ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1452/18 от 04.12.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Ооржак А.М. Дело № 33-1452/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 04 декабря 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Канзая А.А.,

судей Дулуша В.В., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Кара-оол О.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Министерству топлива и энергетики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва, Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», Муниципальному образованию Чеди-Хольский кожуун в лице администрации Чеди-Хольского кожууна, Государственному унитарному предприятию Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» об устранении нарушений федерального законодательства относительно объекта «Котельная с тепловыми сетями в поселке **» по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2018 года,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточненных требований) к вышеуказанным ответчикам об устранении нарушений федерального законодательства относительно объекта «Котельная с тепловыми сетями в **». В обоснование иска указано на то, что по результатам проверок соблюдения органами исполнительной власти республики федерального законодательства установлены нарушения, которые выразились в ненадлежащем использовании объектов, используемых в жилищно-коммунальном комплексе Республики Тыва (объекты жизнеобеспечения). Так, в 2013 году для обеспечения теплоснабжением населения ** введен в действие объект «Котельная с тепловыми сетями в поселке **», Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ создано ГУП РТ «Котельная **». В целях строительства данного объекта и поставки технологического оборудования для него в 2009-2013 годах ГБУ РТ «Управление капитального строительства» заключались государственные контракты с ** заключались договоры субподряда. Главным заказчиком-застройщиком объекта «Котельная с тепловыми сетями в **» являлся ГБУ РТ «Управление капитального строительства». Распоряжением министра строительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по приемке законченного строительством объекта, по результатам обследования составлен акт приемки с замечаниями по качеству работ. В соответствии с распоряжением заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ объект передан безвозмездно в собственность муниципального района «Чеди-Хольский кожуун» Республики Тыва. В свою очередь, администрацией района данный объект на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ передан на 3 года ГУП РТ «УК ТЭК 4». Таким образом, данный комплекс в настоящее время эксплуатируется ГУП РТ «УК ТЭК 4», которое в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с администрацией района, приняло на себя обязательства по оказанию услуг по передаче тепловой энергии и является единственной теплоснабжающей организацией на территории **. В результате проверок установлены нарушения установленных правил по оформлению приемо-сдаточной, исполнительной, рабочей и проектной документации по данному объекту, выявлены недостатки в проектных и монтажных работах. Просил обязать муниципальное образование – муниципальный район Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в лице администрации Чеди-Хольского района, ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4», ГБУ РТ «Управление капитального строительства» совершить действия по получению от Ростехнадзора разрешения на допуск эксплуатации объекта «Котельная с тепловыми сетями в селе **», расположенного по адресу: ** обязать Правительство Республики Тыва, ГБУ РТ «Управление капитального строительства», муниципальное образование - муниципальный район Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в лице администрации Чеди-Хольского района, ГУП РТ «Управляющая компания ТЭК 4» устранить нарушения федерального законодательства путем организации следующих работ по объекту: выполнить приемо-сдаточную документацию, согласно п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов»; выполнить исполнительную документацию по сдаче объекта капитального строительства; произвести монтажные работы по невыполненным объемам существующей рабочей документации: система золоудаления, система автоматизации котла и вспомогательного оборудования, подключить и ввести в работу установленную дизельную электростанцию, произвести установку бункера золы для системы золоудаления; выполнить проектные работы по реконструкции котлов КВ-ТС-4,65-115 (проектную документацию согласовать с заводом-изготовителем); переработать следующие разделы рабочей документации по фактически выполненным строительно-монтажным работам: технологические решения. Котельная ЦТП № 1, 2, 3 (ТМ), ЦТП № 1, 2, 3 (Архитектурно-строительные решения), автоматизации котла и вспомогательного оборудования (ATM 1), автоматизация ЦТП 1, 2, 3 (ATM 2), тепловые сети, технологические решения ЦТП 1, 2, 3 (ТМ), золошлакоудаление (ЗШ), ЦТП № 2 (архитектурно-строительные решения); разработке недостающих разделов проектной документации: автоматическая система пожарной сигнализации котельной (АПС), наружные сети водопровода и канализации (НВК), тепловая камера (архитектурно- строительные решения), освещение, котельная, ЦТП 1, 2, 3 (ЭО), электроснабжение (ЭС), силовое электрооборудование, котельная, ЦТП 1, 2, 3 (ЭМ), сети связи (СС), конструкции железобетонные, котельная (КЖ), бункер золы (архитектурно-строительные решения), бункер золы (конструкции металлические), трансформаторная подстанция (архитектурно-строительные решения), дренажный колодец (архитектурно-строительные решения), выгреб (архитектурно- строительные решения); обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва рассчитать объем необходимых денежных средств на исполнение работ по получению разрешения на допуск к эксплуатации объекта и предоставление документов, направить в Министерство финансов Республики Тыва заявку на финансирование мероприятий; обязать Министерство финансов Республики Тыва выделить денежные средства в соответствии с заявкой Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2018 года иск удовлетворен частично, на муниципальное образование - муниципальный район Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва в лице администрации Чеди-Хольского района, ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4», ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» возложены обязательства в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу совершить действия по получению от Ростехнадзора разрешения на допуск к эксплуатации объекта «Котельная с тепловыми сетями в селе **», а именно: выполнить приемо-сдаточную документацию, согласно п. 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов»; выполнить исполнительную документацию по сдаче объекта капитального строительства; произвести монтажные работы по невыполненным объемам существующей рабочей документации: система золоудаления, система автоматизации котла и вспомогательного оборудования, подключить и ввести в работу установленную дизельную электростанцию, произвести установку бункера золы для системы золоудаления; выполнить проектные работы по реконструкции котлов КВ-ТС-4,65-115, согласовав с заводом-изготовителем; переработать разделы рабочей документации по фактически выполненным строительно-монтажным работам: технологические решения, котельная ЦТП № 1, 2, 3 (ТМ), ЦТП № 1, 2, 3 (архитектурно-строительные решения), автоматизации котла и вспомогательного оборудования (ATM 1), автоматизация ЦТП 1, 2, 3 (ATM 2), тепловые сети, технологические решения ЦТП 1, 2, 3 (ТМ), золошлакоудаление (ЗШ), ЦТП № 2 (архитектурно-строительные решения); разработать недостающие разделы проектной документации: автоматическая система пожарной сигнализации котельной (АПС), наружные сети водопровода и канализации (НВК), тепловая камера (архитектурно-строительные решения), освещения, котельная, ЦТП 1, 2, 3 (ЭО), электроснабжение (ЭС), силовое электрооборудование, котельная, ЦТП 1, 2, 3 (ЭМ), сети связи (СС), конструкции железобетонные, котельная (КЖ), бункер золы (архитектурно-строительные решения), бункер золы (конструкции металлические), трансформаторная подстанция (архитектурно-строительные решения), дренажный колодец (архитектурно-строительные решения), выгреб (архитектурно-строительные решения).

