ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1467/2021 от 26.08.2021 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Хорошилова Ж.В. Дело № 33-1467/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 26 августа 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего

Володкевич Т.В.,

судей

Полозовой А.А., Степашкиной В.А.,

при секретаре

Самарцевой А.О.,

26 августа 2021 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавлов­ске-Камчат­ском гражданское дело по апелляци­онному представлению участвующего в деле прокурора на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 марта 2021 года, кото­рым постановлено:

Исковые требования заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в принятии решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском.

Обязать администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № <адрес> в городе Петропавловск-Камчатском, в установленном законом порядке.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Петропавловска-Камчатского в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения прокурора Соловьевой О.И., поддержавшей апелляционное представление, объяснения Сурженко Н.М., полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Наумик Е.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора города Петропавловска-Камчатского в интересах Сурженко Н.М. обратился с иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с учетом уточненных требований о признании незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в месячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском и уведомить Сурженко Н.М. о принятом решении об изъятии земельного участка; признании незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры , принадлежащей на праве собственности Сурженко Н.М., в доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в месячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры , принадлежащей на праве собственности Сурженко Н.М. в доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа провести процедуру изъятия жилого помещения - квартиры , принадлежащей на праве собственности Сурженко Н.М. в доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, в установленном законом порядке.

В обоснование заявленных требований указал, что распоряжением администрации Петропавловск- Камчатского городского округа от 21 апреля 2016 года № 95-р дом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском признан аварийным и подлежащим реконструкции (на основании заключения межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 декабря 2015 года № 3349, по результатам которого необходимо выполнить комплекс ремонтно-восстановительных работ по устранению выявленных дефектов, а также выполнить сейсмоусиление жилого дома , расположенного по адресу: город Петропавловск-Камчатский,<адрес>). Согласно вышеуказанному распоряжению в срок до 31 декабря 2016 года необходимо направить собственникам жилых помещений требования о принятии решения о проведении реконструкции многоквартирного дома № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском. При этом, жилой дом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском включен в Подпрограмму 3 Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатским городского округа на 2014-2017 годы», утвержденной постановлением администрации от 5 ноября 2013 года № 3195 (срок реализации до 2018 года) и в Подпрограмму 3 Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 ноября 2016 года № 1985 (срок реализации до 2024 года) как дом, подлежащий сейсмоусилению, а также включен в перечень домов, подлежащих сейсмоусилению, утвержденный постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 5 июля 2012 года № 1904. Земельный участок под домом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском сформирован и поставлен на кадастровый учет 18 декабря 2018 года. Квартира дома № <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ передана в собственность Сурженко Н.М., где она зарегистрирована по настоящее время. Собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме были направлены требования о необходимости принятия мер к проведению реконструкции аварийного дома № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском в срок до 31 декабря 2018 года, где указано, что в случае неосуществления реконструкции дома в установленный срок, земельный участок, на котором расположен жилой дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежат изъятию жилые помещения, находящиеся в собственности граждан. До настоящего времени Петропавловск-Камчатским городским округом решение об изъятии земельного участка, расположенного под жилым домом№<адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, а также решение об изъятии принадлежащего собственнику жилого помещения путем его выкупа либо путем предоставления иного жилого помещения собственнику, не принято. Непринятие органами местного самоуправления в течение длительного времени решения об изъятии земельного участка под данным многоквартирным жилым домом, а также решения об изъятии жилого помещения влечёт нарушения прав собственников.

