Судья Лукинский Ю.М.
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 года № 33-1459/2016
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Дечкиной Е.И., Сотникова И.А.,
при секретаре Сошиловой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 , ФИО2 и ФИО3 на решение Верховажского районного суда Вологодской области от 11 января 2016 года, которым ФИО1 , ФИО2 и ФИО3 отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Липецкого сельского поселения Верховажского района Вологодской области о признании несоответствующим законодательству Российской Федерации размещения свалки и возложении обязанности закрыть последнюю.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения истца ФИО1, его представителя ФИО4, представителя ответчика администрации Липецкого сельского поселения Верховажского района по доверенности ФИО5 и главы Липецкого сельского поселения ФИО6, судебная коллегия
установила:
постановлением администрации Верховажского района от <ДАТА>№... «...» Липецкому сельскому Совету разрешено изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного предприятия «Север» в количестве одного гектара в лесах второй группы (л.д. ...).
<ДАТА> Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской <адрес> в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах администрации Верховажского муниципального района выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №... о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПин 2.1.7.138-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» выбора земельного участка для компостирования отходов без навоза и фекалий на территории Липецкого сельского поселения по адресу: ... (л.д. ...).
Экспертным заключением филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области в г. Соколе» от <ДАТА>№... установлено, что размещение на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> от <адрес> примерно ... метров на юго-восток площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. ...).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от <ДАТА> серии №... земельный участок с кадастровым №..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешённое использование: для размещения площадок для компостирования отходов без навоза и фекалий, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности администрации Липецкого сельского поселения (л.д. ...).
Решением Совета Липецкого сельского поселения от <ДАТА>№... утверждён Генеральный план Липецкого сельского поселения, в соответствии с которым указанный земельный участок отведён под размещение площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий (л.д. ...).
Со ссылкой на незаконное размещение свалки на территории поселения жители Липецкого сельского поселения ФИО1, ФИО2 и ФИО7 <ДАТА> обратились в суд с исковым заявлением к администрации Липецкого сельского поселения Верховажского муниципального района о признании несоответствующим законодательству Российской Федерации размещения свалки на территории поселения и возложении на ответчика обязанности закрыть свалку.
В обоснование требований указали на то, что свалка располагается в непосредственной близости от жилых домов деревень Ивонино и Семёновской, периодически поджигается; через неё протекает ручей; на свалку везут мусор из соседних сельских поселений, от загрязнения окружающей среды страдают жители Липецкого сельского поселения и проживающие ниже по течению реки Вага жители Верховажского района.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали. Считали размещение свалки вблизи деревень Ивонино и Семёновской незаконным, поскольку расстояние до жилых домов составляет ... метров; кроме того указали, что ядовитый дым от горящих отходов отравляет окрестности.
Истец ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Глава Липецкого сельского поселения ФИО6 исковые требования не признала, суду пояснила, что на территории сельского поселения расположена площадка для компостирования отходов без навоза и фекалий, отнесённых к 3 классу опасности, в отношении которой имеется экспертное заключение о соответствии размещения объекта государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Право собственности на земельный участок с разрешённым использованием для размещения площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий зарегистрировано за Липецкой сельской администрацией и решением Совета Липецкого сельского поселения от <ДАТА>№... утверждён Генеральный план Липецкого сельского поселения, согласно которому земельный участок отведён для размещения площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий.
Привлечённый к участию в деле для дачи заключения начальник отдела природопользования и охраны окружающей среды администрации Верховажского муниципального района ФИО8 пояснил, что размещение площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий у д. Ивонино Липецкого сельского поселения законно, земельный участок используется по целевому назначению, его выбору предшествовало проведение экспертизы в органах санэпиднадзора, давших положительное заключение.
Судом принято приведённое решение.
В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 и ФИО7 просят решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указали, что на площадке размещаются твёрдые бытовые отходы, которые должны утилизироваться в специально разрешённых хранилищах ввиду более высокого класса опасности. Ртуть и различные химические вещества от размещаемых на площадке отходов попадают в реку Ильчуга, загрязняя её и нанося вред окружающей среде.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и корреспондирующей ей статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании подпункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пункт 7 статьи 12 названного Федерального закона запрещает размещать отходы на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.
Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, площадка для компостирования отходов без навоза и фекалий ...», расположенная на земельном участке с кадастровым №... в ... метрах от д. ... и в ... метрах от жилой застройки д. ..., внесена в перечень объектов размещения отходов на территории Верховажского муниципального района Вологодской области, имеет специальное разрешение органа исполнительной власти с экспертным заключением по размещению объекта от <ДАТА>№..., а также санитарно-эпидемиологическое заключение от <ДАТА>, следовательно, оснований для признания указанной площадки (свалки) несанкционированной не имеется; её размещение соответствует требованиям законодательства.
Согласно пункту 18 части 1, части 3 статьи 14, пункту 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» организация сбора (в том числе раздельного сбора) и транспортирования твёрдых коммунальных отходов отнесена к вопросам местного значения сельских поселений, а решение вопросов организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относятся к полномочиям местного значения муниципального района.
Из приведённых положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закреплённых за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создаёт последующую обязанность у органа публичной власти по их сбору, вывозу, утилизации и переработке.
Следовательно, оснований для возложения на администрацию Липецкого сельского поселения Верховажского муниципального района обязанности по закрытию площадки для компостирования отходов без навоза и фекалий не имеется, поскольку данный объект соответствует нормам действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что отходы, находящиеся на спорной площадке, причиняют ущерб окружающей среде, не могут повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку такие доводы объективно ничем не подтверждены; доказательства размещения на площадке отходов, не предназначенных к такому размещению исходя из класса их опасности или иных установленных законодательством критериев стороной истца не представлены.
Поскольку имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховажского районного суда Вологодской области от 11 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 , ФИО2 и ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Чистякова
Судьи: Е.И. Дечкина
И.А. Сотников