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Правительства РТ подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Республики Тыва как орган, который не является юридическим лицом, не относится к заказчикам. Соответственно, самостоятельно не вступает в договорные отношения, не заключает государственные контракты на выполнение требуемых прокурором Республики Тыва работ. Оплата работ для государственных нужд со стороны Правительства Республики Тыва также не представляется возможным в связи с отсутствием расчетных счетов. Одновременное возложение решением суда обязанностей на Правительство Республики Тыва, ГКУ РТ «Управление капитального строительства», администрацию Чеди-Хольского кожууна неисполнимо и не соответствует законодательству, так как ГКУ РТ «Управление капитального строительства», администрация Чеди-Хольского кожууна являются самостоятельными юридическими лицами, которые отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. В исковом заявлении не указано нарушение Правительством Республики Тыва прав неопределенного круга лиц и норм законодательства, соответственно, по исковым требованиям прокурора нельзя возлагать на Правительство Республики Тыва обязательства.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Ооржак С.А. просила решение суда оставить без изменения.В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства РТ – Хертек Д.Г. просила удовлетворить жалобу.

Представители ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ – Донгурак С.О., Министерства финансов Республики Тыва – Соян И.В., ГБУ Республики Тыва «Управление капитального строительства» – Хомушку А.-С.Ч., ГУП Республики Тыва «Управляющая компания ТЭК 4» – Соловьев И.В. поддержали апелляционную жалобу.

Представитель истца Ооржак С.А. просила решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица Ростехнадзора – Ондар М.Д. поддержала позицию представителя истца.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения вышеуказанных лиц, проверив решение, материалы дела в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В силу частей 1 и 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

Частью 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов, предоставляемых с заявлением.

Постановлением Госстроя СССР от 21 апреля 1987 года № 84 утвержден СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов. Основные положения» (далее - СНиП 3.01.04-87 в ред. действовавшей на момент возникновения правоотношений), устанавливающий порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством (реконструкций, расширением) объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений).

В соответствии с п. 3.5 СНиП 3.01.04-87 подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом (заказчик) застройщик должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям. Генеральный подрядчик предоставляет рабочим комиссиям следующую документацию: а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ; б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ. Указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией; в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительномонтажных работ; г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций); д)акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом); е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей; ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации; з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, и молниезащиту; и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах; к)журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.

Как следует из п. 4.17 СНиП 3.01.04-87, заказчик представляет государственным приемочным комиссиям документацию, перечисленную в п. 3.5, а также: справку об устранении недоделок, выявленных рабочими комиссиями; утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию; перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию; документы об отводе земельных участков; документ на специальное водопользование; документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком; документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод; паспорта на оборудование и механизмы; акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями; акты о приемке в эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, указанных в п. 1.6; справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями; справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьем, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.; справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание; справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом; справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком; документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора представители которых не вошли в состав Государственной приемочной комиссии; сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приемке в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чеди-Хольского района Республики Тыва ГБУ РТ «Управление капитального строительства» – главному застройщику выдано разрешение на строительство объекта «Котельная с тепловыми сетями в **».

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником котельной по адресу: ** является Муниципальное образование - Чеди-Хольский район Республики Тыва на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате проверок выявлены указанные в иске нарушения установленных правил по оформлению приемо-сдаточной, исполнительной, рабочей и проектной документации по данному объекту, выявлены недостатки в проектных и монтажных работах при его строительстве и эксплуатации.

До вынесения решения суда первой инстанции эти нарушения не были устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, исходил из того, что в ходе проверок на объекте «Котельная с тепловыми сетями в селе **» выявлены отсутствие первичной документации, повлекшее невозможность оформления разрешения на допуск к эксплуатации объекта, многочисленные нарушения технического характера по эксплуатации объекта, не отвечающие требованиям Федерального закона «О теплоснабжении», обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. Такие нарушения создают угрозу жизни и здоровья персонала котельной и лиц, имеющих возможность пребывания в указанном объекте, способствуют наступлению общественно-опасных последствий при эксплуатации котельной, что может привести к срыву отопительного сезона.

С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Вопреки доводам апелляционной жалобы в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Тыва отказано, на него решением суда какие-либо обязательства не возложены.

Правовых оснований к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.

Представленное в суд апелляционной инстанции разрешение на допуск в эксплуатацию котельной не влечет изменение, отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку данный документ выдан 20 сентября 2018 года, т.е., после принятия решения суда.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, установил все обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 декабря 2018 года.

Председательствующий

Судьи