Представитель процессуального истца Евсеева Е.И. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Сурженко Н.М. и ее представитель Яровенко С.А. полагали исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Салтыкова Я.Ю. исковые требования не признала. Указала на то, что до настоящего времени реконструкция дома собственниками не осуществлена. На территории Петропавловск-Камчатского городского округа действует две программы по расселению граждан из аварийного жилого фонда: государственная программа Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденная постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П, сроком реализации с 2014 по 2025 годы; муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, сроком реализации с 2019 по 2024 годы. В муниципальную программу входят несколько подпрограмм, в том числе, подпрограмма 3 «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов систем жизнеобеспечения», целью которой является достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического, экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования объектов жилищного назначения. Муниципальная программа содержит перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Дом № <адрес> входит в указанный перечень под позицией № 4. В 2021 году в рамках инвестиционных мероприятий планируется сейсмоусиление дома . На сегодняшний день земельный участок под домом № 18 сформирован. Между тем решение об изъятии земельного участка, а также изъятии жилых помещений дома , органом местного самоуправления не принималось. Плановые сроки расселения аварийных домов, а также их реконструкция, ежегодно уточняются после утверждения в установленном порядке бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, бюджета Камчатского края на очередной финансовый год в пределах средств, предусмотренных указанными бюджетами на реализацию муниципальной программы.

Третье лицо Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор, не соглашаясь с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры , принадлежащей на праве собственности Сурженко Н.М., в доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности на ответчика в месячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа спорного жилого помещения; возложении обязанности на ответчика провести процедуру изъятия указанного жилого помещения, ставит вопрос об отмене решения суда в указанной части, ввиду существенного нарушения судом норм материального права. Указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием не только для изъятия земельного участка для муниципальных нужд, но и для изъятия (одновременного с изъятием земельного участка) жилого помещения (квартиры в многоквартирном доме), расположенного на земельном участке. Считает, что суд в нарушение норм материального права делает ошибочный вывод о том, что изъятие земельного участка предшествует изъятию жилого помещения, поскольку действующим законодательством вопрос принятия решения об изъятии земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем, не разделен временным промежутком, напротив, законодатель с целью закрепления гарантий прав собственников недвижимости, расположенной на участках, изымаемых для государственных и муниципальных нужд, установил, что изъятие земельного участка для муниципальных нужд и изъятие расположенных на нем объектов недвижимости, осуществляется одновременно. Считает ошибочной ссылку суда на положения статьи 32 ЖК РФ, согласно которой органом местного самоуправления принимается решение об изъятии в отношении всех жилых помещений многоквартирного дома одновременно с направлением каждому собственнику жилого помещения уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14, к спорным правоотношениям положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Исходя из положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.

Порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано, в том числе решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 56.3 ЗК РФ).

Порядок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен статьей 56.6 ЗК РФ, согласно которому, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

Статья 56.7 ЗК РФ предусматривает, что в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, межведомственной жилищной технической комиссией администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в рамках предоставленных полномочий, по результатам рассмотрения технического заключения шифр арх. № 2015-09-01, подготовленного ООО «Палантик», и по результатам обследования конструктивных элементов жилого дома № <адрес>, принято заключение от 24 декабря 2015 года № 3349 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.

Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 апреля 2016 года № 95-р многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность направить собственникам жилых помещений требования о принятии решения о проведении реконструкции указанного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2016 года. Согласно пункту 3 распоряжения на Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность отселить нанимателей жилых помещений многоквартирного дома № <адрес> в маневренный фонд Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до 31 июля 2016 года.

Распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 17 февраля 2017 года № 36-р внесены изменения в распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 21 апреля 2016 года № 95-р: в п. цифры «31.12.2016» заменены на цифры «31.12.2017».

21 февраля 2018 года собственникам жилых помещений многоквартирного дома, в том числе, Сурженко Н.М., направлено требование о принятии мер к проведению реконструкции многоквартирного дома № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском в срок до 31 декабря 2018 года.

Данный жилой дом включен в Подпрограмму 3 Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов систем жизнеобеспечения», целью которой является достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического, экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования объектов жилищного назначения, срок реализации которой установлен до 31 декабря 2024 года.

Из сообщения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 6 августа 2020 года по вопросу расселения многоквартирного дома № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском следует, что с 1 апреля 2019 года принята подпрограмма А «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П (далее – Подпрограмма А), целью которой является обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года. Реализация мероприятий Подпрограммы А осуществляется за счет средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Камчатского края. С целью реализации мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, статьей 32 ЖК РФ, администрацией направлено ходатайство в Министерство строительства Камчатского края для включения многоквартирного дома № <адрес> в адресный перечень Подпрограммы А. После включения указанного многоквартирного дома в Подпрограмму А мероприятия по изъятию земельного участка для муниципальных нужд, предоставления собственникам жилых помещений возмещений за изымаемые жилые помещения, а также по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма будут организованы в сроки, определенные Подпрограммой А (до 1 сентября 2025 года).

Таким образом, судом установлено, что с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции прошло более пяти лет.

Требование о принятии мер по проведению реконструкции данного дома в срок до 31 декабря 2018 года собственниками жилых помещений не исполнено. Вместе с тем, на протяжении длительного времени, а именно, с января 2019 года, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не принято решение об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в указанном доме, принадлежащего на праве собственности проживающим в нем лицам.

Неисполнение администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по принятию решения об изъятии спорного имущества, в соответствии с вышеуказанными положениями статей 56.3, 56.6 ЗК РФ, 32 ЖК РФ, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на орган местного самоуправления полномочий и нарушает жилищные права граждан, ставит под угрозу их жизнь и безопасность в связи с длительным проживанием в доме, признанным аварийным, а также жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный жилой дом.

Учитывая, что действующим законодательством предусмотрены правовые последствия признания жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, процедура, необходимая для принятия решения об изъятии земельного участка под аварийным домом и жилых помещений, ответчиком соблюдена, доказательств, что в настоящее время приняты какие-либо меры к изъятию земельного участка, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не представлено, судом первой инстанции сделан верный вывод о признании незаконным бездействия ответчика по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском и возложении на ответчика обязанности к совершению действий по началу проведения процедуры по изъятию земельного участка.

Указанные выводы суда не противоречат требованиям материального закона и обстоятельствам конкретного дела, и в апелляционном представлении не оспариваются.

Доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ответчика по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения - квартиры , принадлежащей на праве собственности Сурженко Н.М., в доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском и возложении на ответчика соответствующей обязанности до принятия решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа земельного участка, расположенного под указанным многоквартирным домом.

Проверяя постановленное решение в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 32 ЖК РФ предусматривает права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с данной статьей осуществляются одновременно.

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Анализируя указанные нормы закона, судебная коллегия приходит к выводу, что в случае не выполнения собственниками требований в разумные сроки осуществить реконструкцию многоквартирного дома, признанного аварийным, у муниципального органа возникает обязанность по изъятию для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, так и каждого помещения, расположенного в указанном доме № <адрес>, в том числе, квартиры , принадлежащей Сурженко Н.М., за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

При этом изъятие такого земельного участка и расположенных на этом участке объектов недвижимости осуществляется одновременно и не требуется предварительного уведомления каждого собственника жилого помещения об изъятии принадлежащего ему жилого помещения.

Вместе с тем, доказательств принятия решения об изъятии принадлежащей Сурженко Н.М. квартиры в указанном доме № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском на момент рассмотрения спора судом, ответчиком не представлено.

Допущенное в данном случае ответчиком на протяжении длительного периода времени бездействие по непринятию мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, является незаконным, и подтверждает факт нарушения ответчиком в результате оспариваемого бездействия прав и охраняемых законом интересов Сурженко Н.М., в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на неправильном применении норм материального права, решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения о признать незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, возложении на ответчика обязанности в трехмесячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения - квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском и провести процедуру изъятия указанного жилого помещения в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 9 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности в месячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском; возложении обязанности провести процедуру изъятия жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском, в установленном законом порядке отменить.

В указанной части принять новое решение.

Признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию решения об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.

Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность в трехмесячный срок с момента принятия постановления суда по настоящему делу принять решение об изъятии для муниципальных нужд Петропавловск-Камчатского городского округа жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском.

Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность по проведению процедуры изъятия жилого помещения квартиры № <адрес> в городе Петропавловске-Камчатском в установленном законом порядке.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи