ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1465/15 от 29.04.2015 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Михайлова В.В. Дело № 33- 1465/15

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Якутск. 29 апреля 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Оконешниковой М.М.,

при секретаре Романовой Е.П.,

с участием прокурора Шкиндер Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Осмонова К.А. на решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 16 февраля 2015 года, которым по делу по исковому заявлению заместителя прокурора города Мирный в интересах Российской Федерации к Межрайонному отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе о признании постановки иностранного гражданина на миграционный учет по месту жительства недействительной, понуждении снять иностранного гражданина с регистрационного учета

п о с т а н о в л е н о:

Признать постановку гражданина Республики ..........Осмонова К.А., _______ года рождения, на миграционный учет по месту жительства по адресу: .......... - недействительной.

Обязать Межрайонный отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе снять гражданина ..........Осмонова К.А., _______ года рождения, с миграционного учета по месту жительства по адресу: ...........

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Мирный в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации обратился в суд с вышеназванным заявлением. В обоснование своих требований сослался на следующие обстоятельства. Гражданин Республики .......... Осмонов К.А. встал на миграционный учет по адресу: .........., без фактического намерения проживать в жилом помещении, а собственники указанного жилого помещения - И., К. - не имели намерений предоставить жилое помещение для временного проживания указанного лица. На основании п. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» считает постановку на учет указанного иностранного гражданина фиктивной, в связи с чем просил суд признать регистрацию иностранного гражданина недействительной и обязать МРО УФМС снять Осмонова К.А. с регистрационного учета.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Осмонов К.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что суд в нарушение ст.55 ГПК РФ положил в основу решения доказательства, полученные с нарушением закона.

Участники судебного разбирательства о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, на заседание коллегии не явились: Осмонов К.А. заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Подпункты 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее ФЗ № 109-ФЗ) закрепляют обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учет по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, - встать на учет по месту пребывания.

Как указано в ст. 2 ФЗ № 109-ФЗ, местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4, статей 11, 12 ФЗ N 109-ФЗ миграционный учет - государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о их перемещениях - осуществляется органами миграционного учета в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания, проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина, внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания, контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета (ст. 15 Закона N 109-ФЗ).

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется по основаниям, указанным в ст.19 ФЗ № 109-ФЗ (в редакции от 21.12.2014 г.), в том числе в случаях вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной, принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении факта фиктивной регистрации, т.е. регистрации на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо регистрация по месту жительства без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания (ст.2).

Как следует из материалов дела, 5 июня 2014 г. в МРИ УФМС с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: .........., обратился гражданин Республики .......... Осмонов К.А., который был зарегистрирован на срок до 29 ноября 2016 г. Собственниками указанной квартиры являются И. и К., которые дали письменное согласие на регистрацию и проживание Осмонова К.А.

На основании распоряжения УФМС по РС (Я) от 27 августа 2014 г. была назначена внеплановая выездная проверка исполнения миграционного законодательства, по результатам которой был составлен акт о непроживании иностранного гражданина по месту жительства.

Постановлением от 23 января 2015 г. Осмонов К.А. по факту нарушения правил миграционного учета был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.18.8 ч.1 КоАП РФ. В отношении И. постановлением дознавателя ОД ОМВД РФ по Мирнинскому району от 20 ноября 2014 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.322.2 УК РФ.

Прокурор г.Мирного на основании вышеуказанных обстоятельств обратился в суд с заявлением о признании недействительной постановку иностранного гражданина Османова К.А. на миграционный учет по месту жительства и снятии его с учета.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация данного иностранного гражданина имеет фиктивный характер, поскольку в органы миграционного контроля были представлены заведомо не соответствующие действительности сведения о месте жительства.

Между тем, из материалов дела следует, что Осмонов К.А. с октября 2014 г. по настоящее время проживает вместе с И. и К. в ..........-комнатной квартире по адресу .........., в которой помимо собственников, граждан Российской Федерации, зарегистрированы двое иностранных граждан - Осмонов К.А. (зять И.) и его брат Б. Иных лиц не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах выводы суда о том, что Осмонов при осуществлении регистрации по месту жительства не имел намерения проживать в указанном в заявлении жилом помещении, а И. не имел намерения предоставить ему жилое помещение для проживания, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Не оспаривая факт нарушения иностранным гражданином правил миграционного учета в период с июня по октябрь 2014 г. и законность привлечения к административной ответственности, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в период спорных правоотношений - регистрации Осмонова по месту жительства – действует ФЗ № 109-ФЗ в редакции от 21 декабря 2014 г. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 376-ФЗ введено понятие фиктивной регистрации, а также ч.1 ст.19 указанного закона дополнена пунктом 6, согласно которой снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется при установлении факта фиктивной регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России от 9 декабря 2014 г. был утвержден Порядок установления территориальными органами ФМС России факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, в соответствии с которым факт фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства устанавливается и оформляется мотивированным заключением. Таковое заключение МРИ УФМС по РС (Я) в отношении Осмонова К.А. отсутствует.

Таким образом, законных оснований для снятия Осмонова с миграционного учета по месту жительства по факту фиктивной регистрации у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку выводы суда основаны на неправильно установленных обстоятельствах, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным: оно подлежит отмене в соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ.

Судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора за отсутствием правовых оснований для применения положений ч.1 ст.19 ФЗ № 109-ФЗ в отношении иностранного гражданина Осмонова К.А.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Мирнинского районного суда РС (Я) от 16 февраля 2015 года по делу по исковому заявлению заместителя прокурора города Мирный Республики Саха (Якутия) в интересах Российской Федерации к Межрайонному отделу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Саха (Якутия) в Мирнинском районе о признании постановки иностранного гражданина Осмонова К.А. миграционный учет по месту жительства недействительной, понуждении снять иностранного гражданина с регистрационного учета - отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Председательствующий: В.В. Ноева

Судьи: З.С. Дьяконова

М.М. Оконешникова