ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14597/2021 от 02.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: ФИО2 Гр. дело

(Гр. дело )

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 марта 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Маркина А.В.

судей – Маликовой Т.А., Катасонова А.В.

при помощнике Мамонтовой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам суда первой инстанции гражданское дело по апелляционной жалобе Салмина А.П. на решение Клявлинского районного суда Самарской области от 25 августа 2021г.., которым постановлено:

«Уточненный иск Муниципального предприятия «Сервис» к Салмину ФИО30 о взыскании задолженности за коммунальную услугу, холодное водоснабжение удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Салмина ФИО31 в пользу Муниципального предприятия «Сервис» задолженность по оплате коммунальных услуг, сложившуюся за период с 01.01.2019г. по 30.06.2021г. в сумме 97 187 руб. 05 коп. (девяносто семь тысяч сто восемьдесят семь рублей 05 копеек) из них: 87 395 руб. 29 коп. (восемьдесят семь тысяч триста девяносто пять рублей 29 копеек) - за коммунальную услугу, 9 791 руб. 76 коп. (девять тысяч семьсот девяносто один рубль 76 копеек) - пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги; расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 115 руб. 61 коп. (три тысячи сто пятнадцать рублей 61 копейка). Всего взыскать 100 302 руб. 66 коп. (сто тысяч триста два рубля 66 копеек)»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А.,

УСТАНОВИЛА:

МП «Сервис» обратилось в Клявлинский районный суд Самарской области с иском к Салмину А.П. о взыскании задолженности за коммунальную услугу, холодное водоснабжение, указав, что Салмин А.П. не является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, но проживает по данному адресу и является потребителем коммунальной услуги. МП «Сервис» оказывается следующая коммунальная услуга: холодное водоснабжение. На указанную квартиру в МП «Сервис» открыт лицевой счет на Салмина ФИО32. Супругой ответчика Салмина М.Н. 17.12.2019 было написано заявление о перерасчете и снятии начислений с 7 человек на основании приложенных к заявлению справок. Прилагаемые справки датированы 05.11.2019 со сроком нахождения на обучении с 01.09.2018 по 31.05.2019г. Ответчик длительное время не выполняет своих обязательств по оплате за коммунальные услуги. Задолженность перед МП «Сервис» за период с 01.01.2019 по 22.04.2021 составила 87 084 руб. 24 коп., а также 18 329 руб. 35 коп. пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги. В течение года с 01.01.2019 по 22.04.2021 был внесен всего один платеж по данному лицевому счету на сумму 312,00 руб. 11.01.2021 ответчиком был установлен прибор учета, что означает то, что техническая возможность установки данного прибора имелась. Судебный приказ мирового судьи судебного участка Клявлинского судебного района от 08.04.2020 отменен по заявлению ответчика. Ссылаясь на статьи 153, 155 ЖК РФ, 309, 678 ГК РФ, Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011г., представитель истца просил взыскать с ответчика в пользу МП «Сервис» задолженность по оплате коммунальных услуг, сложившуюся за период с 01.01.2019 по 22.04.2021 в размере 105 413, 59 руб., их них: 87 084,24 руб. – за коммунальную услуг, 18 329,35 руб. – пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги, расходы по оплате госпошлины в размере 3 308,27 руб., всего 108 721,86 руб.

В ходе судебного разбирательства представитель истца в порядке уточнения просил суд взыскать в пользу МП «Сервис» с Салмина А.П.: - задолженность по оплате коммунальных услуг, сложившуюся за период с 01.01.2019г. по 30.06.2021г. в сумме 97 187 руб. 05 коп. (девяносто семь тысяч сто восемьдесят семь рублей 05 копеек) из них: 87 395 руб. 29 коп. (восемьдесят семь тысяч триста девяносто пять рублей 29 копеек) - за коммунальную услугу, 9 791 руб. 76 коп. (девять тысяч семьсот девяносто один рубль 76 копеек) - пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги; понесенные расходы (госпошлину) в размере 3 115 руб. 61 коп. (три тысячи сто пятнадцать рублей 61 копейка). Всего взыскать 100 302 руб. 66 коп. (сто тысяч триста два рубля 66 копеек).

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе Салмин А.П. просит решение суда изменить, исключив повышающий коэффициент, сделав перерасчет задолженности с учетом непроживания детей по месту регистрации.

Согласно п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч.5 ст.330 ГПК РФ, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Поскольку в силу ч.3 ст.31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, также как и члены семьи нанимателя, в соответствии с частью 2 статьи 69 ЖК РФ, соответственно, удовлетворение исковых требований может создать обязательства для лиц, не привлеченных к участию в деле, т.е. регрессные требования к иным членам семьи, которые, как усматривается из материалов дела, также оспаривают размер задолженности (супруга Салмина М.Н.), однако не привлечены к участию в деле, судебная коллегия пришла к выводу, что суд принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, о чем вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

Таким образом, допущенные процессуальные нарушения являются основанием для отмены решения суда.

В связи с характером спорных правоотношений, Салмина М.Н., Салмина Е.А., Салмин С.А., привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель МП Сервис Васильев А.Л. исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик Салмин А.П. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Третье лицо Салмина М.П. при расчете задолженности просила учесть нахождение детей на полном государственном обеспечении и непроживание их в доме, кроме выходных, праздничных и каникулярных дней, невозможность установления прибора учета, в связи с реконструкцией жилого дома, кроме того, просила не применять повышающий коэффициент.

Третьи лица Камолова (Сламина) Е.А., Салмин С.А. просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

На основании ч.3 ст.31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

На основании ст.67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан: своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом солидарная ответственность предусмотрена и для дееспособных членов семьи нанимателя частью 2 статьи 69 ЖК РФ.

В силу ст. 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. II пп. 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Салмин ФИО33 проживает по адресу: <адрес>.

В силу ч.2 ст.153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно договору от 12.08.2002г., ? жилого дома по адресу: <адрес> передана в порядке приватизации Салмину П.А., Салмину А.П., Салминой М.Н., Салминой Е.А., Салмину С.А. в 1/5 доле каждому.

Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

При этом в Управлении Росреестра по Самарской области сведений о регистрации права собственности не имеется.

Таким образом, судебная коллегия исходит из того, что ответчик является законным пользователем жилого дома и потребителем коммунальных услуг.

Муниципальным предприятием «Сервис» оказывается следующая коммунальная услуга: холодное водоснабжение.

На указанную квартиру в МП «Сервис» открыт лицевой счет на Салмина ФИО34.

Согласно справке администрации с.<адрес>, в жилом доме по указанному выше адресу зарегистрированы Салмин П.А., супруга Салмина М.Н., сын Салмин С.А. ( зарегистрирован, но не проживает), Краснов А.В. (временно зарегистрирован до 20.03.2006г.), а также приемные дети: ФИО11, 23.04.2003г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО12, 10.06.2003г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО13, 27..06.2007г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО14, 14.08.2006г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО15, 30.09.2002г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО16, 30.054.2005г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ.р.. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО18, 29.09.2007г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО19, 11.05.2009г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО20. 1.10.2012г.р., ФИО21, 30.09.2009г.р. ( зарегистрирован, но не проживает), ФИО22, 31.03.2009г.р. ( зарегистрирован, но не проживает).

Согласно сведениям МКУ «Управление делами» м.<адрес>, Салмин А.П. статуса приемного родителя не имеет. Салмина М.П. является приемным родителем, в настоящее время в семье Салминых воспитываются 12 детей, 11 из которых дети-инвалиды.

Согласно представленным в материалы дела сведения, справкам, приемные дети находятся на обучении в ГКОУ для детей сирот «Камышла», при пятидневной учебной неделе в учебный период, за потребление жилищно-коммунальных услуг, холодное водоснабжение, водоотведение оплата производилась администрацией ГКОУ для детей-сирот с Камышла в полном объеме.

Салмина М.Н. 17.12.2019 обратилась к истцу с заявлением о перерасчете и снятии начислений на 7 человек, на основании приложенных к заявлению справок.

В удовлетворении заявления о перерасчете задолженности, в связи с непроживанием детей, истцом отказано, поскольку в жилом доме не установлен прибор учета, не представлено доказательств отсутствия технической возможности его установления.

Ответчик длительное время не выполняет своих обязательств по оплате за коммунальные услуги.

