ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело №33-14508/2013
г. Уфа 10 декабря 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гизатуллина А.А.,
судей Гаиткуловой Ф.С.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Салиховой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г. Уфа РБ на решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата, которым постановлено:
признать незаконным отказ Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в постановке ФИО2 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан осуществить постановку ФИО1 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определив очередность на момент обращения – дата.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет.
В обоснование иска указал на письмо Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ №... от дата, согласно которому его семья составом 2 человека признана нуждающимися в жилых помещениях и включена в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ №... от дата.
По утверждению истца, дата и дата он обращался в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка на льготных условиях для строительства индивидуального жилого дома.
дата и соответственно дата им был получен ответ от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адрес РБ об отказе в предоставлении земельного участка.
Со ссылкой на положения ч.2, п.1 ч.2.1 ст.10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», ст. 34 п.1 Земельного кодекса РФ, п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, просил удовлетворить его требования.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа город Уфа РБ просит данное решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО2 - ФИО4, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В п.п. 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Как следует из обращения истца в Администрацию ГО г. Уфа РБ от дата, истец первоначально просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставить ему на льготных условиях (бесплатно) в аренду сроком на 3 года земельный участок №... по адресу: адрес, с видом разрешенного использования: для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
К обращению было представлено письмо Администрации Советского района ГО г. Уфа №... от дата, схема расположения земельного участка на кадастровом паспорте территории (л.д.9).
В соответствии с содержанием письма №... от дата, адресованного ФИО2, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, рассмотрев обращение ФИО2 о предоставлении земельного участка под ИЖС на льготных условиях, сообщило, что дата Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации ГО г. Уфа РБ принято решение об отказе в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным «Положением об индивидуальном жилищном строительстве на территории ГО г. Уфа РБ №... от дата, а именно, не предоставление справки о постановке на учет в Администрации по месту жительства в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д.10).
дата ФИО2 повторно обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ и просил поставить его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. При этом к обращению были приложены справка Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ №... от дата, выписка из состава участников городской социального жилищного ипотечного кредитования, справка МБУ «Земельное агентство» и выписка из ЕГРП (л.д. 11).
В соответствии с содержанием письма от дата, адресованного ФИО2, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ сообщило, что в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от дата «О Положении об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа адрес Республики Башкортостан» (в ред. решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от дата) рассмотрение заявлений граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», прилагаемых к ним документов согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата №... «О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно» и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются Комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. дата Комиссией по вопросам индивидуального жилищного строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение отказать заявителю в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в связи с несоответствием условиям, установленным вышеуказанным Положением. При этом было разъяснено, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в Администрации Советского района, а включен в число участников Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования (л.д.12).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что согласно письму Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ от дата №... распоряжением главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ от дата №... ФИО1 признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в состав участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования в г. Уфа РБ. В связи с чем сделал вывод, что отказ в постановке на учет в целях предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство противоречит п.2 ст.10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу ст. 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно п.1.7 Положения об индивидуальном жилищном строительстве на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в ред. решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №... от дата), предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду.
Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 5 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.
В соответствии с п. 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» земельные участки предоставляются однократно бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи.
Согласно части 2.1 указанной статьи, к категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства отнесены граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из Постановления Правительства РБ от 08 ноября 2011 года N 393 (ред. от 03 апреля 2013 года) "О перечне документов, необходимых для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно" следует, что к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются:
1) для граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
копия документа, удостоверяющего личность;
нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем;
справка, выданная органом местного самоуправления (не ранее 60 дней на дату подачи заявления), о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с указанием даты постановки на учет - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), а также сельского поселения по месту жительства гражданина, об отсутствии у него земельного участка на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды для индивидуального жилищного строительства - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений;
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя гражданина правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
По правилам ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно утвержденному Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 июня 2012 года № 2846 «Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги «принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» результатом рассмотрения соответствующих заявлений граждан является вынесение Распоряжения главы администрации района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из приведенного видно, что при обращении истца в Администрацию ГО г. Уфа РБ дата он просил поставить его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, при этом обосновывая свое заявление тем, что он включен в Городскую программу социального жилищного ипотечного кредитования, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Между тем, Городская программа социального жилищного ипотечного кредитования, не предусматривает предоставление на льготных (бесплатных) условиях земельных участков в аренду, действующим законодательством не предусмотрена передача земли в аренду бесплатно, а аренда земельных участков и социальное жилищное ипотечное кредитование являются различными и самостоятельными правоотношениями и порядок предоставления земельных участков регулируется различными нормами земельного законодательства.
При таких обстоятельствах, рассматривая данное обращение истца, исходя из его содержания, начальник Управления по земельным ресурсам ГО г. Уфа РБ обоснованно пришел к выводу, что требования заявителя направлены на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, на что ФИО2 обоснованно и правомерно сообщено об отказе в постановке его на учет в целях однократного и бесплатного предоставления земельного участка в связи с не предоставлением справки о постановке на учет в Администрацию по месту жительства в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
При этом в материалах дела имеется письмо от дата, направленное первым заместителем главы Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ в адрес судьи Октябрьского районного суда Республики Башкортостан, из которого следует, что ФИО2 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации района не состоит. Он является участником Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования (л.д.35).
Таким образом, невозможно признать, что ФИО2 обратился с заявлением о постановке его на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с соблюдением установленного законом порядка и что ответом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ нарушено его право на получение в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия полагает, что письмо Администрации Советского района ГО г. Уфа РБ от дата, на которое также ссылается истец, не является доказательством постановки ФИО2 на учет в качестве гражданина нуждающегося в жилых помещениях как имеющего право на получение земельного участка однократно и бесплатно, поскольку указанным письмом сообщено, что он признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в число участников городской программы социального жилищного ипотечного кредитования, что означает признание ФИО2 нуждающимся в государственной поддержке в виде социального жилищного ипотечного кредитования.
Вместе с тем, указанное письмо не имеет правового значения при разрешении заявленных истцом требований о понуждении Администрации ГО г. Уфа РБ осуществить постановку ФИО2 на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Социальное жилищное ипотечное кредитование в Республике Башкортостан является мерой государственной поддержки постоянно проживающих и зарегистрированных в Республике Башкортостан граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в виде: субсидии на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья, предоставления ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья.
Безусловным и очевидным является, что предоставление земельных участков однократно и бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства (п.1 ч.2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан»), как и социальное жилищное ипотечное кредитование граждан, а так же предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в аренду (п.3 ст. 30.1 земельного кодекса РФ) в силу своей правовой природы являются различными и самостоятельными правоотношениями.
Требования истца, обоснованные вышеуказанными письмами и обращением истца со ссылками на положения ч.2 ст.10 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», устанавливающей однократное и бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и нормы Земельного кодекса РФ, основаны на ошибочном и неправильном понимании норм материального права и удовлетворению не подлежат.
Таким образом, судом первой инстанции неправильно установлены обстоятельства дела, имеющие существенное значение, неправильно применены нормы материального права, что привело к вынесению неправильного по существу решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления ФИО2 о признании незаконным отказа Администрации ГО г. Уфа РБ в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным отказа в постановке на учет в целях получения в собственность однократно и бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и обязании поставить его на указанный учет, отказать.
Председательствующий А.А. Гизатуллин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Р.Ф. Хаматьянова