ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-144/18 от 23.01.2018 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Аленкин И.О. Дело № 33-2036/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2018 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Хряпиной Е.П.,

СУДЕЙ: Белоноговой Н.Ю., Виноградовой О.А.,

при секретаре: Шевчук В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Себежского районного суда Псковской области от 11 октября 2017 года, которым постановлено:

Иск Государственного Комитета Псковской области по имущественным отношениям удовлетворить.

Изъять у ФИО1, (дд.мм.гг.) года рождения, неиспользуемые им по назначению в течение более 3-х лет подряд земельные участки сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, прекратив право собственности ФИО1 на указанное недвижимое имущество, с последующей реализацией данных земельных участков с публичных торгов, установив начальную цену реализации изъятых у ФИО1 земельных участков на публичных торгах равной их кадастровой стоимости:

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 6 988 м? в <адрес>, кадастровой стоимостью 7 337 (Семь тысяч триста тридцать семь) рублей 40 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 10 805 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 11 345 (Одиннадцать тысяч триста сорок пять) рублей 25 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 42 128 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 44 234 (Сорок четыре тысячи двести тридцать четыре) рубля 40 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 53 962 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 56 660 (Пятьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят) рублей 10 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 52 443 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 55 065 (Пятьдесят пять тысяч шестьдесят пять) рублей 15 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 58 605 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 61 535 (Шестьдесят одна тысяча пятьсот тридцать пять) рублей 25 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 104 447 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 107 580 (Сто семь тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 41 копейка;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 58 630 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 61 561 (Шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят один) рубль 05 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 48 561 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 50 989 (Пятьдесят тысяч девятьсот восемьдесят девять) рублей 05 копеек;

земельный участок с кадастровым номером (№) площадью 50 636 м? <адрес>, кадастровой стоимостью 53 167 (Пятьдесят три тысячи сто шестьдесят семь) рублей 80 копеек;

с кадастровым номером (№) площадью 44 024 м? в <адрес>, кадастровой стоимостью 46 225 (Сорок шесть тысяч двести двадцать пять) рублей 20 копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 8 757 (Восемь тысяч семьсот пятьдесят семь) рублей 02 копейки в доход бюджета муниципального образования «Себежский район» (УФК по Псковской обл., Межрайонная ИФНС России № 6 по Псковской области, ИНН <***> КПП 600901001 счет №40101810400001010002 в Отделении Псков Банка России, г. Псков, БИК 045805001, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 58654101).

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Белоноговой Н.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям обратился в суд с иском к ФИО1 о принудительном изъятии и продаже с публичных торгов неиспользуемых по назначению земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В обоснование иска указано, что с 2011 года в собственности жителя г. Москвы ФИО1, (№) года рождения, находятся земельные участки категории сельхозназначения, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного использования: с кадастровым номером (№) площадью 6 988 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 7 337,40 руб.; с КН (№) площадью 10 805 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 11345,25 руб.; с КН (№) площадью 42 128 м? <адрес> кадастровой стоимостью 44 234,40 руб.; с КН (№) площадью 53 962 м? <адрес> кадастровой стоимостью 56 660,10 руб.; с КН (№) площадью 52 443 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 55 065,15 руб.: с КН (№) площадью 58 605 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 61 535,25 руб.; с КН (№) площадью 104 447 м? <адрес> кадастровой стоимостью 107 580,41руб.; с КН (№) площадью 58 630 м? <адрес> кадастровой стоимостью 61 561,50 руб.; с КН (№) площадью 48 561 м? <адрес> кадастровой стоимостью 50 989,05 руб.; с КН (№) площадью 50 636 м? <адрес> кадастровой стоимостью 53 167,80 руб.; и с КН (№) площадью 44 024 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 46 225,20 руб. (данные о кадастровой стоимости приведены согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 27 марта 2017 года).

Указанные земельные участки длительное время более 3-х лет собственником не используются по целевому назначению, сельхозугодья не обрабатываются, пашня не возделывается, сельскохозяйственное производство на них не ведется, земля заросла сорными травами и древесно-кустарниковой растительностью, хотя на крайне незначительной части земель предпринимались попытки вырубки, но отходы (стволы деревьев, сучьи, ветки, пни) не вывозились и складированы прямо на месте вырубки, так что эти порубочные остатки гниют и засоряют почву, тем самым, ещё более ухудшают плодородие почвенного слоя. Зарастание сельскохозяйственных угодий (пашни) допущено ответчиком не менее, чем на 50 % площади каждого участка; установленные требования по проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель сельхозназначения собственником не исполняются. Указанное выявлено при неоднократных проверках сотрудниками Россельхознадзора соблюдения земельного законодательства в 2014-2017 годах, с участием представителя собственника ФИО1 по доверенности М.Д.Ю., а также с привлечением представителя органа местного самоуправления (ГП «Себеж»), по итогам которых ФИО1 надзорным органом неоднократно выдавались предписания об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства РФ (осуществить мероприятия по очистке и защите сельхозугодий от зарастания сорными травами, деревьями и кустарниками), которые регулярно ответчиком не исполнялись. Также, в связи с вышеизложенными обстоятельствами по результатам проверок Россельхознадзора ФИО1 как собственник вышеуказанных 11-ти земельных участков сельхозназначения неоднократно привлекался и к административной ответственности в виде штрафов как по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, допущение ухудшения качественного состояния земель сельхозназначения, так и по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ и по ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение в срок выданных органом государственного земельного надзора предписаний.

Государственный комитет Псковской области в связи с не использованием 11 земельных участков просил изъять у ответчика земельные участки, с последующей реализацией участков с публичных торгов, установив начальную цену реализации изъятых участков на публичных торгах равной кадастровой стоимости земельных участков.

В судебные заседания представитель истца не явился, в письменном заявлении в адрес суда заявленный иск поддержал и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне истца – Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Тверской и Псковской областям, в судебное заседание не явился, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы заявленного иска поддержал.

Ответчик ФИО2 в судебные заседания не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие и в иске отказать. Указал, что им предпринимаются меры по организации сельскохозяйственного производства. С августа 2017 года проводятся подготовительные мероприятия по техническому согласованию строительства животноводческой фермы для организации молочного животноводства. Кроме того, закуплено поголовье коз, и на спорных землях сельхозназначения планируется выращивание кормовой базы для этих животных. Также начаты работы по очистке земельных участков сельхозназначения от сорной травы и древесно-кустарниковой растительности, что подтверждается представленными фотографиями. Не оспаривается, что работы проведены в 2017 году на незначительной части земель. Просит учесть, что участки при приобретении в 2011 году не использовались как земли сельхозначения, были в запущенном состоянии.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствующего действительным обстоятельствам дела.

Указывает, что работы по содержанию участков проводятся и будут проводиться в дальнейшем. Поскольку при приобретении участки имели многолетние насаждения, требуется выполнить значительный объем работ, по удалению всей растительности.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи извещенным надлежащим образом, не явился ФИО1

Государственным Комитетом Псковской области по имущественным отношениям представлено ходатайство, в котором поддерживается позиция, изложенная в исковом заявлении. Выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы, просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.

Управление Россельхознадзора по Санкт-Петербургу Ленинградской и Псковской областям в отзыве выражают согласие с решением суда и рассмотрением апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В соответствии со ст. 286 ГК РФ Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Статьей 1 ЗК РФ установлены основные принципы земельного законодательства РФ: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; определение правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом № 101-ФЗ от 16 июля 1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Статьей 42 ЗК РФ обозначено, что собственники земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральным законом Российской Федерации № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» статьей 6 предусмотрено принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ от 16.07.1998 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельхозназначения урегулирован ст. 5 Закона Псковской области № 336-оз от 05.02.2004 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Псковской области», согласно которой органом исполнительной власти Псковской области, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов, подготовку и проведение публичных торгов по его продаже, а также на приобретение в государственную собственность Псковской области, определен Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям.

Из материалов дела усматривается, что с 2011 года и по настоящее время ФИО1 является собственником 11 земельных участков категории земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного использования:

с кадастровым номером (№) площадью 6 988 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 7 337,40 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 26 апреля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 10805 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 11 345,25 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 22 июля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 42 128 м? <адрес> кадастровой стоимостью 44 234,40 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 15 марта 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 53 962 м? <адрес> кадастровой стоимостью 56 660,10 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 15 марта 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 52 443 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 55 065,15 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 15 марта 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 58 605 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 61 535,25 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 26 апреля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 104 447 м? <адрес> кадастровой стоимостью 107 580,41 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 15 марта 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 58 630 м? <адрес> кадастровой стоимостью 61 561,50 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 22 июля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 48 561 м? <адрес> кадастровой стоимостью 50 989,05 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 26 апреля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 50 636 м? <адрес> кадастровой стоимостью 53 167,80 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 26 апреля 2011 года);

с кадастровым номером (№) площадью 44 024 м? в <адрес> кадастровой стоимостью 46 225,20 руб. (право собственности в ЕГРН зарегистрировано с 26 апреля 2011 года).

В ходе проверок соблюдения земельного законодательства сотрудниками Россельхознадзора в 2014-2017 годах (акты проверок от 29 апреля 2014 года, 09 декабря 2014 года, 03 июля 2015 года, 03 августа 2016 года, 11 апреля 2017 года), с участием представителя собственника ФИО1 по доверенности М.Д.Ю., а также с привлечением представителя органа местного самоуправления (ГП «Себеж»), выявлено, что указанные земельные участки длительное – время (более 3-х лет) собственником ФИО1 не используются по целевому назначению, сельхозугодья не обрабатываются, пашня не возделывается, сельскохозяйственное производство на них не ведется, земля заросла сорными травами и древесно-кустарниковой растительностью, хотя на крайне незначительной части земель предпринимались попытки вырубки, но отходы (стволы деревьев, сучьи, ветки, пни) не вывозились и складированы прямо на месте вырубки, так что эти порубочные остатки гниют и засоряют почву, тем самым, ещё более ухудшают плодородие почвенного слоя. Зарастание сельскохозяйственных угодий (пашни) допущено ответчиком не менее, чем на 50 % площади каждого участка; установленные требования по проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель сельхозназначения собственником не исполняются.

ФИО1 надзорным органом выдавались предписания (29 апреля 2014 года – исполнить в срок до 29 октября 2014 года, 09 декабря 2014 года – в срок до 09 июня 2015 года, 03 июля 2015 года – до 13 января 2016 года – с последующим продлением срока исполнения до 01 июля 2016 года, 03 августа 2016 года – до 09 марта 2017 года, 11 апреля 2017 года – в срок до 11 октября 2017 года) об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства РФ (т.е. осуществить мероприятия по очистке и защите сельхозугодий от зарастания сорными травами, деревьями и кустарниками), которые регулярно ответчиком не исполнялись.

23 декабря 2015 года ФИО1 заявлялось ходатайство о продлении до 01 июля 2016 года срока исполнения предписания, которые Управлением Россельхознадзора были удовлетворены. В определенный срок предписания по очистке и защите сельхозугодий от зарастания сорными травами, деревьями и кустарниками в отношении 11-ти участков исполнены не были.

По результатам проверок Россельхознадзора ФИО1 как собственник вышеуказанных 11-ти земельных участков сельхозназначения неоднократно привлекался и к административной ответственности в виде штрафов как по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (28 мая 2014 года – штраф 1 000 руб. за правонарушение по каждому участку) за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, допущение ухудшения качественного состояния земель сельхозназначения, так и по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (27 января 2015 года – штраф 300 руб. за правонарушение по каждому из 11-ти участков), ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (24 августа 2015 года и 22 сентября 2016 года – административный штраф по 10 000 руб. по каждому участку) и по ч. 26 ст. 15.5 КоАП РФ (01 июня 2017 года – штраф 30 000 руб. по каждому участку) за неисполнение в срок выданных органом государственного земельного надзора предписаний.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установив, что ответчик не освоил земельные участки и не проводил мероприятий, способствующих приведению данных земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, вследствие чего естественные сельскохозяйственные угодья заросли древесно-кустарниковой растительностью, принимая во внимание, что постановления о привлечении к административной ответственности ответчиком не оспаривалось, а после назначения ему административного наказания, участки в состояние, пригодное для использования не приводились, обоснованно пришел к выводу о соблюдении порядка принудительного изъятия земель сельскохозяйственного назначения ввиду их неиспользования.

Изложенные ответчиком доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств и не содержат доводов, которые могли повлиять на существо решения суда, вследствие чего не могут служить поводом для его отмены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права с учетом представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Себежского районного суда Псковской области от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Хряпина Е.П.

Судьи: Виноградова О.А.

Белоногова Н.Ю.

Копия верна: Белоногова Н.Ю.