Согласно представленному расчету, задолженность перед МП «Сервис» за период с 01.01.2019 по июнь 2021 составила 87 395, 29руб., а также пени 9 791, 76руб. за несвоевременную оплату коммунальной услуги, согласно уточненным требованиям.

При этом в расчете учтены оплаты 324руб., 312руб., 363руб., исходя из показаний прибора учета, установленного в январе 2021г.

Иные оплаты, внесенные по показаниям приборов учета 19.07.2021г. и 15.09.2021г. к предмету спора не относятся, поскольку произведены по показаниям прибора учета после заявленного в иске периода.

Доводы ответчика о перерасчете задолженности, в связи с непроживанием приемных детей, судебной коллегией не принимаются.

Порядок перерасчета и внесения платы за коммунальные услуги предусмотрен разделом VIII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Так, в силу п.86 указанного постановления, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Вместе с тем, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что 11.01.2021 ответчиком был установлен прибор учета, что подтверждает наличие технической возможности для его установки.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) утверждены Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр.

Так, согласно указанным критериям, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Вместе с тем, доказательств невозможности установления прибора учета в заявленный истцом период стороной ответчика не представлено.

С письменными заявлениями о необходимости провести обследование жилого помещения на предмет технической невозможности установления прибора учета, в т.ч после отказа сделать перерасчет задолженности в 2019г., сторона ответчика не обращалась.

Доводы третьего лица о реконструкции жилого дома сами по себе таким доказательством не являются, поскольку также не опровергают наличие технической возможности для установки прибора учета в жилом доме до реконструкции, а также конкретную дату установки нового водопровода. Так, в акте обследования жилого помещения от 8.02.2013г. уже отражена реконструкция дома. В акте проверки жилого помещения от 22.02.2022г. отражен ремонт инженерных сетей в период с 2010г. по 2021г., что также не позволяет придти к выводу, что в спорный период с января 2019г. до января 2021г. отсутствовала техническая возможность установки прибора учета.

В процессе рассмотрения дела в судебном заседании 25.08.2021г. Салмина М.Н. также не заявляла о технической невозможности установления прибора учета, ссылалась на отсутствие времени и иные обстоятельства (т.2 л.д.80).

Кроме того, судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика и третьего лица о том, что приемные дети находятся на полном государственном обеспечении, оплата за них производится учреждением, в силу чего истцом производится двойное начисление.

Так, из представленных справок, пояснений сторон следует, что приемные дети находятся в коррекционном учреждении в течение 5 дней, выходные, праздники, каникулы находятся дома. За указанное время коммунальные услуги ГКОУ для детей-сирот с.Камышла не оплачиваются.

Также разделом VI Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не предусмотрено освобождение от оплаты коммунальных услуг временных жильцов.

Кроме того, как следует из разъяснений, приведенных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета задолженности, в связи с непроживанием приемных детей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 354.

Из материалов дела также следует, что судебный приказ мирового судьи судебного участка Кялвлинского судебного района от 08.04.2020 отменен по заявлению ответчика, в суд с иском истец обратился в мае 2021г., соответственно, заявленный период с января 2019г. находится в пределах срока исковой давности.

Согласно представленному расчету, задолженность перед МП «Сервис» за период с 01.01.2019г. по 30.06.2021г. составила 87 395 руб. 29 коп., а так же 9 791 руб. 76 коп. пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги.

Доводы жалобы о несогласии с определенным в иске периодом задолженности, поскольку с января 2021г. оплата производится по показаниям прибора учета, правого значения не имеют, поскольку истцом учтены как начисления за указанный период, в т.ч. с учетом показаний приборов учета, так и все поступившие платежи.

Доводы ответчиков о несогласии с расчетом задолженности истца и применением тарифов не могут быть приняты во внимание.

Так, до 01 июля 2019 года на территории муниципального района Клявлинский действовали нормативы потребления холодной воды, утвержденные постановлением Собрания представителей района № 101 от 30.04.2003 г. Норматив потребления за холодное водоснабжение в домах с внутренним водопроводом без канализации составлял 2,0 куб. м./чел. С 01 июля 2019г. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства были введены новые нормативы потребления, утвержденные приказом № 447 от 26.11.2015г. На территории района в основном имеются дома:

- с централизованным водоснабжением, централизованным водоотведением (или без него), водонагревателями (или без них), оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами (т.е. со всеми удобствами) (п.7 и п.9(1) Приложения №1 к приказу Минэнерго и ЖКХ от 26.11.2015 №447), норматив потребления - 7,46 м.куб/чел.;

- с централизованным водоснабжением, централизованным водоотведением (или без него), оборудованные раковинами и мойками (т.е. без удобств) (п. 12 и п. 14(2) Приложения №1 к приказу Минэнерго и ЖКХ от 26.11.2015 №447), норматив потребления - 3,15 м.куб/чел.;

- без централизованного водоснабжения, с водоразборной колонкой (п. 15 Приложения №1 к приказу Минэнерго и ЖКХ от 26.11.2015 №447), норматив потребления – 1,01 м.куб/чел.

