РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Герасимова Е.В. Дело № 33-1465/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2016 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н,
судей Ганцевича С.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области (УФМС России по Калининградской области) на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 8 декабря 2015 г., которым исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены: на управление Федеральной миграционной службы по Калининградской области возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию расходов, понесенных в связи с провозом личного имущества, в сумме 131853,48 руб.
Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя УФМС России по Калининградской области ФИО3, поддержавшей апелляционную жалобу, ФИО1, ФИО2 и их представителя ФИО4, считавших решение суда правильным и возражавших против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском, указав, что ФИО1 на основании свидетельства, выданного 23 декабря 2014 г. Генеральным консульством России в г. Торонто Канады, является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно данному свидетельству будущим местом ее проживания на территории РФ избрана Калининградская область. 17 октября 2014 г. истцы заключили с ООО «Юниверсал Экспресс» договор об организации морской перевозки багажа (личного имущества) из г. Торонто (Канада) в г. Калининград, уплатив 7880 долларов США. Согласно правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 года № 150, указанные транспортные расходы должны быть им возмещены за счет средств федерального бюджета. 8 апреля 2015 г. ФИО1 обратилась в УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате компенсации транспортных расходов, в том числе расходов на провоз багажа (личного имущества) в размере рублевого эквивалента вышеуказанной суммы по курсу ЦБ России на день оплаты. Однако решением комиссии по осуществлению компенсационных выплат пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей УФМС России по Калининградской области, оформленным протоколом <данные изъяты> от 21 апреля 2015 г., в выплате компенсации расходов на провоз багажа (личного имущества) им было отказано.
Ссылаясь на то, что указанные действия УФМС России по Калининградской области нарушают их права, ФИО5 просили суд признать незаконным и отменить решение комиссии по осуществлению компенсационных выплат и пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей УФМС России по Калининградской области в части отказа в выплате компенсации расходов на провоз багажа и возложить на УФМС России по Калининградской области обязанность выплатить ФИО1 компенсацию затрат на провоз багажа из г. Торонто (Канада) в г. Калининград в размере 131853,48 руб.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
На данное решение УФМС России по Калининградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене этого решения со ссылкой на то, что в соответствии с пунктом 6 вышеуказанной Государственной программы подтверждением участия соотечественника в данной Госпрограмме является свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца. Свидетельство участника Госпрограммы было получено ФИО1 23 декабря 2014 г. При этом ввоз товаров для личного пользования на территорию Российской Федерации осуществлен до получения данного свидетельства – 28 ноября 2014 г., когда ФИО1 участником названной Программы не являлась. Кроме того, в жалобе указано, что в общую сумму по представленному истицей договору перевозки входила оплата услуг по упаковке, погрузке, доставке, таможенному оформлению, выгрузке, распаковке груза, что не подлежит оплате из федерального бюджета, равно как и хранение груза на таможенном складе. К договору не приложены документы, позволяющие определить действительный размер расходов истицы, связанных с перемещением личного имущества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 на основании свидетельства, выданного 23 декабря 2014 г. Генеральным консульством России в г. Торонто Канады, является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно данному свидетельству в качестве субъекта РФ, выбранного для постоянного проживания, указана Калининградская область.
29 декабря 2014 г. ФИО1 прибыла на постоянное жительство в Калининградскую область РФ вместе с супругом ФИО2 При этом ФИО5 доставили из Канады в Калининградскую область к месту их постоянного жительства личное имущество, затратив на перевозку этого имущества морским транспортом 7880 долларов США.
Выпуск контейнера в порту г. Балтийска с вещами истцов для личного пользования на таможенной территории РФ осуществлен Калининградской областной таможней 25 января 2015 г.
В подтверждение данных обстоятельств ФИО5 представили суду документы, подтверждающие провоз личного имущества в 20-футовом контейнере, а именно: договор от 17 октября 2014 г., заключенный с ООО «Юниверсал Экспресс», находящимся в г. Калининграде; счет от 26 ноября 2014 г. № 50 на сумму, эквивалентную 7000 долларов США; счет от 26 января 2015 г. № 3 на сумму, эквивалентную 880 долларам США, акт от 26 января 2015 г. № 50 о выполнении работ по перевозке груза к договору от 17 октября 2014 г.; копию извещения Сбербанка России от 1 декабря 2014 г. об оплате счета от 26 ноября 2014 г. на сумму 345240 руб.; платежное поручение от 24 февраля 2015 г. № 1 на оплату по договору от 17 октября 2014 г. платежа в размере 54316,68 руб.; пассажирскую таможенную декларацию от 24 января 2015 г.; письмо грузоперевозчика ООО «Юниверсал Экспресс» в адрес ФИО1 с разъяснениями правил таможенного оформления, установленных в Канаде для транспортных документов для контейнерных перевозок от 31 марта 2015 г.; распечатку коносамента о перевозке груза по маршруту Монреаль-Калининград с оттиском печати фирмы-перевозчика; морскую накладную № 60320552 с отметками о прохождении меженного контроля, подтверждающую перевозку груза по маршруту Монреаль-Калининград.
8 апреля 2015 года ФИО1 обратилась в УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате компенсации транспортных расходов на семью из двух человек в размере 236991,48 руб., в том числе за проезд в размере 105138 руб. и за провоз личного имущества в размере 131853,48 руб.
21 апреля 2015 г комиссией по осуществлению компенсационных выплат пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области было принято решение об отказе в выплате ФИО1 компенсации транспортных расходов на провоз багажа по тем основаниям, что свидетельство установленного образца, подтверждающее факт участия ФИО1 в вышеуказанной Государственной программе, получено ею 23 декабря 2014 г., в то время как ввоз товаров для личного пользования на территорию РФ осуществлен до получения данного свидетельства – в период с 7 по 27 ноября 2014 г., когда ФИО1 участником указанной Программы не являлась.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в выплате ФИО1 компенсации транспортных расходов на провоз багажа в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Согласно пункту 40 указанной Государственной программы (в редакции Указа Президента РФ от 14 сентября 2012 г. N 1289) в целях содействия добровольному переселению соотечественников при переезде участника Государственной программы и членов его семьи в Российскую Федерацию на постоянное место жительства Российская Федерация компенсирует расходы участника Государственной программы и членов его семьи, в частности, на переезд и провоз личного имущества от места постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства переселенцев на территории вселения.
Порядок выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, определен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 150 от 10 марта 2007 г.
Данными правилами установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя, в том числе, выплату компенсации расходов на провоз личного имущества морским транспортом в размере стоимости перевозки 5-тонным контейнером либо 33 процентов стоимости перевозки стандартным 20-футовым контейнером – для семьи до 3 человек включительно (пункт 4 Правил).
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при определении размера компенсации расходов учитываются также расходы участника Государственной программы и (или) членов его семьи на провоз личного имущества автомобильным транспортом от ближайшей к месту назначения на территории Российской Федерации узловой станции либо порта до следующего места отправления либо места назначения.
Данными Правилами также определено, что выплата компенсации расходов, понесенных участниками Государственной программы и членами их семей в иностранной валюте, осуществляется в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату подачи заявления. При провозе личного имущества несколькими видами транспорта компенсации подлежит общая сумма расходов в пределах, предусмотренных пунктом 4 указанных Правил.
Установив, что работы по заключенному истцами с ООО «Юниверсал Экспресс» договору перевозки груза выполнены и окончательная оплата произведена в январе-феврале 2015 г., что выпуск контейнера в порту г. Балтийска с вещами истцов для личного пользования на таможенной территории РФ был осуществлен Калининградской областной таможней 25 января 2015 г., то есть, что на момент фактического исполнения договора перевозки груза, получения истцами своих вещей после перевозки из Канады и обращения ФИО1 за назначением и выплатой компенсации расходов на провоз личного имущества она являлась участником вышеуказанной Государственной программы, что перевозка данных вещей из Канады в Калининградскую область осуществлялась истцами исключительно в связи с участием в названной Программе и переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию, а также принимая во внимание, что указанная Госпрограмма не предусматривает отказа в выплате компенсации стоимости провоза личного имущества в связи с тем, что груз был отправлен и прибыл в Российскую Федерацию до получения участником Госпрограммы свидетельства, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для отказа ФИО1 в выплате компенсации расходов на провоз багажа у комиссии по осуществлению компенсационных выплат пособий участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области не имелось, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные истцами требования о возложении на УФМС России по Калининградской области обязанности выплатить ФИО1 такую компенсацию.
Размер подлежащей выплате ФИО1 компенсации затрат на провоз багажа правильно определен судом в соответствии с пунктами 4-5 Правил выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Изложенный УФМС России по Калининградской области в апелляционной жалобе довод о том, что ФИО1 не представила документы, позволяющие определить действительный размер расходов истицы, связанных с перемещением личного имущества, противоречит установленным судом при рассмотрении дела обстоятельствам, из которых следует, что при обращении в УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате компенсации транспортных расходов ФИО1 представила все предусмотренные пунктом 6 указанных Правил документы, подтверждающие расходы участника Государственной программы на провоз личного имущества.
Оснований полагать, что обжалуемым решением суда на ответчика возложена обязанность компенсировать за счет средств федерального бюджета излишние расходы истицы, не предусмотренные вышеуказанными Правилами, на что также указано в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 8 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи