ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14630/2023 от 18.01.2023 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Шакирзянова Е.А.

УИД 59RS0044-01-2012-001551-14

Дело 33-820/2024 (33-14630/2023)

номер дела в суде первой инстанции 2-65/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 18 января 2023 года

Пермский краевой суд в составе судьи Казакова М.В., при ведении протокола секретарем Глуховой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чусовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Чусовское городское поселение» Пермского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения в области дорожной деятельности по частной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края на определение Чусовского городского суда Пермского края от 25.10.2023 об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013.

Изучив материалы гражданского дела, суд апелляционной инстанции

установил:

Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края (далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 на срок до 30.09.2024 (том 5 л.д. 170-172). В обоснование заявленных требований указано, что на момент замены стороны должника от первоначального должника Управлению не поступили документы, подтверждающие совершение действий по исполнению судебного акта. 24.06.2021 поступило постановление судебного пристава-исполнителя о замене стороны по исполнительному производству. 20.07.2021, 03.08.2021, 27.01.2022, 10.03.2023 в Управление поступили требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда. Письмами от 26.07.2021, 09.08.2021, 01.02.2022, 03.04.2023 Управление сообщило о проведении мероприятий по исполнению решения суда путем разработки проектной сметной документации, которая должна пройти государственную экспертизу, по результатам которой при наличии финансирования планируется проведение конкурсных процедур заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ. Управление является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в рамках государственного задания на оказание государственных услуг, предусмотренных уставной деятельностью учреждения. В рамках полномочий Управление определяет перечень автомобильных дорог регионального значения, подлежащих проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию с учетом предусмотренных Законом «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» лимитов бюджета ассигнований. 01.07.2022 Управлением в Министерство направлено предложение по формированию предельных объемов расходов бюджета Пермского края на 2023-2025 годы, в том числе для исполнения решения суда. Мероприятия, предусмотренные решением суда, не включены в Перечень объектов на выполнение работ на региональных автомобильных дорогах Пермского края 2023-2025 годов. Вместе с тем, 31.08.2020 Управление заключило договор на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах, в сентябре 2022 года данная документация разработана, получено положительное заключение экспертизы. Для реализации плана по обустройству дорог необходимо время от 1,5 до 3 лет. У Управления отсутствовала возможность исполнить решение суда, поскольку первоначальный должник не предпринимал мер к исполнению судебного акта продолжительное время, а также в связи с необходимостью значительного времени для проведения необходимых конкурсных процедур и непосредственно самих мероприятий ПСД, проведения госэкспертизы, заключения договора на проведение строительно-монтажных работ. В данный момент необходимое финансирование отсутствует.

Определением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 25.10.2023 (том 5 л.д. 199-200) заявление Управления оставлено без удовлетворения.

Управлением подана частная жалоба с просьбой об отмене указанного определения суда. В частной жалобе Управлением приведены доводы, аналогичные тем, которые изложены в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Кроме этого, приведены доводы о том, что судом не дана оценка договору от 31.08.2020 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края. Для исполнения решения суда Министерству необходимо обеспечить финансирование двух этапов: проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, при этом выполнение строительно-монтажных работ невозможно без выполнения проектно-изыскательских работ. Проектная и рабочая документация для реализации мероприятий, предусмотренных решением суда, разработана частично в 2023 году, имеется положительное заключение государственной экспертизы. Обязанность по финансированию работ, предусмотренных решением суда, Министерством выполнена частично: только в отношении первого этапа. Данные обстоятельства не были учтены судом.

От прокурора Чусовской городской прокуратуры поступили возражения на частную жалобу Управления, согласно которым основания для отмены определения суда отсутствуют.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, судьей единолично.

Рассмотрев дело по правилам статей 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы частной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения частной жалобы.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Из материалов дела следует, что решением Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 (том 2 л.д. 150-156, 157-181) с учетом дополнительного решения от 25.03.2013 (том 2 л.д. 193-200) удовлетворены частично исковые требования Чусовского городского прокурора, на администрацию Чусовского городского поселения возложена обязанность принять меры по организации дорожной деятельности в границах Чусовского городского поселения в срок до 01.09.2013.

12.11.2013 в Отделе судебных приставов по г. Чусовому УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство № 26608/13/44/59 по исполнению решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 (л.д. 102-103 том 3).

Определением Чусовского городского суда Пермского края от 07.08.2014 отказано в удовлетворении заявления администрации Чусовского городского поселения о рассрочке исполнения и разъяснении решения суда (том 4 л.д. 45-49).

Определением Чусовского городского суда Пермского края от 28.01.2020 произведена замена должника в исполнительном производств на правопреемника администрацию Чусовского городского округа (том 4 л.д. 101-104).

Определением Чусовского городского суда Пермского края от 06.03.2020 отказано в удовлетворении заявления администрации Чусовского городского округа о предоставлении отсрочки по исполнению решения суда (том 4 л.д. 165-168, 184-186).

Определением Чусовского городского суда Пермского края от 23.04.2021 (том 5 л.д. 119-121) произведена замена стороны должника по решению Чусовского городского суда от 15.02.2013 с администрации Чусовского городского округа на краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края в части мероприятий: на ул. Южная (от ул. Заводская до ул. Вильвенская) установить заездные карманы; на ул. Заводская (от ул. Трудовая до ул. Ленина) восстановить наружное освещение от ул. Трудовая до ул. Южная; на ул. Французская (от автомобильного моста через р. Чусовая до ул. Механическая) восстановить наружное освещение; на ул. Лысьвенская (от ул. Юности до а/д «Кунгур-Соликамск») оборудовать заездные карманы и посадочные площадки (автобусная остановка «Юбилейная» со стороны п. Металлургов).

Определением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.01.2022 (том 5 л.д. 158) удовлетворено заявление Управления о предоставлении отсрочки исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 на срок до 31.12.2022 (том 5 л.д. 128-129).

Отказывая в удовлетворении требований Управления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, руководствуясь положениями статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья первой инстанции исходил из отсутствия сведений, свидетельствующих о том, что в сентябре 2024 года будут устранены причины, препятствующие исполнению решения суда. Довод о заключении 31.08.2020 договора на выполнение работ по разработке освещения и тротуаров уже был предметом рассмотрения при положительном решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2022.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Как было указано выше, определением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.01.2022 Управлению была предоставлена отсрочка исполнения решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 на срок до 31.12.2022, при этом судом было учтено, что 31.08.2020 Управлением был заключен договор на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах, срок исполнения которого предполагался в 3 квартале 2022 года.

Предоставление судом отсрочки при таких обстоятельствах предполагает, что по истечении срока отсрочки обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, утратят свое значение, и решение суда будет исполнено. Обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, были сообщены суду Управлением, с чем суд согласился.

Из содержания заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и частной жалобы следует, что Управление подтверждает, что проектная и рабочая документация устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах разработана в сентябре 2022 года, в марте 2023 года получено положительное заключение государственной экспертизы в отношении данной документации, однако работы, обязанность выполнения которых установлена решением Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013, не выполнены ни по истечении срока отсрочки, ни в настоящее время.

Таким образом, предоставление отсрочки в соответствии с определением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 19.01.2022 не привело к исполнению судебного акта по истечении срока отсрочки, на что справедливо указано судом первой инстанции.

Более того, из содержания доводов Управления следует, что для реализации плана по обустройству дорог необходимо время от 1,5 до 3 лет, что свидетельствует о том, что предоставление отсрочки на срок до 30.09.2024 не приведет к исполнению решения суда по истечении срока отсрочки, на что также справедливо указано судом первой инстанции.

Предоставление отсрочки исполнения решения суда возможно при наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, и с целью исполнения решения суда в будущем после устранения этих препятствий.

Вместе с тем, в данной ситуации отсутствует возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки, что следует из пояснений самого Управления, в связи с чем предоставление отсрочки исполнения решения суда при таких обстоятельствах является неоправданным и необоснованным.

Следует отметить, что договор на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах от 31.08.2020, на который ссылается Управление в обоснование требований о предоставлении отсрочки, а также документы, подтверждающие его исполнение хотя бы частично, суду Управлением так и не представлены.

Перечень объектов на выполнение работ по устройству стационарного электрического освещения и тротуаров на региональных автомобильных дорогах Пермского края 2023-2025 годов (том 5 л.д. 174) содержит сведения о запланированных работах на автодороге Полазна-Чусовой и в г. Чусовой, однако это не свидетельствует о том, что выполнение данных работ направлено на исполнение решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013. Иные документы, представленные в материалы дела, как-то: приказ Министерства транспорта Пермского края от 31.12.2020 об утверждении государственного задания на 2021-2023 годы с приложением данного государственного задания (том 5 л.д. 8-36), соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края государственному бюджетному (автономному) учреждению Пермского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 14.01.2021 (том 5 л.д. 37-44), также не свидетельствуют о принятии мер к исполнению судебного акта.

Вместе с тем, из содержания заявления о предоставлении отсрочки следует, что предметом договора от 31.08.2020, с исполнением которого Управление связывает необходимость предоставления отсрочки исполнения судебного акта, является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации устройства недостающего электрического освещения и тротуаров на автомобильных дорогах, что в соответствии с доводами самого Управления обеспечит исполнение решения Чусовского городского суда Пермского края от 15.02.2013 лишь в части обустройства освещения на отдельных улицах, но не обеспечит исполнение решения суда в целом. При этом Управлением не сообщено о том, какие меры предприняты для исполнения решения суда в целом, в том числе, в части оборудования заездных карманов и посадочных площадок, существуют ли какие-либо препятствия для исполнения решения суда в указанной части, будут ли устранены эти препятствия по истечении срока предполагаемой отсрочки.

Таким образом, по существу, заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в целом обусловлено доводами о невозможности исполнения судебного акта в части (в части оборудования освещения на отдельных улицах), что недопустимо и свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления отсрочки при указанных обстоятельствах. При этом доводы о невозможности исполнения решения суда даже в указанной Управлением части не подтверждаются материалами гражданского дела, на что судом апелляционной инстанции указано выше.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на длительное более 10 лет неисполнение решения суда, которым удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности выполнить обширный перечень работ по организации дорожной деятельности в границах Чусовского городского поселения, что направлено на создание благоприятных, комфортных и безопасных условий проживания людей на данной территории.

Указанное свидетельствует о необходимости принятия эффективных мер, направленных на скорейшее исполнение решения суда, однако сведения о принятии таких мер суду не сообщены.

В свою очередь, длительное неисполнение решения суда при таких обстоятельствах, дискредитирует действия властей, подрывает доверие людей и общества к власти, что недопустимо.

В порядке правопреемства Управление на протяжении почти 3 лет является должником по исполнению решения суда в части, однако и Управлением до настоящего времени решение суда в соответствующей части не исполнено. Следует отметить, что предложение по формированию предельных объемов расходов бюджета Пермского края на 2023-2025 годы, в том числе для исполнения решения суда, направлено Управлением в Министерство транспорта Пермского края лишь 01.07.2022, тогда как эти действия могли быть совершены ранее этой даты, а при отсутствии положительного результата могли быт совершены и по прошествии времени, однако суду не сообщено о принятии таких либо иных мер.

Доводы о том, что мероприятия, предусмотренные решением суда, не включены в Перечень объектов на выполнение работ на региональных автомобильных дорогах Пермского края 2023-2025 годов, не свидетельствуют о невозможности принятия иных мер с целью исполнения решения суда.

Доводы о том, что ежегодно между Министерством транспорта Пермского края и Управлением заключаются соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), не имеют правового значения при решении вопроса об исполнении решения суда и о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Доводы о том, что проектная и рабочая документация по исполнению решения суда частично выполнена в 2023 году, впервые изложены в частной жалобе, в связи с чем не являлась предметом оценки суда первой инстанции (в частности, номера положительных заключений государственных экспертиз в частной жалобе и в заявлении о предоставлении отсрочки разнятся). При этом доказательства в подтверждение данных доводов суду не представлены. При изложенных обстоятельствах, данные доводы не являются пересмотра определения суда об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Доводы Управления о невозможности исполнения решения суда в связи с длительным неисполнением судебного акта предыдущим должником являются необоснованными и бездоказательными.

Доводы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о том, что Управлением предпринимались и предпринимаются меры к исполнению решения суда в указанной части, равно как и не свидетельствуют о не возможности предпринять такие меры. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют и суду не были представлены.

При указанных обстоятельствах, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого определения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Чусовского городского суда Пермского края от 25 октября 2023 оставить без изменения, частную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Судья: /подпись/.