Судья Морев Е.А. | Дело № 33-1464 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«11» июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Мартьяновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 мая 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании права на социальные пособия и возложении обязанности назначения пособий отказано.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, представителя ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат», мотивируя требования тем, что решениями ответчиков ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Костромской области от 21 июля 2008 года №351-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области», назначении ежемесячных пособия и денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка по причине проживания ее семьи в г. Иваново. При этом ответчиками не было учтено, что ее семья имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес> В г. Иваново они имеют временную регистрацию по месту пребывания в воинской части в связи с переводом в 2016 году ее супруга, являющегося военнослужащим, на другое место службы. В связи с отказом ответчиков в предоставлении мер социальной поддержки она была вынуждена обратиться с аналогичным заявлением в Территориальное управление социальной защиты населения по г. Иваново, где в назначении выплат ей также было отказано по причине отсутствия у ее семьи постоянной регистрации в г. Иваново. Возлагая на нее обязанность по подтверждению факта постоянного проживания ее семьи на территории Костромской области при наличии всех необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов, ответчики превысили свои полномочия и необоснованно отказали в удовлетворении ее заявления.
Уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, ФИО1 просила признать отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 28 ноября 2017 года №36472-02-06 в предоставлении мер социальной поддержки незаконным, обязать ответчика назначить ежемесячные пособия на ее несовершеннолетних детей с даты прекращения выплат указанных пособий до 05 февраля 2018 года, произвести выплату ежемесячных социальных выплат на лекарственное обеспечение детей и выплат на частичную денежных компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всех членов ее семьи с даты прекращения осуществления указанных выплат, назначить ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей в семье с даты прекращения указанной выплаты. Также просила взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы, понесенные на оформление доверенности в размере 1 500 руб., почтовые расходы в размере 100 руб.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иванову.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель. ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением и неправильным применением судом норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Повторяя доводы, приведенные в иске, настаивает на том, что семья ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки на территории Костромской области в связи с наличием постоянной регистрации в г. Костроме. Отмечает, что после рождения третьего ребенка она обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с аналогичными документами, спорные выплаты ей были назначены.
Указывает, что ежемесячное пособие на ребенка детям ФИО1 выплачивается в г. Иваново, в связи с чем требований о его установлении в Костромской области не заявляет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы директор ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу руководитель Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову ФИО5, полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 – ФИО2 поддержала доводы апелляционной жалобы, не поддержала требования о возложении на ответчика обязанности назначить ежемесячные пособия на несовершеннолетних детей ФИО1 с даты прекращения выплат указанных пособий до 05 февраля 2018 года.
Представитель ОГКУ «Центр социальных выплат» ФИО3 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело рассматривается в отсутствие ФИО1, представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области, представителя Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову, которые о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (пп. 24 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Костромской области размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка определяет Закон Костромской области от 27 декабря 2004 года № 228-ЗКО «О ежемесячном пособии на ребенка в Костромской области» (далее – Закон Костромской области № 228-ЗКО).
Действие названного Закона распространено на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области (п.1ч.1 ст.3), Закон не распространяется на граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Костромской области (п.3 ч.2 ст.3).
Аналогичные положения содержатся в п.п. 1 п. 4, п.п.3 п. 5 Порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 27 января 2009 года № 22-а.
Законом Костромской области от 27 января 2009 года № 351-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области» предусмотрено предоставление мер социальной поддержки, в числе которых:
ежемесячная частичная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе на отопление твердым топливом при наличии печного отопления) в размере 200 рублей на каждого члена семьи (п. 5.1 ч. 1 ст. 4);
ежемесячная социальная выплата в размере 100 рублей на лекарственное обеспечение ребенка до поступления его в общеобразовательную организацию, но не далее, чем по достижении ребенком возраста 8 лет (кроме детей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных семьях) (п. 7 ч. 1 ст. 4).
Многодетной семьей в Костромской области признается семья, имеющая на своем содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно проживающая на территории Костромской области (ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области № 351-4-ЗКО).
Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 27 января 2009 года № 23-а и разработанный в соответствии с Законом Костромской области от 21 июля 2008 года № 351-4-ЗКО, также распространяется на многодетные семьи, проживающие на территории Костромской области.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в целях улучшения демографической ситуации на территории Костромской области постановлением губернатора Костромской области от 29 июня 2012 года № 145 установлена ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, и утверждено Положение о ежемесячной денежной выплате в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, проживающим на территории Костромской области, и порядке ее предоставления.
Согласно п. 2 Положения право на получение ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям, нуждающимся в поддержке и проживающим на территории Костромской области (далее - ежемесячная денежная выплата), предоставляется матери на третьего ребенка или последующих детей (родных, усыновленных), родившихся после 31 декабря 2012 года в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже среднедушевого дохода населения, сложившегося в Костромской области за год, предшествующий году обращения за ежемесячной денежной выплатой.
Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Костромской области (п. 3 Положения).
Ежемесячная денежная выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: выбытие получателя ежемесячной денежной выплаты на постоянное место жительства за пределы Костромской области (п. 12 Положения).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Т.Г.В. и ФИО1 являются родителями троих несовершеннолетних детей –Т.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.Вик. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Т.В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
16 ноября 2017 года ФИО1 обратилась в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлениями о продлении и назначении выплаты ежемесячного пособия на детей, ежемесячной социальной выплаты многодетным семьям на ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении и ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка.
Решением ответчика от 22 ноября 2017 года № 364720206 ей было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, назначении и продлении выплат в связи с тем, что из представленных к заявлениям документов усматривается проживание ее семьи в г. Иваново.
Письмом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 12 января 2018 года № 2-10/1145 на аналогичное обращение ФИО1 дано разъяснение, что предоставление мер социальной поддержки предусмотрено только для граждан, проживающих на территории Костромской области; в случае возвращения семья Т-вых для постоянного проживания в Костромскую область, они имеют право на повторное обращение за получением указанных мер, предусмотренных законодательством Костромской области.
Уведомлением Территориального управления социальной защиты населения по г. Иванову от 19 февраля 2018 года № 258 ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Ивановской области.
Разрешая заявленные административным истцом требования и, отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у ФИО1 отсутствует одно из условий для назначения спорных выплат – постоянное проживание на территории Костромской области, которое прямо предусмотрено Законом Костромской области от 27 декабря 2004 года №228-ЗКО « О ежемесячном пособии на ребенка в Костромской области» и Законом Костромской области от 21 июля 2008 года №351-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области». При этом суд исходил из того, что ФИО1 постоянно на территории Костромской области не проживает, длительное время проживает на территории г. Иваново, где ей предоставляется мера социальной поддержки в виде пособия на ребенка малообеспеченным гражданам, основания считать семью ФИО1 постоянно проживающей на территории Костромской области по одному лишь факту регистрации по месту жительства в принадлежащей ФИО1 квартире в г. Костроме отсутствуют.
С данным выводом суда согласиться нельзя, так как судом первой инстанции при разрешении спора не учтено следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (статья 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (пункт 1 статьи 150).
Как следует из ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно (абзац седьмой), а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абзац восьмой).
В постановлении от 4 октября 2016 года № 18-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть первая статьи 3); такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абзац второй статьи 2). Согласно части второй его статьи 3 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; при этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений российского законодательства, отличие места жительства как места постоянного или преимущественного проживания от места пребывания определяется не столько длительностью (сроком) проживания гражданина в соответствующем помещении, сколько видом помещения, в котором он проживает, и правовыми основаниями его вселения и пользования этим помещением, что находит выражение в режиме регистрации - по месту жительства или по месту пребывания.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от 24 ноября 1995 года N 14-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Из материалов дела следует, что семья Т-вых зарегистрирована постоянно по месту жительства в квартире, принадлежащей ФИО1 на праве собственности, расположенной по адресу: <адрес>, и временно по месту пребывания на срок с 28 июня 2017 года по 01 ноября 2020 года - в воинской части 6523, по адресу: <адрес>
Таким образом, с учетом названных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации местом жительства (местом постоянного или преимущественного проживания) Т-вых является жилое помещение, находящееся в г. Костроме. Место пребывания, где временно зарегистрированы Т-вы, местом их жительства не является.
Суд первой инстанции, сославшись на неоднократно высказанную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию о том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, пришел к выводу о том, что факт регистрации по месту жительства не является решающим обстоятельством для предоставления социальных выплат.
Вместе с тем суд не учел, что место жительства гражданина может устанавливаться судом на основе различных юридических фактов при отсутствии регистрации (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
В данном случае Т-вы имеют постоянную регистрацию по месту жительства.
Судом первой инстанции также не учтено, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Костромской области № 351-4-ЗКО многодетным семьям выдается удостоверение установленного образца. Форма удостоверения, срок действия, порядок выдачи, замены, продления его действия и изъятия утверждаются постановлением администрации Костромской области.
Постановлением администрации Костромской области от 13 сентября 2011 года № 333-а утверждены форма, сроки действия, Порядок выдачи, замены, продления срока действия и изъятия удостоверения многодетной семьи Костромской области.
Согласно п. 5 Порядка выдачи, замены, продления срока действия и изъятия удостоверения многодетной семьи Костромской области многодетным семьям выдается удостоверение установленного образца. Срок действия удостоверения - до достижения третьим ребенком, считая от младшего к старшему, возраста 18 лет. Срок действия удостоверения прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 21 настоящего Порядка.
В п. 21 Порядка предусмотрено, что удостоверение признается недействительным и подлежит изъятию в случае выезда семьи на постоянное место жительства за пределы Костромской области.
Как следует из материалов дела, 04 сентября 2017 года комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома Т.Г.В. и ФИО1 выдано удостоверение № 005936, подтверждающее наличие у Т-вых прав и льгот, предоставляемых на условиях и в порядке, установленных Законом Костромской области от 21 июля 2008 года № 351-4-3 ЗКО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Костромской области». Удостоверение действительно на всей территории Костромской области по 31 октября 2028 года.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что данное удостоверение признано недействительным в установленном порядке.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у истца отсутствует одно из условий назначения выплат – постоянное проживание на территории Костромской области, нельзя признать правомерным, в связи с чем решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Учитывая, что иных оснований для отказа в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки ответчиком не приведено и судом не установлено, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ФИО1 требований за исключением требования о возложении на ответчика обязанности назначить ежемесячные пособия на ее несовершеннолетних детей с даты прекращения выплат указанных пособий до 05 февраля 2018 года, которое не было поддержано представителем ФИО1 – ФИО2 в суде апелляционной инстанции в связи с тем, что данная мера социальной поддержки предоставлена ФИО1 Территориальным управлением социальной защиты населения по городу Иванову (л.д. 118).
В соответствии с п. 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в виде социальных выплат, ежегодной, ежемесячной частичной денежной компенсации и единовременных пособий в Костромской области предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат».
Таким образом, обязанность по предоставлению мер социальной поддержки следует возложить на ОГКУ «Центр социальных выплат».
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
ФИО1 при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером Костромского ОСБ № 8640 от 06.02.2018 года, понесены расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя ФИО2 в размере 1 500 руб. Подлинник доверенности представлен в материалы дела (л.д. 122).
Данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО1
Доказательства размера почтовых расходов истцом не представлены, в связи с чем заявление о взыскании почтовых расходов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 11 мая 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» от 28 ноября 2017 года № 36472-02-06 в предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям в Костромской области, назначении ежемесячного пособия на ребенка в Костромской области, ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей семьям в Костромской области незаконным.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» произвести выплату ежемесячных социальных выплат многодетной семье на лекарственное обеспечение детей Т.Вик. Г., Т.В.Г., ежемесячных социальных выплат многодетной семье на частичную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на всех членов семьи ФИО1, назначить ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребенка или последующих детей в семье с даты прекращения указанных выплат.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оформление доверенности на представителя в размере 1 500 рублей.
Председательствующий:
Судьи: