ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1454/2022 от 08.02.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Исакова Е.И. Дело № 33-1454/2022 (2-3910/2021)

Докладчик Полуэктова Т.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 8 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Молчановой Л.А.

судей Полуэктовой Т.Ю., Сучковой И.А.

при секретаре Свининой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Пукалец Николая Святославовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области –Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе Пукалец Николая Святославовича на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 ноября 2021 года,

заслушав доклад судьи Полуэктовой Т.Ю.,

У С Т А Н О В И Л А:

Пукалец Н.С. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области –Кузбассу (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.

Требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 (в наличии 03 года 08 мес. 20 дней, при требуемом 06 лет 03 мес.).

Полагает, что ответчиком необоснованно в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - проживание на спецпоселении с отцом П. (реабилитированный); с 12.05.1981 по 10.05.1983 –служба в Советской Армии; с 10.02.1987 по 27.05.1991 - работа слесарем трубоукладчиком в Анжерском строительном управлении комбината «Кузбассшахтострой».

Просит признать решение пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить спорные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения- ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 11.10.2021 произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области –Кузбассу (межрайонное) на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по -Кузбассу.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 11 ноября 2021 года Пукалец Н.С. отказано в удовлетворении требований в полном объёме.

В апелляционной жалобе Пукалец Н.С. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии сведений о применении репрессий по национальному признаку, так как он проживал на спецпоселении с отцом, который состоял на учёте спецпоселения, как участник . Кроме того, в соответствии со ст.10 Закона РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», пунктов, 5,6 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24.03.1993 №1-27-У, период пребывания в спецпоселении засчитывается в стаж в тройном размере, начиная со дня постановки на учёт как спецпоселенцев органами внутренних дел, независимо от возраста этих лиц.

Также полагает, что имеет право на включение в льготный стаж периода работы с 10.02.1988 по 10.09.1989 в качестве монтажника трудопроводов.

В заседании суда апелляционной инстанции Пукалец Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии надлежаще извещенных участников процесса.

Заслушав истца, изучив материалы дела, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются иные периоды, в том числе, период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ назначается в том числе мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 20 лет.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В абз. 2 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Согласно положениям статьи 10 Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» и пунктов 5 и 6 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным» (зарегистрировано в Минюсте России от14.04.1993№ 226) период пребывания в спецпоселении засчитывается в стаж только лицам из числа репрессированных народов. Указанный период засчитывается в стаж в тройном размере, начиная со дня постановки на учет как спецпоселенцев органами внутренних дел, независимо от возраста этих лиц.

Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в общий трудовой стаж при наличии справки о реабилитации, в которой указано, что они были репрессированы по национальному признаку.

Если в документе о реабилитации отсутствуют сведения о применении репрессий по национальному признаку, следовательно, правовых основания для включения в общий трудовой стаж при осуществлении оценки пенсионных прав с применением пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ периода пребывания в спецпоселении в тройном размере не имеется.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Пукалец Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Клиентскую службу (на правах отдела) в Заводском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.13.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ Пукалец Н.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 (в наличии 03 года 08 мес. 20 дней, при требуемом 06 лет 03 мес.) (л.д.28-30).

При этом в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ - проживание на спецпоселении с отцом Пукалец С.Г. (реабилитированный); с 22.03.1981 по 10.05.1983 –служба в Советской Армии; с 10.02.1987 по 27.05.1991 - работа слесарем трубоукладчиком в Анжерском строительном управлении комбината «Кузбассшахтострой».

Как следует из представленной в материалы дела справки ГУВД Кемеровской области от 13.12.2001 №10/232-6153 о реабилитации, Пукалец Н.С., года рождения, проживал на спецпоселении с отцом П,, который в Кемеровской области состоял на учете спецпоселения, как участник «» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода проживание на спецпоселении с отцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отказывая в их удовлетворении, руководствуясь положениям статьи 10 Закона РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пунктами 5 и 6 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным» (зарегистрировано в Минюсте России от14.04.1993№ 226), суд первой инстанции исходил из того, что в справке о реабилитации Пукалец Н.С., в документах о реабилитации отца истца – П. отсутствуют сведения о применении репрессий по национальному признаку, а период проживания истца на спецпоселении имело место с его рождения (ДД.ММ.ГГГГ) до достижения им возраста двух лет, то есть до достижения шестнадцатилетнего возраста, который являлся трудоспособным возрастом с учетом действовавшего в тот период трудового законодательства.

При этом судом первой инстанции также указано на то, что возможность включения периода проживания на спецпоселении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.

Также судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии с 12.05.1981 по 10.05.1983 на основании того, что специальный стаж истца по Списку N 2 на 1 января 1992 г. составил 01 год 10 месяцев 10 дней, соответственно в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии может быть включен период службы в армии по призыву не более 01 года 10 месяцев 10 дней, исходя из требований Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, который добровольно включен ответчиком в специальный стаж истца - с 12.05.1981 по 21.03.1983.

Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж периода работы с 10.02.1987 по 27.05.1991 слесарем - трубоукладчиком в Анжерском строительном управлении комбината «Кузбассшахтострой», суд исходил из того, что Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» и Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» должность слесаря -трубоукладчика не предусмотрена.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований о включении спорных периодов в специальный страховой стаж, то судом также отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Пенсионного фонда от 14.01.2021 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию.

Судебная коллегия в полном объёме соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, подробно мотивированы и соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в пределах заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.

Доводы апеллянта о том, что он является репрессированным по национальному признаку, так как он проживал с отцом, который состоял на учёте спецпоселения, как участник организации украинских националистов, следовательно, спорный период проживания на спецпоселении подлежит включению в специальный стаж, независимо от возраста, подлежат отклонению, как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а также данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, которому дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

В силу статьи 10 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов", статье 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" в общий трудовой стаж засчитывается период пребывания в специальных поселениях (местах ссылки) граждан, относящихся к народам, подвергшимся репрессиям, в тройном размере.

Пунктами 5 и 6 Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным» предусмотрено, что период пребывания в спецпоселении засчитывается в стаж только лицам из числа репрессированных народов. Указанный период засчитывается в стаж в тройном размере, начиная со дня постановки на учет как спецпоселенцев органами внутренних дел, независимо от возраста этих лиц.

Между тем, согласно разъяснениям п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исходя из положений статьи 10 Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" время пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) граждан из числа репрессированных народов и впоследствии реабилитированных подлежит включению в общий трудовой стаж. Время нахождения указанных лиц в спецпоселениях (местах ссылки) подлежит учету в календарном порядке со дня достижения ими шестнадцатилетнего возраста, так как по ранее действовавшему трудовому законодательству именно с этого возраста такие лица могли привлекаться к труду. В случае представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте, весь период работы подлежит включению в общий трудовой стаж независимо от возраста этого лица.

Таким образом, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение периода проживания на спецпоселении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

Судебной коллегией учитывается, что истцом заявлены требования о включении в его специальный стаж периода проживание на спецпоселении с отцом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, исходя из правового регулирования для включения периода проживания на спецпоселении в трудовой (страховой) стаж необходимо достижения лицом возраста шестнадцати лет либо представления доказательств того, что лицо было привлечено к труду в более раннем возрасте.

Как следует из материалов дела, истец проживал на спецпоселении с отцом П. в период с ДД.ММ.ГГГГ – даты рождения, по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения возраста двух лет, соответственно, не мог быть привлечён к труду в силу малолетнего возраста, в связи с чем также отсутствуют основания для включения в страховой стаж истца указанного периода.

Доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для включения в льготный стаж периода работы с 10.02.1988 по 10.09.1989 в качестве монтажника трудопроводов, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, исходя из следующего.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичная норма содержалась и в статье 39 КЗоТ РСФСР.

Согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения от 4 октября 1991 г. N 190 и действующим в период работы) трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, засчитываемых в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

Пунктами 1.1, 4.1 Положения определено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи.

Как следует из трудовой книжки, Пукалец Н.С. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем-трубоукладчиком по 3 р. Анжерское СУМ треста «Кемеровошахтострой».

Приказом от 26.06.87 переведен слесарем-трубоукладчиком по 4 разряду.

На основании приказа от 27.05.1991 уволен по собственному желанию (л.д.8-11).

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела архивными выписками копий приказов Анжерское СУМ треста «Кемеровошахтострой» о приеме на работу, увольнении Пукалец Н.С. (л.д.68,71).

Согласно архивной выписке приказа №17 от 30.01.1989 Пукалец Н.С. -монтажнику трубопроводов предоставлен отпуск с 30.01.1989 по 21.02.1989 на 18 рабочих дней, дополнительно 2 рабочих дня за работу в выходные дни (л.д.67).

Иных документы, подтверждающие работу истца монтажником трубопроводов, суду не представлено, в том числе подтверждающих получение заработной платы в повышенном размере, доплат за труд в тяжелых условиях.

Между тем, Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» и Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» должность слесаря -трубоукладчика не предусмотрена.

Доводы, озвученные истцом в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что период службы в армии подлежит включению в специальный стаж в полном объеме, судебная коллегия также считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В абзаце 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность работы истца, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку 2.

Как следует из материалов дела, суммарная продолжительность работы истца, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по состоянию на 01 января 1992 года составляет 1 год 10 месяцев 10 дней.

Следовательно, период службы истца в армии обоснованно включен ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не полном объеме, а лишь в размере 1 год 10 месяцев 10 дней.

Таким образом, при рассмотрении дела, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для принятия судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 11 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пукалец Николая Святославовича – без удовлетворения.

Председательствующий Л.А.Молчанова

Судьи Т.Ю. Полуэктова

И.А. Сучкова

Апелляционное определение изготовлено в мотивированной форме 10.02.2022.