Судья: Мецелов Т.Т. Дело № 33-1465/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2019 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Мисхожева М.Б. и Тхагалегова З.Т.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: представителя ответчика ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Местной администрации городского округа Прохладный КБР об оспаривании решения органа местного самоуправления и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Прохладненского районного суда КБР от 17 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать Постановление Местной администрации г.о. Прохладный от 19.07.2018 г. № 843 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях ее, с составом семьи 5 человек и исключении из списка молодых семей, желающих принять участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» незаконным.
Обязать Местную администрацию г.о. Прохладный восстановить ее, с составом семьи из пяти человек, на учете нуждающейся в жилых помещениях, с даты постановки на учет - с 02.11.2016 г.
Требования были мотивированы тем, что 17.06.2016 г. она обратилась в Администрацию г.о. Прохладный с заявлением о постановке ее и семьи составом 5 человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Местной администрации г.о. Прохладный от 02.11.2016 г. № 1663 их семью признали нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставили на учет.
В соответствии с выпиской из протокола совещания у министра коммунального и дорожного хозяйства КБР от 18.05.2018 г. № 1, органу местного самоуправления г.о. Прохладный было рекомендовано повторно рассмотреть обоснованность постановки их семьи на учет нуждающихся жилых помещениях и проверить на предмет «намеренного ухудшения жилищных условий» с целью получения основания нуждаемости.
19.07.2018 г. постановлением № 843 Местной администрации г.о. Прохладный, она с составом семьи 5 человек, была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. При этом причины снятия учета, в качестве нуждающейся в жилых помещениях и исключении из списка молодых семей не указаны, нет ссылок на проведенные проверки, направленные на выявление фактов нарушения законодательства.
Считая постановление Местной администрации г.о. Прохладный от 19.08.2018 г. № 843 незаконным и необоснованным, в исковом заявлении указывалось, что она со своей семьей проживает в квартиру <адрес> которая приобретена ими в ипотеку по кредитному договору, но так как ипотека еще не погашена, прописаться в данной квартире не представляется возможным.
Место прописки в данном случае носит формальный характер, что подтверждается справкой председателя домового комитета ФИО5 и справкой УУИ ОУУИ МОМВД России «Прохладненский» от 04.05.2016 г.
Все вышеуказанные документы были приложены ею в перечень документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но они не были приняты во внимание при снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решением Прохладненского районного суда КБР от 17 июля 2019 года постановлено: административный иск ФИО1 к местной администрации г.о. Прохладный, КБР об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать Постановление местной администрации г.о. Прохладный от 19.07.2018 года № 843 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях ФИО1, с составом семьи 5 человек и исключении из списка молодых семей, желающих принять участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - незаконным.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда КБР от 30 ноября 2018 года решение Прохладненского районного суда КБР от 27 сентября 2018 года отменено. Производство по административному делу прекращено.
Прохладненский районный суд КБР рассмотрел дело в порядке гражданского судопроизводства, и своим решением от 17 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказал.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.
В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства, изложенные в заявлении, и дополнительно указывается, что в силу ч. 1 ст. 2 Закона КБР от 28.07.2006 г. № 55-РЗ, условием для постановки на учет является проживание, а не регистрация.
Место регистрации (прописки) в данном случае носит формальный характер, так как они действительно проживают по указанному адресу с 29 августа 2011 г., и на момент постановки на учет - 02.11.2016 г., они всей семьей проживали в г. Прохладном более пяти лет (5 лет и 2 мес.).
С учетом этого обстоятельства, а также наличии других необходимых условий для признания их семьи нуждающейся в жилых помещениях, их поставили на учет на законных основаниях и ничего с тех пор не изменилось, место жительства они не меняли, каких-либо других изменений с момента постановки на учет не произошло.
Однако, суд первой инстанции, не приняв во внимание указанные доводы и не выяснив все обстоятельства дела, отказал ей в удовлетворении исковых требований, указав, что справка, по месту требования, выданная МОМВД 27.09.2018 г. не содержит в себе сведений, предусмотренных пунктами 139, 145, 157 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 707, поскольку использован неофициальный бланк МОМВД России «Прохладненский», отсутствуют дата и номер регистрации, не заверен сотрудником подразделения делопроизводства.
