ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14501/17 от 31.08.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Олейников А.В. дело № 33-14501/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 31 августа 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,

судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,

при секретаре Князевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску прокурора г. Волгограда, действующего в интересах ФИО1, к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии

по апелляционной жалобе комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 июня 2017г., которым исковые требования прокурора г. Волгограда, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены,

заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Куденко И.Е.,

установила:

прокурор г. Волгограда, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии.

В обоснование исковых требований указал, что по результатам прокурорской проверки исполнения законодательства при предоставлении комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда» установлено, что отделом по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда по заявлению ФИО1 о предоставлении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761, произведен расчет и издано распоряжение от 21 октября 2016 г. № <...>, которым размер субсидии на 6 месяцев определен в размере <.......>, ежемесячный размер субсидии составил <.......>. Вместе с тем, по расчету по формуле, предусмотренной пунктом 24 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячный размер субсидий должен составлять <.......>. Однако, специалист отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета, руководствуясь пунктом 27 указанных Правил, начисленную сумму субсидии сравнивает с фактически понесенными заявителем расходами на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий обращению, и ограничивает размер субсидии суммой, фактически затраченных заявителем расходов в указанный месяц.

Прокурор просил суд признать незаконным распоряжение отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда от 21 октября 2016 г. № <...> в части определения размера субсидии; обязать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда произвести перерасчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по заявлению ФИО1 от 13 октября 2016 г. в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 и обязать комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда выплатить ФИО1 разницу сумм субсидии, начисленной в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 14 декабря 2005 г. № 761, и выплаченной по распоряжению отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда от 21 октября 2016 г. № <...>.

Судом постановлено указанное выше решение.

Ответчик комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда администрации Волгограда обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Прокурор г. Волгограда и истец ФИО1 в письменных возражениях просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Романенко Ф.С., выразившую согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

В силу частей 1 – 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005г. № 1145-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (принят Волгоградской областной Думой 24.11.2005) (вместе с "Методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг") органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями по оказанию мер социальной поддержки населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе полномочиями по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением администрации Волгограда от 08.09.2015г. № 1284 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», в соответствии с которым уполномоченным лицом по предоставлению данной услуги является комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда (на момент принятия оспариваемого решения 21.10.2016г. - комитет социальной поддержки населения администрации Волгограда).

По смыслу пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением предусмотренных Правилами документов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 13 октября 2016г. истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, проживающая по адресу <адрес>, составом семьи <.......> человек, безработная, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей субсидии с приложением копии трудовой книжки, сберкнижки, справки ГКУ ЦЗН г. Волгограда о доходах, выписки из домовой книги, документы о начисленных платежках за жилое помещение и коммунальные услуги и об отсутствии задолженности.

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 21 Правил).

Пунктом 24 Правил определена формула расчета размера субсидии при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формула расчета размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлена пунктом 25 Правил.

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 22.08.2016г. № 612 утверждены региональные стандарты стоимости жилищно- коммунальных услуг, используемые при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые по городскому округу город герой Волгоград для одиноко проживающего человека с 01.07.2016г. составили в отношении многоквартирного жилого дома, обеспечиваемого ЖКУ в: отопительный период (7 месяцев), в том числе отоплением – 4 428,84 руб.; неотапливаемый период (5 месяцев), кроме отопления – 2 690,02 руб.

Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.04.2007г. № 647 «О региональных стандартах, используемых при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» установлен региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 22 процентов совокупного дохода семьи.

Отделом по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета по заявлению ФИО1 произведен расчет субсидии и вынесено оспариваемое распоряжение от 21.10.2016г. № <...>, которым размер субсидии на 6 месяцев определен в сумме № <...> из расчета № <...> ежемесячно (за период с октября 2016г. по март 2017г.).

При расчете субсидий отдел по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета руководствовался постановлением Губернатора Волгоградской области от 06.11.2015г. № 991 «О региональных стандартах стоимости жилищно- коммунальных услуг, используемых при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а также учел фактически понесенные заявителем расходы на оплату ЖКУ за месяц, предшествующий обращению, и ограничил размер субсидии суммой этих расходов, сославшись на положения пункта 27 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Сумма понесенных ФИО1 в сентябре 2016г. расходов на оплату ЖКУ, составила № <...>, что в судебном заседании ответчиком не оспаривалось.

Удовлетворяя заявленные прокурором в интересах ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции указал на необоснованность произведенного ответчиком расчета, поскольку размер ежемесячной субсидий для ФИО1 должен составлять: <.......> (4428,84 * 1 - 22% / 100 * <.......> * (<.......>/<.......>), где: 4428,84 руб. - региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете субсидий, предоставляемых гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отопительный период (7 месяцев), в том числе отоплением; 22% - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, <.......> - среднедушевой доход семьи, <.......> - величина прожиточного минимума семьи заявителя). Общая сумма субсидий, полагающаяся к выплате ФИО1 в период с августа 2016 года по январь 2017 года, должна была составить 26073,84 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктами 27, 27.1, 27.2 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период. В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение производится за один период предоставления субсидии после его окончания.

В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Согласно пункту 49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Пунктом 42 Правил установлено, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов.

Аналогичные положения были закреплены в Методических рекомендациях по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития РФ № 403 от 26.05.2006г. (действовавших на момент принятия оспариваемого распоряжения от 21.10.2016г. № № <...>), согласно которым сравнение размера субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может осуществляться различными способами в зависимости от технических и организационных возможностей:

в течение субсидируемого месяца;

в следующем месяце, после субсидируемого месяца;

по окончании срока предоставления субсидии - за весь период предоставления субсидии (пункт 93).

При превышении размера субсидии над фактическими расходами необоснованно полученные в качестве субсидии за предыдущий месяц средства засчитываются в счет субсидии за следующий месяц, а при отсутствии права на получение субсидии в следующем месяце эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет (пункт 94).

Как правильно указал суд первой инстанции, сравнение получаемой субсидии с фактическими затратами должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки за любой из вышеуказанных периодов, зависимость размера субсидии от суммы начислений за жилищно-коммунальные услуги за последний месяц перед подачей заявления о предоставлении субсидии нормативными актами не установлена. Закрепив право граждан на предоставление субсидий в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 вышеназванной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, федеральный законодатель поставил реализацию данного права в зависимость от уровня материальной обеспеченности граждан. Предоставляемые из государственного бюджета денежные средства в виде субсидии предназначены для оказания финансовой помощи гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом РФ максимально допустимую величину, и подлежат использованию только в указанных целях. Следовательно, размер предоставляемой субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения указанной платы и представляют собой предварительное предоставление денежных средств, предназначенных для непосредственной оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом этого сравнение получаемой субсидии с фактическими расходами, понесенными в течение срока получения последней субсидии, должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, средства в размере превышения подлежат возврату. При этом алгоритм определения размера фактических расходов соответствует механизму расчета размера субсидии, в связи с чем, максимально допустимая доля собственных расходов в совокупном доходе семьи подлежит учету, как при исчислении размера субсидии, так и при сравнении ее с фактическими расходами.

Аналогичную позицию занимает Верховный Суд РФ (Решение от 18.06.2014г. № АКПИ14-445).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет размера субсидии ФИО1 за период октябрь 2016г. – март 2017г., произведенный ответчиком на основании на фактически понесенных истцом расходов на оплату ЖКУ за сентябрь 2016г. и ограниченный данной суммой, противоречит приведенным выше нормативным положениям и существу оказываемой меры социальной поддержки, вследствие чего распоряжение отдела по назначению субсидий и работы с населением по Центральному и Ворошиловскому районам комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда от 21.10.2016г. № 392 0038078\09 в части определения размера субсидии ФИО1 является неправомерным, в связи с чем суд принял законное решение об удовлетворении заявленных прокурором в интересах ФИО1 исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, им дана судом надлежащая правовая оценка, основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 июня 2017г. по гражданскому делу по иску прокурора г. Волгограда, действующего в интересах ФИО1, к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии оставить без изменения, апелляционную жалобу комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: