ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14647/2017 от 10.07.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-14647/2017

город Уфа 10 июля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Науширбановой З.А.,

судей Александровой А.В. и Куловой Г.Р.,

при секретаре Кабировой Л.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГАВ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан – ГАВ решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А.,

у с т а н о в и л а:

ГАВ обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.

В обоснование заявленных требований указала, что она является членом садового товарищества коллективный сад №.... у нее в пользовании находится садовый участок №..., с кадастровым номером ... площадью ... кв.м., расположенный по адресу адрес, д. Максимовка, адрес.

Данный участок входит в общую площадь земли, предоставленной ОСТ ОАО УМПО Сад №..., в настоящее время СНТ КС № адрес.

Истец указывает, что она добросовестно, открыто и непрерывно пользуется земельным участком площадью ... кв.м., указанная площадь отражена в членской книжке садовода и иных документах. В настоящее время земельный участок №..., поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему присвоен кадастровый номер №....

На обращение садоводов о возможности представления в собственность земельных участков Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО адрес был дан ответ о том, что предоставление в собственность земельных участков в КС №... не предоставляется возможным ввиду отсутствия доказательств выделения земельного участка СНТ КС №адрес и нахождения КС №... во втором поясе охраны водозаборов.

Считая данный отказ неправомерным, истец просила признать за ней право собственности на земельный участок №..., площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенный в СНТ Коллективный сад №..., адрес, д. Максимовка, адрес.

Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, постановлено:

исковые требования ГАВ к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за ГАВ право собственности на земельный участок №..., с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Максимовка, адрес, СНТ Коллективный сад №....

Данное решение является основанием для регистрации за ГАВ права собственности на земельный участок №..., площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... расположенный по адресу: адрес, д. Максимовка, адрес, СНТ Коллективный сад №..., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес.

В апелляционной жалобе Администрации городского округа адрес ставится вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права. В обосновании жалобы указано, что документов, подтверждающих выделение земельного участка СНТ «КС №...», не имеется, в связи с чем участок не может быть предоставлен в собственность. Кроме того, спорный земельный участок, с кадастровым номером ..., находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения адрес, в связи с чем данный участок ограничен в обороте, что в соответствие с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, влечет невозможность передачи участков в собственность истца за плату.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ГАВГАВ, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В силу ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный Кодекс РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

На основании ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений), в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Таким образом, данная правовая норма связывала бесплатное предоставление в собственность членам СНТ земельных участков с предоставлением земельного участка, составляющего территорию СНТ, данному некоммерческому объединению либо иной организации.

При этом, условиями предоставления земельного участка в собственность гражданам являлись: во-первых, членство в данном некоммерческом объединении, во-вторых, земельный участок должен составлять территорию данного некоммерческого объединения, в-третьих, земельный участок, предоставленный гражданину, соответствует проекту застройки.

В настоящее время в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, в пределах которого находится испрашиваемый истцом в собственность садовый земельный участок, предоставлен коллективному саду №... до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», истец на законных основаниях владеет спорным земельным участком, расположенным на территории данного СНТ, и использует его на целевому назначению для ведения садоводства, оплачивает членские взносы. Запрета на предоставление земельного участка в частную собственность, установленного федеральным законом, при рассмотрении дела не установлено. Доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка ответчиком суду не представлено.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дата от имени председателя УМЗ председателю исполкома Уфимского городского совета депутатов имело место обращение с просьбой об исключении из фонда пахотных земель подсобного хозяйства завода 76 га, и передачи указанных земель под коллективные сады рабочих и служащих завода.

Решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР №... от дата земельный участок площадью №... га был отведен под коллективные сады рабочих и служащих завода УМЗ.

На основании указанного решения был издан по УМЗ №... от дата, о передаче из фонда пахотных земель подсобного хозяйства завода коллективному саду №... рабочих и служащих УМЗ в количестве 46 га в районе поселка «Новостройки».

Из акта об отводе границ участка и красных линий в натуре следует, что коллективному саду №... рабочих и служащих организации был отведен земельный участок площадью 46 га, находящийся в поселке Максимовка, согласно чертежей №... от дата. В границах красных линий данный участок не находился.

На основании решения исполкома адрес Совета народных депутатов адрес БАССР №... от дата зарегистрирован Устав садоводческого товарищества коллективного сада №... на площади ... га, отведенной решением Горисполкома №... от дата.

Пунктом 3 Устава в указанной редакции установлено именование коллективным саадрес УМПО.

Постановлением главы Администрации адрес№... от дата, ОСТ ОАО «УМПО» №... был предоставлен земельный участок площадью ... га, в том числе: под садовые участки – ... га, расположенный у адрес в адрес РБ, сроком на ... лет.

В дата на основании Постановления общего собрания садоводческого товарищества коллективный сад №... вышел из состава ОСТ и вошел в состав Уфимского объединенного Совета садоводов РБ.

Протоколом отчетного перевыборного собрания садоводческого товарищества ОСТ ОАО «УМПО» №... от дата Коллективный сад №... УМПО реорганизован в СНТ «КС №...».

Согласно действующей редакции устава, СНТ создано без ограничения срока деятельности на основании решения Исполкома Уфимского городского Совета народных депутатов трудящихся от дата№..., постановления главы администрации адрес РБ от дата. №....

Истец ФИО1. согласно данным членской книжки садовода СНТ КС №3 является членом садоводческого товарищества и владеет садовым земельным участком № ..., площадью ... кв.м.

Согласно справке от дата, выданной председателем СНТ КС №..., она действительно является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Коллективный сад №...», пользуется земельным участком общей площадью ... кв.м., долгов по уплате членских взносов нет.

Как усматривается из представленного кадастрового паспорта от дата, земельный участок №.... площадью 400 кв. м. с кадастровым номером 02:55:030851:462, расположенный по адресу: адрес, д. Максимовка, ОСТ ОАО «УМПО» №... имеет разрешенное использование: для ведения садоводства, относится к категории земель населенных пунктов.

На обращение истца в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, ответом от дата ей было отказано в предоставлении спорного земельного участка по тем основаниям, что не имеется документов, подтверждающих выделение земельного участка СНТ «КС №...», также не имеется документов, позволяющих с определенностью установить, какому именно садоводческому товариществу был выделен земельный участок, кроме того, СНТ «Коллективный сад №...» зарегистрировано после вступления в законную силу ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ».

Таким образом, установлено, что ГАВ, является членом ОСТ ОАО «УМПО» коллективный сад №..., образованного до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного СНТ; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.

Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении ГАВ, Администрацией города не представлено.

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные ГАВ исковые требования, и признано право собственности на испрашиваемый земельный участок.

Довод апелляционной жалобы о том, что не представлено доказательств выделения ОСТ ОАО «УМПО» земельного участка, в пределах которого расположен испрашиваемый земельный участок для организации коллективного сада, судебной коллегией отклоняется, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам. Как выше указано, первоначальное предоставление спорного земельного участка, входящего в границы садового товарищества №..., имело место в 1972 г. садоводческому товариществу №... «УМПО», правопреемником которого в настоящее время по сведениям государственного реестра юридических лиц является ОСТ ОАО «УМПО».

Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый в собственность земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, относится к категории земель ограниченных в обороте, а потому не может быть передан в собственность истца, не является основанием для отмены оспариваемого решения.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

В настоящее время сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра по адрес отсутствуют.

В абз. 6 п. 2.7 названной ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ указано, что в случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.

Из подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

адресов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).

Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении истцу, Администрацией города не представлено.

Указание Администрации ГО адрес Республики Башкортостан на то, что испрашиваемый земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов какими-либо доказательствами не подтверждено. Отсутствует нормативно-правовой акт с приложением картографических данных, материалов, позволяющих достоверно определить, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения.

В материалы дела ответчиком не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 198, 327 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан – ГАВ без удовлетворения.

Председательствующий З.А. Науширбанова

Судьи Н.А. Александрова

Г.Р. Кулова

Справка: судья Сафиуллина Н.Ш.