. При этом ни закон, ни Правила регистрации, не предписывали обязанность родителей (усыновителей, опекунов) получить свидетельство о регистрации по месту жительства на детей в возрасте до 14 лет, зарегистрированных до введения новых правил.

Кроме того, квартира № <адрес> является единственным жильем ФИО4, иного жилого помещения на праве собственности или другом законном основании у него не имеется. При этом он был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о чем свидетельствует факт оказания семье истца в составе трех человек денежной помощи, предусмотренной утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Истцу с учетом
ФИО4 была оказана единовременная материальная помощь, а так же финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в соответствующем размере.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Доводы апелляционных жалоб представителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан повторяют правовую позицию, изложенную ими в суде первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и представителя Кабинета Министров Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

Председательствующий -

Судьи: