ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-146/2018(33-5063/17) от 15.01.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Иванова Н.В. дело № 33-146/2018 (33-5063/2017)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 15 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Александровой Р.А., судей Игнатьевой А.Р., Никодимова А.В.,

при секретаре Захаровой А.Е.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя Министерства финансов РФ ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 года, которым по делу по иску ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Горького-2009» об обязании предоставления 30% скидки многодетной семье на коммунальные услуги,

постановлено:

В удовлетворении иска ФИО1 к Товариществу собственников жилья «Горького-2009» об обязании предоставления 30% скидки многодетной семье на коммунальные услуги - отказать.

Заслушав доклад судьи Никодимова А.В., заслушав пояснения явившихся сторон, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику об обязании установить 30% скидку по оплате коммунальных услуг. Требования мотивировала тем, что Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 для многодетных семей предусмотрены льготы, в том числе и скидка в размере 30% по оплате коммунальных услуг. ФИО1 является многодетной матерью .......... детей, .......... из которых несовершеннолетние. Ответчик является управляющей организацией, осуществляющей управление домом, в котором проживает истец. На обращение истца о предоставлении указанной скидки фактически дан отказ. Просила обязать предоставить данную скидку по оплате коммунальных услуг с 01.07.2017г.

Судом постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласен истец, полагает его подлежащим отмене. В обоснование указывает на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на те же доводы, что приведены в обоснование искового заявления. Выводы суда о невозможности предоставления скидки истцу ввиду отсутствия субсидий ответчику из бюджета на осуществление данных полномочий полагает ошибочными.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из представленных документов следует, что семья ФИО1 имеющая .......... детей, согласно удостоверению № ... от 19 мая 2015 года, выданному Управлением молодежной и семейной политики ОА г. Якутска, имеет статус многодетной семьи, зарегистрирована и проживает по адресу: ...........

Многоквартирный дом, где проживает семья ФИО1, обслуживает ответчик – Товарищество собственников жилья «Горького-2009». 28 июня 2017г. ФИО1 обратилась к ответчику с письменным заявлением о предоставлении её многодетной семье скидки в размере 30 % на оплату коммунальных услуг, однако ответа не получила до настоящего времени.

Указом Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Рассматривая и разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что возможность предоставления льгот многодетным семьям урегулирована жилищным законодательством в виде предоставления субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения.

При этом в отсутствие механизма возмещения затрат на предоставление мер социальной поддержки поставщикам коммунальных услуг отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению скидки в оплате коммунальных услуг, так как ответчик не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 2.2 Закона РС (Я) от 17.12.2008 года «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)» семья ФИО1 имеет статус многодетной. Так, указанным законом установлено, что многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет.

В силу Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ст.76 Конституции РФ).

Более детально принципы организации органов государственной власти субъекта Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которым закреплены принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Закона).

Подпунктом 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из положений абз.3 ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от б октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Приведенные выше нормы свидетельствуют, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в связи с чем в Республике Саха (Якутия) принят Закон РС(Я) от 17.12.2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», который определил категорию семей, относящихся к многодетным, а также установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) семей (ст.17 Закона).

Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% от установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для возложения на ТСЖ «Горького-2009» обязанности по предоставлению истцу льготы в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами.

У ТСЖ «Горького-2009» отсутствуют необходимые финансовые и материальные средства на осуществление государственных полномочий, в том числе по предоставлению истцам скидки по оплате отопления, холодного водоснабжения, газа, электроэнергии.

ТСЖ «Горького-2009» не относится к органам государственной власти, на нем не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям и не реализует государственные полномочия, предусмотренные законодательством.

Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Ссылка на ошибочное толкование норм ответчиком норм Указа Президента РФ от 05.05.1992 №431 не влечет отмену состоявшегося судебного акта, поскольку как указано выше, жилищным законодательством установлен иной порядок для реализации поддержки многодетных семей, в том числе посредством предоставления субсидий и компенсации по оплате за жилое помещение.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.

Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 года по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Горького-2009» об обязании предоставления 30% скидки многодетной семье на коммунальные услуги оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Александрова Р.С.

Судьи Игнатьева А.Р.

Никодимов А.В.