ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1459/2015 от 03.04.2015 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

 Дело № 33-1459/2015            

 В суде первой инстанции дело слушал судья Бугаёв А.П.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 03 апреля 2015 года город Хабаровск

 Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

 председательствующего Разуваевой Т.А.,

 судей Хуснутдиновой И.И., Галенко В.А.,             

 при секретаре Ильчук Е.А.,        

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», войсковой части 59313-72, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест, по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения военного прокурора Анчутина А.В., представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО2, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Военный прокурор гарнизона Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о возложении обязанности по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что по обращению ФИО1 в военную прокуратуру была проведена проверка в ходе которой установлено, что ФИО1 работает в <данные изъяты> в войсковой части 59313-72. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части была проведена аттестация рабочих мест, приказом командира части № от ДД.ММ.ГГГГ объявлено об окончании проведения аттестации, результаты аттестации направлены в филиал № Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю». Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной аттестации рабочих мест установлены компенсационные выплаты гражданскому персоналу войсковой части за работу с вредными условиями труда, в том числе <данные изъяты> ФИО1, однако данный приказ начальником филиала № Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» возвращен командиру войсковой части без реализации со ссылкой на то, что в Перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Министерства обороны РФ, утвержденном приказом Минобороны РФ от 10 ноября 2008 года № 555 должность <данные изъяты> отсутствует. Действия ответчика военный прокурор считает незаконными, так как установленные приказом командира войсковой части компенсационные выплаты не противоречат трудовому законодательству. Просит суд возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» обязанность выплатить <данные изъяты> войсковой части 59313-72 ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест на основании приказа командира войсковой части 59313-72 от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 20 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть 59313-72.

 Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2014 года исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре удовлетворены. На Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в лице его филиала № возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышения должностного оклада на 8%, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышения должностного оклада на 4% на основании приказа командира войсковой части 59313-72 от ДД.ММ.ГГГГ № начислять и выплачивать компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест на основании приказа командира войсковой части 59313-72 от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ с учетом повышения должностного оклада на 12%.

 В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указав, что в судебном заседании не было установлено правовое положение войсковой части, которая не является юридическим лицом и не могла выступать в процессе в качестве ответчика. Надлежащим ответчиком по данному спору является Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», которое в нарушение норм права к участию в деле не привлекалось, и являясь работодателем было лишено возможности участвовать в деле и представлять доказательства. Полагает необоснованной ссылку суда на отсутствие у Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» права заявить о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Более того, установив отсутствие трудовых отношений между Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» и ФИО1, ссылаясь на наличие между сторонами гражданско-правовых отношений, суд не применил положения Главы 25 ГПК РФ, в которой также установлены сроки обжалования действий должностных лиц и органов.

 Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

 Определением судебного заседания от 11 марта 2015 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

 В заседании суда апелляционной инстанции военный прокурор Анчутин А.В. утонил исковые требования, просит возложить обязанность на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» выплатить ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО2 возражал против удовлетворения исковых требований, заявил о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

 ФИО1, представили войсковой части 59313-72, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, не явились.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 работает в должности <данные изъяты> войсковой части 59313-72.

 Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда №, класс условий труда истца по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса определен как <данные изъяты>.

 Приказом командира войсковой части 59313-72 № от ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в войсковой части, с ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей, работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, куда вошла должность <данные изъяты>, установлена процентная надбавка в размере 8% в ДД.ММ.ГГГГ, 4% в ДД.ММ.ГГГГ за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

 Приказом командира войсковой части 59313-72 № от ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в войсковой части, с ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей, работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, куда вошла должность <данные изъяты>, установлена процентная надбавка в размере 8% в ДД.ММ.ГГГГ, 4% в ДД.ММ.ГГГГ за работу с тяжелыми и вредными условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

 Приказ о выплате истцу надбавки за работу с вредными условиями труда бал направлен командиром войсковой части 59313-72 в филиал № ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» для начисления и выплаты компенсации, но был оставлен без реализации и возращен ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием должности истца в Перечне работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей Минобороны РФ, утв. приказом Минобороны от 10 ноября 2008 года № 555, приказом Минобороны РФ от 23 апреля 2014 года № 225.

 Согласно условиям Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части 59313-72, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, оплата труда гражданского персонала войсковой части 59313-72 состоит из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работников, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, выплат компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, иных выплат, предусмотренных трудовым законодательством), выплат стимулирующего характера (доплаты за выслугу лет, премии и иные поощрительные выплаты), и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

 С 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 На основании части 1 статьи 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

 Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

 Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеизложенными положениями законодательства и обосновано исходил из того, что при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Перечне работ с тяжелыми и вредными условиями труда, имеет право на соответствующие компенсации.

 Доводы ответчиков о том, что Министерством обороны РФ определен исчерпывающий Перечень работ, на которых гражданскому персоналу воинских частей (организаций) повышаются должностные оклады, основанием к отмене решения суда не является. В соответствии с правовым регулированием, действующим с 01 января 2014 года, объем предоставляемых работнику компенсаций поставлен в зависимость от установленной степени вредности условий труда, определенных специальной оценкой условий труда. Если до 01 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев, когда необходимо проведение внеплановой оценки условий труда. В таком случае для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, используются результаты аттестации рабочих мест, проведенной ранее.

 Поскольку работодатель отнес работу в должности, на которой осуществлял трудовую деятельность истец, к работе с вредными условиями труда, то у него возникла обязанность предоставления такому работнику соответствующих гарантий и компенсаций, независимо от того, поименована или нет данная профессия в Перечне.

 Как следует из материалов дела, в войсковой части 59313-72 до 01 января 2014 года была проведена аттестация рабочих мест, результаты которой никем не оспорены, принято и утверждено Положение об оплате труда гражданского персонала войсковой части 59313-72, предусматривающее предоставлении компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, приказы об установлении доплат за работу с вредными условиями труда изданы командиром части в пределах полномочий.

 Обжалуемым судебным постановлением на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест.

 В соответствии с п.4 ч.4, ч.5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

 Таким нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

 Судом установлено, что ФИО1 работает в должности <данные изъяты> войсковой части 59313-72, не являющейся юридическим лицом и входящей в структуру Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», не привлеченного судом первой инстанции к участию в деле.

 Решение суда затрагивает права Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», поскольку из представленных документов усматривается, что обязанность по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест возложена судом на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ с командиром войсковой части 59313-72 договора на обслуживание, в соответствии с которым Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» обязалось осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.

 Таким образом, судом разрешен вопрос о выплате истцу причитающихся по трудовому договору денежных средств без привлечения к участию в деле работодателя.

 Допущенное судом первой инстанции существенное нарушение норм процессуального права, выразившееся в принятии судом решения по трудовому спору без привлечения к участию в деле работодателя, по правилам п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены постановленного решения от 16 декабря 2014 года.

 Принимая новое решение, судебная коллегия, руководствуясь вышеприведенными нормами права, полагает необходимым уточненные исковые требования удовлетворить, возложить на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» выплатить ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Не могут являться основанием для отказа в иске доводы о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

 Из материалов дела следует, что ФИО1 могла узнать о нарушении своих прав только после неисполнения филиалом № ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» приказа командира части об установлении доплат за работу с вредными условиями труда, с заявлением к военному прокурору истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление в интересах ФИО1 подано в суд ДД.ММ.ГГГГ. Судебная коллегия считает, что при таких обстоятельствах трехмесячный срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не пропущен.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 Решение Совестко-Гаванского городского суда Хабаровского края от 16 декабря 2014 года – отменить, принять по делу новое решение.

 Исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о возложении обязанности по выплате компенсации за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест – удовлетворить.

 Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» выплатить ФИО1 компенсацию за работу с вредными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

 Председательствующий Т.А.Разуваева

 Судьи И.И.Хуснутдинова

 В.А. Галенко