Согласно расчету, представленного истцом: в период с января по июнь 2019 года производились начисления: за холодное водоснабжение по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере: 2 м.куб./чел.*11 чел.*49,12 р./м.куб.=1080,64 р., где 2 м.куб./чел. – норматив потребления с домашнего водопровода (без удобств и канализации), 11 чел. – количество прописанных человек в домовладении, 49,12 р./м.куб. – тариф на питьевую воду (Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 504 от 23.11.2018 г. «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения МП «Сервис» Клявлинского района, м.р. Клявлинский»). За холодное водоснабжение (бани) по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере:1,6 м.куб./чел.*11 чел.*49,12 р./м.куб.=864,51 р., где 1,6 м.куб./чел. – норматив потребления с домашнего водопровода (Приказ № 121 от 16.05.2017 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, приложение № 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек», а также Приказ № 171 от 26.07.2016 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. «О внесении изменений в некоторые приказы МЭиЖКХ СО по вопросам установления нормативов потребления коммунальных услуг на территории Самарской обл.», пункт 5, приложение № 2 к приказу № 447 от 26.11.2015 г.). За холодное водоснабжение (полив) по нормативу потребления с домашнего водопровода по размеру поливной площади земельного участка, ежемесячно в размере: 9 м.куб./сот.*1 сот.*49,12 р./м.куб.=442,08 руб., где 9 м.куб./сот. – норматив потребления с домашнего водопровода на 1 сотку поливной площади, или 0,09 м.куб. на 1 кв.м. (Приказ № 121 от 16.05.2017 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, приложение № 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек», а также Приказ № 171 от 26.07.2016 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. «О внесении изменений в некоторые приказы МЭиЖКХ СО по вопросам установления нормативов потребления коммунальных услуг на территории Самарской обл.», пункт 5, приложение № 2 к приказу № 447 от 26.11.2015 г.), 1 сот. – размер поливной площади. Так, за период с января по июнь 2019 года начислено: ХВС = 1080,64 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 6483,84 руб. ХВС (бани) = 864,51 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 5187,06 руб. ХВС (полив) = 442,08 р. (ежемес.начисл.) * 2 месяца = 884,16 руб. В период с июля 2019 г. по июнь 2020 г. производились начисления: За холодное водоснабжение по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере: 3,15 м.куб./чел.*11 чел.*50,15 р./м.куб.=1737,70 р., где 3,15 м.куб./чел. – норматив потребления с домашнего водопровода (МКД и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами и мойками; МКД и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные раковинами и мойками). (Приказ № 171 от 26.07.2016 г. Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. «О внесении изменений в некоторые приказы МЭиЖКХ СО по вопросам установления нормативов потребления коммунальных услуг на территории Самарской обл.», пункт 5, приложение № 1 к приказу № 447 от 26.11.2015 г., приложение № 3 к приказу № 447 от 26.11.2015 г.), 50,15 р./м.куб. – тариф на питьевую воду (Приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 384 от 21.11.2019 г. «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения МП «Сервис» Клявлинского района, м.р. Клявлинский»). За холодное водоснабжение (бани) по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере: 1,6 м.куб./чел.*11 чел.*50,15 р./м.куб.=882,64 р. За холодное водоснабжение (полив) по нормативу потребления с домашнего водопровода по размеру поливной площади земельного участка, ежемесячно в размере: 9 м.куб./сот.*1 сот.*50,15 р./м.куб.=451,35 руб. При отсутствии индивидуального прибора учета воды и в случае обязанности установки счетчика (п. 42, абзац 3 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») применяется повышающий коэффициент, равный с 2017 года – 1,5, с 1 июля 2019 года ежемесячно в размере: Кпов. (ХВС) = (34,65 м.куб.*1,5-34,65) = 17,33 м.куб.*50,15 руб./м.куб.=869,10 руб., где 34,65 м.куб. – объем потребления холодной воды на 11 чел. (3,15 м.куб./чел.*11 ч.=34,65 м.куб.), 17,33 м.куб. – объем повышающего коэффициента. Кпов. (ХВС бани) = (17,6 м.куб.*1,5-17,6) = 8,8 м.куб.*50,15 руб./м.куб.=441,32 руб., где 17,6 м.куб. – объем потребления холодной воды на 11 чел. (1,6 м.куб./чел.*11 ч.=17,6 м.куб.), 8,8 м.куб. – объем повышающего коэффициента. Кпов. (ХВС полив) = (9 м.куб.*1,5-9) = 4,5 м.куб.*50,15 руб./м.куб.=225,68 руб., где 9 м.куб. – объем потребления холодной воды на 1 сотку поливной площади, 4,5 м.куб. – объем повышающего коэффициента. Так, за период с июля 2019 г. по июнь 2020 г. начислено: ХВС = 1737,70 р. (ежемес.начисл.) * 12 месяцев = 20852,40 руб. ХВС (бани) = 882,64 р. (ежемес.начисл.) * 12 месяцев = 10591,68 руб. ХВС (полив) = 451,35 р. (ежемес.начисл.) * 4 месяца = 1805,40 руб. Отс. ИПУ (ХВС) = 869,10 р. (ежемес.начисл.) * 12 месяцев = 10429,20 руб. Отс. ИПУ (баня) = 441,32 р. (ежемес.начисл.) * 12 месяцев = 5295,84 руб. Отс. ИПУ (полив) = 225,68 р. (ежемес.начисл.) * 4 месяца = 902,72 руб. В период с июля по декабрь 2020 г. производились начисления: за холодное водоснабжение по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере: 3,15 м.куб./чел.*11 чел.*51,85 р./м.куб.=1796,60 р., где 51,85 р./м.куб. – тариф на питьевую воду (Приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 510 от 24.11.2020 г. «О корректировке тарифов в сфере водоснабжения МП «Сервис» Клявлинского района, м.р. Клявлинский»). За холодное водоснабжение (бани) по нормативу потребления с домашнего водопровода по количеству прописанных человек в домовладении, ежемесячно в размере: 1,6 м.куб./чел.*11 чел.*51,85 р./м.куб.=912,56 р. За холодное водоснабжение (полив) по нормативу потребления с домашнего водопровода по размеру поливной площади земельного участка, ежемесячно в размере: 9 м.куб./сот.*1 сот.*51,85 р./м.куб.=466,65 руб. При отсутствии индивидуального прибора учета воды и в случае обязанности установки счетчика (п. 42, абзац 3 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») применяется повышающий коэффициент, равный с 2017 года – 1,5, ежемесячно в размере: Кпов. (ХВС) = (34,65 м.куб.*1,5-34,65) = 17,33 м.куб.*51,85 руб./м.куб.=898,56 руб., Кпов. (ХВС бани) = (17,6 м.куб.*1,5-17,6) = 8,8 м.куб.*51,85 руб./м.куб.=456,28 руб., Кпов. (ХВС полив) = (9 м.куб.*1,5-9) = 4,5 м.куб.*51,85 руб./м.куб.=233,33 руб.. Так, за период с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. начислено: ХВС = 1796,60 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 10779,60 руб. ХВС (бани) = 912,56 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 5475,36 руб. ХВС (полив) = 466,65 р. (ежемес.начисл.) * 2 месяца = 933,30 руб. Отс. ИПУ (ХВС) = 898,56 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 5391,36 руб. Отс. ИПУ (баня) = 456,28 р. (ежемес.начисл.) * 6 месяцев = 2737,68 руб. Отс. ИПУ (полив) = 233,33 р. (ежемес.начисл.) * 2 месяца = 466,66 руб. 21 декабря 2020 года Потребителем было написано заявление в адрес МП «Сервис» с просьбой об опломбировке (вводе в эксплуатацию) прибора учета холодной воды. Опломбировать счетчик и составить акт о вводе его в эксплуатацию было осуществлено 11 января 2021 года. Поэтому в январе был произведен перерасчет в размере 1442,06 руб. за период с момента написания заявления до конца расчетного месяца, а именно с 21.12.2021 г. по 31.12.2021 г., за 11 календарных дней: За холодное водоснабжение = 1796,60 р. (ежемес.начисл.)/31 дн.*11 дн. = 637,50 руб. За холодное водоснабжение (бани) = 912,56 р. (ежемес.начисл.)/31 дн.*11 дн. = 323,81 руб. Кпов. (ХВС) = 898,56 р. (ежемес.начисл.)/31 дн.*11 дн. = 318,84 руб. Кпов. (баня) = 456,28 р. (ежемес.начисл.)/31 дн.*11 дн. = 161,91 руб. С января 2021 по текущее время начисления производятся по показаниям установленного прибора учета воды, которые должны передаваться Потребителем ежемесячно до 25 числа. В случае отсутствия показаний, начисления производятся в соответствие с положениями пп. «б» п. 59 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. Начальные показания – 0 м.куб., показания в мае – 20 м.куб. Поэтому: ХВС = 20 м.куб. – 0 м.куб. = 20 м.куб. (расход воды) * 51,85 руб. = 1037 руб. В июне 2021 года показаний не было, поэтому был начислен среднемесячный объем в размере 5 м.куб. Поэтому: ХВС = 5 м.куб. (ср.мес. объем)* 51,85 руб. = 259,25 руб. Таким образом, за период с 01.01.2019 г. по 30.06.2021 г. всего начислено за холодное водоснабжение по всем видам услуг 88 070,45 руб. На 01 января 2019 сальдо = -0,16 руб. Начислено за 01.01.2019 - 30.06.2021 = 88070,45 руб. Оплачено = 675 руб. Сальдо на 30.06.2021 = - 0,16+88070,45-675=87 395,29 руб.

Таким образом, уточненный истцом расчет задолженности проверен, является обоснованным и арифметически верным, отражает как начисления по холодному водоснабжению, так и бани, полив, также подтвержден пояснениям Батаевой К.Н., работающей экономистом в МП «Сервис»,

Также судебная коллегия принимает во внимание, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Соответственно, для оформления льгот Ответчику нужно обращаться в органы социальной защиты населения. МП «Сервис» льгот не предоставляет.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с п.42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента величина которого в 2016 г. принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5..

При этом истцом применен в расчетах повышающий коэффициент 1,5.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019, плата за коммунальную услугу в размере повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления в связи с отсутствием индивидуального прибора учета подлежит взиманию с собственника, а не нанимателя помещения.

В соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Поскольку право собственности за ответчиком не зарегистрировано, договор приватизации заключен в 2002г., когда законодательство уже предусматривало регистрацию права собственности, судебная коллегия, учитывая частный случай правовых отношений, приходит к выводу об исключении начислений, связанных с применением повышающего коэффициента.

Так, согласно представленной пояснительной справке к расчету, задолженность включает начисления с учетом повышающего коэффициента (ХВС) 15 501, 72руб., баня 7871, 61руб., полив 1369, 38руб., которые подлежат исключению из основной задолженности 87 395, 29руб. Соответственно, задолженность ответчика за указанный период составит 62 652, 58руб.

В соответствии с ч.14 ст.155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

В соответствии с обзором по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2 названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.

С учетом изложенных выше обстоятельств, также принимая во внимание период просрочки и сумму неисполненных обязательств, материальное положение ответчика, судебная коллегия полагает возможным снизить размер пени до 3 500руб.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина 2 184руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Клявлинского районного суда Самарской области от 25 августа 2021г. отменить.

Исковые требования МП «Сервис» к Салмину ФИО35 о взыскании задолженности за коммунальную услугу, холодное водоснабжение удовлетворить частично.

Взыскать с Салмина ФИО36 в пользу Муниципального предприятия «Сервис» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2019г. по 30.06.2021г. в размере 62 652, 58руб.. пени 3500руб. за несвоевременную оплату коммунальной услуги; расходы по оплате государственной пошлины в размере 2184руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи: