ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14658/19 от 13.09.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Степкина О.В.

Дело № 33-14658/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 13.09.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Лимоновой Л.Ф.,

судей

Деменевой Л.С.,

Ильясовой Е.Р.

при ведении протокола помощником судьи Дмитриевой Р.Э. рассмотрела в помещении суда в порядке апелляционного производства в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Легаева С.А. к Главному управлению МЧС России по Свердловской области о признании незаконными решения о снятии с учета, исключении из сводного списка участников, возложении обязанности восстановить на учете и в сводном списке

по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.05.2019.

Заслушав доклад судьи Деменевой Л.С., объяснение представителей сторон, судебная коллегия

установила:

Легаев С.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Свердловской области о признании незаконными решения о снятии с учета, исключении из сводного списка участников, возложении обязанности восстановить на учете и в сводном списке.

В обоснование заявленных исковых требований указано на то, что Легаев С.А. проходил службу в органах МЧС. В 10.03.2004 истец обратился с рапортом на имя начальника 33 ОГПС МЧС России по Свердловской области о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, с приложением соответствующих документов. С указанного времени истец вместе с членами своей семьи Легаевой И.В., Легаева Д.С. состоял на учете. На заседании единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Свердловской области, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 23.04.2018 Легаев С.А., составом семьи 3 человека, включен на 2019 год в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В 2019 году истец получил выписку из протокола № 3 заседания единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Свердловской области, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 19.02.2019 о снятии его с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, а также об исключении его из сводного списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год, по причине отсутствия решения (выписки из решения) о постановке на учет нуждающихся в подтверждение законности принятия на учет. Полагал, что данные действия являются незаконными, нарушающими право на получение жилого помещения, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.05.2019 исковые требования удовлетворены и постановлено:

Признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Свердловской области, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 19.02.2019 о снятии Легаева С.А. с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Обязать Главное управление МЧС России по Свердловской области восстановить Легаева С.А. на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Признать незаконным решение единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧС России по Свердловской области, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат) от 19.02.2019 об исключении Легаева С.А. из сводного списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год.

Обязать Главное управление МЧС России по Свердловской области включить Легаева С.А. в сводный список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2019 год.

Не согласившись с решением, ответчик, в лице своего представителя, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении иска Легаева С.А. отказать.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что поскольку в учетном деле истца отсутствует выписка из протокола заседания ЖБК о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в период до 01.03.2005, то у ответчика отсутствовали правовые основания как для соответствующего учета, так и для включения истца в число участников основного мероприятия государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». А поскольку в отношении указанного периода в деле присутствуют только косвенные доказательства (рапорт истца о постановке на учет, справки МУП БТИ, Учреждение юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области), ответчик считает недоказанным установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела.

Материалы дела письменных возражений на апелляционную жалобу не содержат.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Свердловской области – Антошина Н.А., действующая на основании доверенности от 25.04.2019, в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Легаева С.А. – Кочнева Н.В., действующая на основании доверенности от 08.04.2019, возражала относительно доводов апелляционной жалобы.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом и своевременно путем направления 26.07.2019 судебного извещения по месту его проживания. Также на основании части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации соответствующая информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.

Истец о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Заслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из представленных материалов дела следует, что суд правильно определил характер и правоотношения между сторонами, применил закон, подлежащий применению, верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для объективного и всестороннего рассмотрения данного гражданского дела.

В соответствии с требованиями ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавших в момент возникновения спорного правоотношения), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имеющие жилой дом, квартиру в собственности, и другие граждане, проживающие в этих домах, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Проанализировав содержание оспариваемого постановления, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая настоящий иск, суд исходил из совокупности представленных доказательств, подтверждающих право истца состоять на учете и в сводном списке граждан-участников подпрограммы. Право истца на принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ответчиком в течение продолжительного периода времени признавалось и не оспаривалось. При этом факт того, что истцом были переданы не все документы, не свидетельствует о недобросовестности поведения истца, так как виновность действий должна быть установлена на момент принятия истца на учет. Какие-либо действия, в том числе, по принятию решения об отказе в принятии истца на учет, ответчиком приняты не были. ЖБК при подаче документов никакие дополнительные сведения не истребованы.

В этой связи доводы жалобы об отсутствии у истца оснований состоять на учете и в сводном списке граждан-участников подпрограммы, во внимание не принимаются, так как при несоблюдении требований закона должностных лиц уполномоченных органов принять соответствующее решение, истребовать необходимые сведения значения для дела не имеют. Основания, по которым истец, незаконно числился на учете и значился в списках, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не названы.

Из материалов дела следует, что 10.03.2004 истец обратился с рапортом на имя начальника 33 ОГПС МЧС России по Свердловской области о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, с приложением соответствующих документов.

Согласно книге учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ «33 ОФПС по Свердловской области» в отношении истца Легаева С.А. 05.06.2009 принято решение произвести улучшение жилищных условий.

В соответствии с протоколами № 07 от 13.12.2010, № 11 от 30.11.2011 истец состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Более того, на заседании единой жилищной комиссии по учету военнослужащих, сотрудников ФПС, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления МЧС России по Свердловской области, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлению им жилых помещений (социальных выплат), от 23.04.2018 Легаев С.А., составом семьи 3 человека, включен на 2019 год в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Данный факт также подтверждается вышеуказанными списками, протоколами, с указанием даты постановки истца на учет, включения в сводный список подпрограммы.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что в деле присутствуют только косвенные доказательства, подтверждающие право истца состоять на учете и в сводном списке граждан-участников подпрограммы, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отвечает требованиям закона, основано на объективной, всесторонней и полной оценке всех обстоятельств дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 28.05.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ф. Лимонова

Судьи

Л.С. Деменева

Е.Р. Ильясова