ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1447/2013 от 22.05.2013 Астраханского областного суда (Астраханская область)



  Судья <.....>. №


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ



г. Астрахань 22 мая 2013 года


Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шустовой Т.П.

судей областного суда Степина А.Б., Радкевича А.Л.

при секретаре Ковалевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Кузнецовой И.А. на решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" по гражданскому делу Кузнецовой <.....> в интересах Дробжевой А.Ф. о признании незаконным (недействительным) распоряжения о разрешении получения пенсий и других социальных выплат, возложении обязанности по выдаче предварительного разрешения на расходование опекуном доходов подопечного,



УСТАНОВИЛА:



Кузнецова И.А. в интересах Дробжевой А.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным (недействительным) распоряжения «О разрешении получения пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых подопечным» и возложении обязанности по выдаче предварительного разрешения на расходование опекуном доходов подопечного, указав, что на основании Постановления администрации <....> района г.Астрахани она является опекуном Дробжевой А.Ф. С октября "Дата" года и по настоящее время исправно, без нареканий органов опеки и попечительства безвозмездно исполняет свои обязанности. "Дата" Министерством социального развития и труда Астраханской области было вынесено распоряжение «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособнойДробжевой А.Ф.», в распоряжении указано: «РазрешитьКузнецовой И.А., действующей заДробжеву А.Ф.,ежемесячно получать денежные средства в размере, указанном в платежном поручении по почтовому отделению <.....>; обязатьКузнецову И.А.расходовать денежные средства исключительно в интересахДробжевой А.Ф.; обязатьКузнецову И.А.предоставлять отчеты о расходовании денежных средств ежегодно до <.....> года, следующего за отчетным. Ответственность за соблюдение имущественных правДробжевой А.Ф. возложить на опекунаКузнецову И.А.». Считает, что возлагать обязанности и ответственность, вводить ограничения (разрешения) на получение опекуном за своего подопечного пенсий и социальных пособий органы опеки государством не уполномочены. Издание указанного документа фактически запретило выплату пенсии опекаемой и оставило инвалида без средств к существованию. Отсутствие «Предварительного разрешения органа опеки и попечительства на расходование доходов», в соответствии с которым доходы подопечного расходуются опекуном с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (без предварительного разрешения опекун вправе ежемесячно расходовать денежные средства в пределах величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации) ограничивает ее возможности в части материального обеспечения подопечнойДробжевой А.Ф.и не дает надлежащим образом и в полной мере исполнять обязанности опекуна. Просила суд признать незаконным (недействительным) распоряжение№-Л от"Дата"«О разрешении получения пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособнойДробжевой А.Ф.», принятое ГКУАстраханской области«<.....><.....>» Министерства социального развития и трудаАстраханской области, обязать выдать в соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса РФ предварительное разрешение на расходование опекуномКузнецовой И.А. доходов подопечнойДробжевой А.Ф.

В судебном заседании Кузнецова И.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития и труда по Астраханской области Иноземцева Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица ГКУАстраханской области«<.....><.....>» Корнева О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.

Решением <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" отказано в удовлетворении заявленных требований Кузнецовой И.А. о признании незаконным (недействительным) распоряжения о разрешении получении пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых подопечному, и возложении обязанности по выдаче предварительного разрешения на расходование опекуном доходов подопечного.

В апелляционной жалобе Кузнецовой И.А. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указано, что распоряжение «О разрешении получения пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной Дробжевой А.Ф.» №-Л от "Дата" нарушает права опекаемой и ее права, поскольку возлагать обязанности и ответственность, вводить ограничение (разрешение) на получение опекуном за своего подопечного пенсий и социальных пособий органы опеки государством не уполномочены. Издание указанного документа фактически запретило выплату пенсии опекаемой и оставило инвалида без средств к существованию.

Заслушав докладчика, выслушав Кузнецову И.А., поддержавшую доводы жалобы, представителей Министерства социального развития и труда по Астраханской области Иноземцеву Л.В., ГКУАстраханской области«Центр социальной поддержки населения в <.....> районе г.Астрахани» Корневу О.Н., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации <.....> района г.Астрахани № от "Дата" Кузнецова И. А. назначена опекуном Дробжевой А.Ф.

Кузнецова И.А. обратилась с заявлением в ГКУ Астраханской области «<.....> <.....>» о выдаче разрешения на ежемесячное получение денежных средств в размере, указанном в платежном поручении по почтовому отделению <.....>, за ее опекаемую Дробжеву А.Ф.

"Дата" ГКУ Астраханской области «<.....> <.....>» Министерства социального развития и трудаАстраханской областивынесено распоряжение о разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособнойДробжевой А.Ф., согласно которому Кузнецовой И.А., действующей заДробжеву А.Ф.,разрешено ежемесячно получать денежные средства в размере, указанном в платежном поручении по почтовому отделению <.....>; Кузнецова И.А.обязана расходовать денежные средства исключительно в интересахДробжевой А.Ф.; Кузнецова И.А. обязана предоставлять отчеты о расходовании денежных средств ежегодно до 01 февраля года, следующего за отчетным. Ответственность за соблюдение имущественных правДробжевой А.Ф.возложена на опекунаКузнецову И.А.

Оспариваемое ГКУАстраханской области«<.....><.....>» направлено в адрес Кузнецовой И.А. "Дата", получено последней "Дата".

В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, а также семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству.

На основании статьи 4 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со статьей 21 Устава Астраханской области исполнительную власть в Астраханской области осуществляют возглавляемое Губернатором Астраханской области Правительство Астраханской области и иные исполнительные органы государственной власти Астраханской области, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законом Астраханской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от "Дата" № министерство социального развития и труда Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим деятельность органа опеки и попечительства; непосредственно и через уполномоченные подведомственные государственные учреждения Астраханской области.

В силу пункта 11.12 Положения «О министерстве социального развития и труда Астраханской области» министерство в области опеки и попечительства организует деятельность по опеке и попечительству на территории Астраханской области в отношении несовершеннолетних, а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от "Дата" № созданы государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения районов города Астрахани, которые с "Дата" наделены статусом органа опеки и попечительства в Астраханской области в части осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории соответствующей административной единицы - района города Астрахани - в отношении несовершеннолетних, включая детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности.

В силу пункта 13 Постановления Правительства Астраханской области от "Дата" № государственные казенные учреждения Астраханской области - центры социальной поддержки населения районов города Астрахани осуществляют деятельность органа опеки и попечительства на подведомственной территории, в том числе:

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни усыновленных детей, подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве";

- выдача разрешений, предварительных разрешений, согласий в случаях, установленных федеральным законодательством.

Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от "Дата" № утверждены формы документов, выдаваемых органами опеки и попечительства Астраханской области.

В соответствии с п.п. 1.1 пункта 1 Постановления от "Дата" № установлено, что структурные подразделения министерства социального развития и труда Астраханской области с правами юридических лиц в районах муниципального образования "<.....>", государственные казенные учреждения Астраханской области, осуществляющие деятельность по опеке и попечительству на территории Астраханской области, принимают, подписывают и выдают документы в пределах полномочий, возложенных на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации, Астраханской области.

Документы, выдаваемые органами опеки и попечительства Астраханской области, оформляются в форме согласно приложению к настоящему Постановлению (п.п. 1.2 пункта 1).

Документы государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения муниципальных районов (в отношении несовершеннолетних, включая детей, оставшихся без попечения родителей), а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, государственного казенного учреждения "Центр защиты прав детей" (в отношении несовершеннолетних), структурных подразделений министерства социального развития и труда Астраханской области с правами юридических лиц в районах муниципального образования "<.....>" оформляются в форме распоряжения по вопросам:

- о разрешении ежемесячного снятия денежных средств, принадлежащих опекаемому, подопечному;

- о предварительном разрешении на совершение сделок с имуществом (в том числе ценными бумагами) опекаемого, подопечного, предоставлении имущества в пользование на срок более пяти лет, совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (об отказе в выдаче такого разрешения);

- письменные указания опекуну, попечителю, приемному родителю в отношении распоряжения имуществом подопечных, которое не передано в доверительное управление;

Распоряжения изготавливаются на соответствующих гербовых бланках.

При таких обстоятельствах ГКУАстраханской области«<.....><.....>» правомочно принимать распоряжения по вопросу о разрешении ежемесячного снятия денежных средств, принадлежащих опекаемым лицам.

Основной задачей органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей (физических лиц, юридических лиц), а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане (статья 7 Федерального закона N 48-ФЗ).

В силу статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится, в частности выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.

Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочиями.

Согласно статье 19 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в письменной форме в отношении распоряжения имуществом подопечных (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Согласно пункту 2 пп. 2.1 Устава ГКУАстраханской области«<.....><.....>» целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочийАстраханской областив сфере социального обслуживания населения, предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, социально-трудовых отношений и развития трудовых ресурсов, деятельности органа опеки и попечительства на территории <.....> района г.Астрахани.

Согласно п. 2 пп.2.2.13 Устава для достижения целей учреждение предоставляет государственные услуги и осуществляет государственные функции: осуществление деятельности органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, включая детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, на территории <.....> района.

Из ответа Министерства социального развития и трудаот "Дата"на обращение Кузнецовой И.А. о получении пенсии опекаемой без предварительного разрешения органа опеки и попечительств следует, что величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации за III квартал "Дата" года составляет <.....> руб., а пенсия опекаемой Дробжевой А.Ф. составляет более указанного размера, в связи с чем сумма пенсии недееспособного, превышающая величину прожиточного минимума, в соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса РФ опекуном расходуется в интересах подопечного с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Из письма УФПС Астраханской области филиала ФГУП «<.....>» № от "Дата", адресованного Кузнецовой И.А., следует, что выдача пенсии, превышающая прожиточный минимум, происходит только с предварительного разрешения органов опеки и попечительства, и по предъявлении копии данного разрешения ей будет выплачена пенсия в полном объеме.

Судом первой инстанции установлено, что опекун Кузнецова И.А. распоряжение на почтовое отделение связи не предъявляла, на протяжении трех месяцев не получает пенсию опекаемой Дробжевой А.Ф.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным (недействительным) распоряжения о разрешении получения пенсий и других социальных выплат, выплачиваемых подопечным, возложении обязанности выдать предварительное разрешение на расходование опекуном доходов подопечного, суд первой инстанции исходил из того, что препятствий для Кузнецовой И.А. в получении пенсии Дробжевой А.Ф. не имеется, распоряжение ГКУ Астраханской области «<.....>» «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной Дробжевой А.Ф.» от "Дата" не нарушает прав Кузнецовой И.А. как получателя денежных сред, поскольку вынесено в соответствии с требованиями статьи 37 Гражданского кодекса РФ, статьи 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Судебная коллегия вывод районного суда считает правильным, поскольку оспариваемое распоряжение не нарушает ни прав Дробжевой А.Ф., ни ее опекуна Кузнецовой И.А., не ограничивает право опекуна на распоряжение денежными средствами опекаемого лица при соблюдении требований закона.

Порядок принятия оспариваемого Кузнецовой И.А. распоряжения государственного казенного учреждения Астраханской области «<.....>» №-л от "Дата" «О разрешении получения пенсии и других социальных выплат, выплачиваемых недееспособной Дробжевой А.Ф.» соблюден; содержание оспариваемого решения в целом соответствует требованиям закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих данные правоотношения.

При таких обстоятельствах являются необоснованными и доводы жалобы о нарушении прав заявителя пунктами 2 и 4 оспариваемого распоряжения, предусматривающих соответственно обязанность Кузнецовой И.А. расходовать денежные средства исключительно в интересах опекаемой Дробжевой А.Ф., возлагающих ответственность за соблюдение имущественных прав Дробжевой А.Ф. на ее опекуна Кузнецову И.А.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Исходя из положений статьи 37 Гражданского кодекса РФ, предварительное разрешение выдается на совершение сделок с имуществом опекаемого, подопечного, влекущих за собой уменьшения объема и стоимости имущества указанных лиц.

Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования заявителя о возложении обязанности по выдаче предварительного разрешения на расходование опекуном доходов Дробжевой А.Ф., поскольку ГКУ «<.....>» принято соответствующее требованиям закона распоряжение, позволяющее Кузнецовой И.А. получать пенсию и иные социальные выплаты, причитающиеся Дробжевой А.Ф., без ограничений в размере.





Доводы апелляционной жалобы Кузнецовой И.А. о неправильном применении судом норм материального права, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона, повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и получившую правильную оценку в решении, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,



О П Р Е Д Е Л И Л А:



решение <.....> районного суда г. Астрахани от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецовой <.....> - без удовлетворения.