При этом в ходе судебного заседания вопрос о допустимости указанной справки в качестве доказательства не обсуждался, сведения, содержащиеся в ней под сомнения не ставились, более того, участники процесса в судебном заседании на вопрос ее представителя заявили, что не оспаривают справки, выданные участковым и руководителем дошкольного учреждения.
В случае, если бы данная справка вызвала бы сомнение у суда или участников процесса, она бы ходатайствовала перед судом в соответствии со ст. 57 ГПК РФ о направлении судебного запроса в МОМВД «Прохладненский», в целях подтверждения обстоятельств, указанных в данной справке.
Она не имеет отношения к делопроизводству МОМВД «Прохладненский», в связи с чем, считает, что ее законные права и права членов ее семьи не могут быть нарушены лишь из-за того, что справка выдана с нарушением Инструкции, когда в действительности факт их проживания с 2011 г. в <адрес>, подтверждается и другими доказательствами, а также является обстоятельством, установленным судом раннее.
Суду не были предоставлены какие-либо доказательства, подтверждающие проведение ответчиком каких-либо мероприятий, направленных на выявление с ее стороны нарушений при постановке на учет либо допущение намеренного ухудшения жилищных условий.
Более того, 10.07.2019 г. дело было практически рассмотрено по существу, и судом был объявлен перерыв, для того, чтобы предоставить ответчику и третьему лицу время для проведения необходимых мероприятий, направленных на подтверждение законности снятия ее семьи с учета в качестве нуждающихся. Но никаких доказательств, подтверждающих законность снятия ее семьи с учета, к моменту вынесения решения по делу, то есть к 17.07.2019 г., суду представлено не было.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав возражавшего против удовлетворения жалобы представителя ответчика ФИО13, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», продленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 889 на 2015-2020 годы, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1-6), федеральный законодатель, одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом, в силу п.1 ст. 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года № 55-РЗ «О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике», жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский жилищный фонд) предоставляются гражданам, проживающим в Кабардино-Балкарской Республике и признанным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики нуждающимися в жилых помещениях, при условии проживания в данном населенном пункте не менее 5 лет.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО12 были зарегистрированы в г. Прохладный лишь с 29 сентября 2016 года, в связи с чем, оспариваемым постановлением Местной администрации г.о. Прохладный КБР № 843 от 19 июля 2018 года, семья истца была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, исключена из списка молодых семей, желающих принять участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», как необоснованно поставленная на учет в ноябре 2016 года.
Приводимые стороной истца обстоятельства о том, что семья фактически проживала в г. Прохладный с 2011 года, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.
В материалах дела действительно имеется справка УУП ОУУП МОМВД России «Прохладненский» от 27 сентября 2018 года, в котором указывается, что ФИО12 с супругой проживает в г.Прохладный с 29 августа 2011 года.
Однако, эта справка самостоятельно не может быть положена в основу решения суда по настоящему спору.
В подтверждение своей позиции ФИО1 представляла также справку от 27 сентября 2018 года дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, посещают подготовительную группу № 2 и среднюю группу № 1, соответственно.
Вместе с тем, в решении суда отмечается, что как следует из ответа МБОУ «СОШ № 4 им. А.Г. Головко» от 11 июля 2019 года на запрос ООиП Местной администрации г.о. Прохладный КБР, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Оценив эти доказательства в совокупности, и учитывая требования ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в силу которой регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда и принятия нового решения о возложении на ответчика обязанности восстановить ФИО1 с составом семьи из пяти человек, на учет нуждающейся в жилых помещениях с 02.11.2016г. с целю участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Кроме этого, Судебная коллегия считает необходимым отметить, что 22 июля 2019 года ФИО1 достигла предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку ей исполнилось 36 лет.
С учетом предмета и основания рассматриваемого иска, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 17 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
судьи М.Б. Мисхожев
З.Т. Тхагалегов