Судья: Гордеев И.И. Дело 50RS0-72 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 16 мая 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Маркина Э. А. судей ФИО1, ФИО2, при помощнике судьи Кулюкиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО4 к ООО ХОЛМЭКС о признании многоквартирного дома домом блокированной застройки об изменении вида объекта технического учета признании квартиры блоком в жилом доме блокированной застройки прекращении права общей долевой собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок под блоком о признании многоквартирного дома домом блокированной застройки об изменении вида объекта технического учета признании квартиры блоком в жилом доме блокированной застройки прекращении права общей долевой собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок под блоком по апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 на решение Солнечногорского городского суда от , заслушав доклад судьи Маркина Э. А., объяснения представителя ФИО3 адвоката Озеровой В.И., установила: ФИО4 и ФИО3 обратились в Солнечногорский городской суд с иском, к конкурсному управляющему ООО «ХОЛМЭКС» ФИО5, Солнечногорскому отделу Управления Росреестра по о признании домом блокированной застройки, снятии здания с кадастрового учета и аннулировании записи ЕГРН, прекращении права собственности ФИО3 на , ФИО4 на ; признании права собственности на здание, прекращении права собственности ООО «ХОЛМЭКС» на часть земельного участка; признании частей земельного участка расположенного под зданием с правом регистрации права собственности на указанный земельный участок. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 была приобретена многоквартирном жилом , расположенным по адресу: , на основании договора участия в долевом строительстве /ФИО6 Е.В. занимает часть жилого дома блокированной застройки (общая площадь многоквартирного 292,2 кв.м) – трехэтажный, общей площадью 252,9 кв.м ФИО4 была приобретена многоквартирном жилом , расположенным по адресу: , Кутузовкое сельское поселение, д. Подолино, мкр. «Фирсановка-Лайф» на основании договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от . ФИО4 занимает часть жилого дома блокированной застройки (общая площадь многоквартирного 292,2 кв.м) – трехэтажный, общей площадью 251,1 кв.м Кроме них собственниками вышеуказанного жилого дома являются ФИО7, ФИО8 (), ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО11 (), Цель А.В. (). Во всех правоустанавливающих документах приобретенные ими объекты недвижимости в доме блокированной застройки, значатся как квартиры, а не здание назначение (жилое), что не соответствует действительности, поскольку здание представляет собой трехэтажный пяти-секционный жилой дом, предназначенный для проживания пяти семей. В соответствии с разрешением на строительство №RU , выданным администрацией муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №RU , выданным администрацией муниципального образования сельского поселения Кутузовское Солнечногорского муниципального района , здание является домом блокированной застройки . Каждая квартира в корпусе , расположенном по адресу: , Кутузовкое сельское поселение, д. Подолино, мкр. «Фирсановка-Лайф», имеет изолированный вход и выход для доступа в котельную с задней части дома, к каждой квартире прилегает отдельный земельный участок (парковочное место перед домом), земельный участок, расположенный сзади дома, застройщиком не разделен. Истец ФИО4 и его представитель, а также представитель истца ФИО3, заявленные исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила Представитель третьих лиц ФИО7, ФИО8, Цель А.В. – ФИО12 не возражал против удовлетворения исковых требований. Солнечногорский городской суд постановил решение, которым иск ФИО4, ФИО3 к ООО «ХОЛМЭКС» оставил без удовлетворения. определением суда исправлена описка в описательной части решения суда в части явки в судебное заседание представителя ответчика. В апелляционной жалобе ФИО3, ФИО4 ставят вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО3 адвокат Озерова В.И. доводы апелляционной жалобы поддержала. Истец ФИО4, ответчик и третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Частью 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд апелляционной инстанции при наличии сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания, а также учитывая то, что стороны извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Московского областного суда, учитывая отсутствие данных о причинах неявки сторон, провел судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле. Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 является собственником жилого помещения- квартиры общей площадью 252,9 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , , . ФИО4 является собственником жилого помещения- квартиры общей площадью 251,1 кв.м, кадастровый номер , расположенного по адресу: , , . Указанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке, площадью 29 996 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной жилищное строительство, расположенном по адресу: , сельское поселение Кутузовское, д. Подолино, кадастровый , принадлежащем ООО «ХОЛМЭКС». В части требования признания жилого дома, расположенного по адресу: , д. Подолино, мкр. Фирсановка-Лайф, блокированным жилым домом, суд указал, что предъявляя иск о признании жилого дома домом блокированной застройки, истцы не обосновали, каким образом нарушаются их права и законные интересы и как они будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ). Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. Согласно части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (пункт 9 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ). В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является заявление, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документы, поступившие в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7.3 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ). Пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости. Согласно части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Частью 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав регламентирован положениями статьи 29 Закона № 218-ФЗ. В соответствии с частью 1 указанной статьи Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают, среди прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Частью 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ предусмотрены случаи, при которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. При этом согласно части 1 статьи 33 Закона № 218-ФЗ в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Соответственно, самостоятельное направление заинтересованным лицом заявления о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости подразумевает соблюдение порядка, установленного для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав. В силу пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в том числе: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Согласно статье 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Таким образом, внесение сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости осуществляются уполномоченным органом (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ) по заявлению заинтересованного лица о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Отказ в совершении указанных действий может быть оспорен в суде. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истцы совместно с другими собственниками жилых помещений по адресу: , Кутузовское сельское поселение, д. Подолино, мкр. Фирсановка-Лайф, корпус 5 обращались в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Солнечногорский отдел с заявлением о государственном кадастровом учете изменений указанного объекта недвижимости. В материалах дела отсутствуют решения уполномоченного органа об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: , Кутузовское сельское поселение, д. Подолино, мкр. Фирсановка-Лайф, корпус 5. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения в суд с заявлением об оспаривании данных отказов. Рассмотрев данное заявление и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что истцы не представили доказательств отсутствия у них другой возможности получить документы, удостоверяющие спорный факт, о котором они заявляют. Более того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Согласно «СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001» (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от N 725/пр) блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ). Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов, не следует, что каждый блок (квартира), входящий в состав жилого дома по адресу: , Кутузовское сельское поселение, д. Подолино, мкр. Фирсановка-Лайф, корпус 5 расположен на отдельном земельном участке в границах территориальной зоны, для которой градостроительным регламентом определен соответствующий правовой режим. Также суд первой инстанции принято во внимание, что такая характеристика здания как «жилой дом блокированной застройки», не имеет правового значения и для государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, поскольку назначение зданий в государственном кадастре недвижимости определяется через характеристики «нежилое здание», «жилой дом», «многоквартирный дом», «жилое строение» (пункт 9 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ), внесение сведений о характере застройки здания законодательством не предусмотрено, следовательно, не влечет для истцов каких-либо правовых последствий. В силу установленных выше обстоятельств, суд не усмотрел оснований для удовлетворения предъявленного требования о признании жилого дома домом блокированной застройки. Доводы заявителей о том, что неправильное указание объекта недвижимости препятствует истцам в пользовании данным недвижимым имуществом и в оформлении права собственности на прилегающий земельный участок, не опровергают указанных выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения предъявленного требования. Отказывая в удовлетворении исковых требований в части требования о снятии с кадастрового учета здания, назначение: жилое, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , , а также квартир с кадастровыми номерами: :438 и аннулировании записей в ЕГРН на указанное здание и квартиры в нем, суд перовой инстанции исходил из следующего. Частью 1 статьи 1 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). Таким образом, названной нормой регламентировано правило, согласно которому кадастровый учет осуществляется в связи с образованием (созданием), прекращением или изменением объекта недвижимости. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). Частью 4 статьи 7 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закон № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно пункту 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: 1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; 2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи. В соответствии с подпунктом 7 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование. Таким образом, Закон №218-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета. Вместе с тем, доказательств наличия предусмотренных законом обстоятельств, на основании которых могло быть произведено снятие спорных объектов недвижимости с государственного кадастрового учета (акт обследования), в материалы дела не представлено. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости также может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации , Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление ). Однако истцы к Управлению Росреестра по Солнечногорский отдел ранее по вопросу снятия спорных объектов с кадастрового учета не обращались. Его акты или действия не оспаривают. Таким образом, поскольку приведенные истцами обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет спорных объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав, должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, при этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона. Способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица. Заявитель должен обосновать наличие у него материально-правовой заинтересованности в деле и указать, на защиту каких именно его субъективных прав и законных интересов направлены заявленные требования, какие права заявителя могли бы быть защищены (восстановлены) в случае удовлетворения заявленных требований. Поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают такой способ защиты как снятие с кадастрового учета объекта недвижимости, суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, согласно части 7.3 статьи 40 Закона № 218-ФЗ если помещения и (или) машино-места в здании, сооружении принадлежат на праве собственности разным лицам, государственный кадастровый учет таких здания, сооружения в связи с прекращением существования всех расположенных в них помещений и (или) машино-мест осуществляется на основании заявления представителя собственников помещений и (или) машино-мест в соответствующих здании, сооружении, уполномоченного на подачу такого заявления собственниками помещений и (или) машино-мест, об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прекращения прав в связи с прекращением существования всех данных помещений или машино-мест. Между тем, из материалов дела следует, что истцам на праве совместной собственности принадлежат только помещения с кадастровыми номерами по адресу: , Доказательства того, что истцам принадлежат помещения с кадастровыми номерами: в материалах дела отсутствуют, равно как и доказательства того, что собственники указанных помещений по адресу: , д. Подолино, мкр. Фирсановка-Лайф, делегировали истцам соответствующие полномочия на распоряжения своим имуществом. С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в рассматриваемой части. Разрешая иск в части требований о признании за ФИО4, ФИО3 права собственности на здание, суд исходил из следующего. В соответствии со статьей ГПК РФ судебной защите подлежит нарушенное либо оспоренное право. Согласно ст. 12 ГК РФ выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом. Однако этот выбор является правомерным только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса истца. При этом обязательным условием является наличие нарушений прав и законных интересов истца. Согласно пункту 58 Постановления лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Между тем, как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, на спорные жилые помещения зарегистрировано право собственности ФИО4 и ФИО3 соответственно. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении конкурсным управляющим ООО «ХОМЭКС» прав истцов или создание угрозы нарушения прав в материалах дела не имеется. Истцами таких обстоятельств не заявлено. Суд пришел к выводу о том, что заявленные требования по существу направлены на изменение статуса объекта недвижимости. Согласно пункту 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации , часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной и отвечает требованиям части 2 статьи 49 ГрК РФ, предъявляемым к блокам в жилых домах блокированной застройки. Кроме того, судом отмечено, что в рассматриваемом случае части жилого дома должны являться самостоятельными изолированными объектами, которые предназначены для проживания и не имеют вспомогательных помещений общего пользования. При таких обстоятельствах части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости. Принимая во внимание изложенное, блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на государственный кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением «жилое» при условии, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем (эксплуатации) такого жилого дома. Вместе с тем, внесение сведений об объекте недвижимости в кадастр недвижимости осуществляются уполномоченным органом (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ) по заявлению заинтересованного лица о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Кроме того, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , на котором расположены спорные объекты недвижимости – малоэтажное жилищное строительство, что не предусматривает возможности размещения на нем (эксплуатации) домов блокированной застройки. При таких обстоятельствах, требование истцов в рассматриваемой части обоснованно отклонены судом первой инстанции. Требования истцов о признании права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером суд также отклонены по следующим основаниям. Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070705:19 принадлежит на праве собственности ООО «ХОЛМЭКС». В силу пункта 1 статьи 271 ГК РФ, пункта 3 статьи 35 ЗК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Исключительное право собственника объекта недвижимости на выкуп земельного участка не является вещным правом и не подлежит подтверждению судом путем признания такого права. Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права, который не приведет к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Определение площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости расположенных на нем, устанавливается только при формировании границ земельного участка. Вместе с тем, истцы не осуществляли действий, направленных на формирование земельного участка под принадлежащим им объектом. Действующим законодательством предусмотрена определенная, обязательная к соблюдению процедура установления границ и предоставления земельного участка в собственность или в аренду лицу под объектами недвижимости, принадлежащими последнему на праве собственности. Перечень способов защиты гражданских прав содержится в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Одним из способов защиты гражданских прав предусмотрен такой способ как признание права. Иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания истцом спорной вещью на заявленном им праве и представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что истцы в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представили надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что у них возникло право собственности на земельный участок в испрашиваемых границах. Обращение в суд с настоящими требованиями не может подменять указанную в действующем законодательстве процедуру приобретения земельного участка в собственность или в аренду под объектом, принадлежащим на праве собственности правообладателю объекта недвижимости. В данном случае истцы неверно трактуют действующее законодательство, подменяя понятие права собственности на землю и понятие преимущественного права на приобретение (в собственность или в аренду) земельного участка под принадлежащим им объектом. Поскольку истцами избран ненадлежащий способ защиты права, суд первой инстанции требования подлежат отклонению. Кроме того, земельно-правовые отношения под строением истцов, равно, как и само строение, не оформлены, в связи с чем, на момент рассмотрения спора земельный участок отсутствует в качестве объекта права, что само по себе исключает возможность удовлетворения требований о признании права собственности. Отсутствие правовых оснований для признании права собственности ФИО4 на земельный участок общей площадью 275 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , а также права собственности ФИО3 на земельный участок общей площадью 288 кв.м, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером , влечёт за собой отказ в удовлетворении требований о прекращении права собственности ООО «ХОЛМЭКС» на эту часть земельного участка. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, представленным доказательствам судом была дана надлежащая правовая оценка, нормы действующего законодательства были применены верно. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истцов, высказанную ими в суде первой инстанции. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает. Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Солнечногорского городского суда от , с учетом определения об исправлении описки от оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3, ФИО4 без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи |