Дело № 33-1474/2013
Апелляционное определение
г. Тюмень
13 марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
ФИО1
судей
Ревякина А.В. и ФИО2
при секретаре
ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» в лице представителя ФИО4 на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 24 сентября 2012 года, которым постановлено:
_«Заявление Ишимского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» обязанность устранить нарушения Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», а именно: в разумные сроки, оборудовать изолятор временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» прогулочным двором».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя ответчика МО МВД России «Ишимский» и представителя третьего лица Управления МВД РФ по Тюменской области, просивших об удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора Спириной О.В., не согласившейся с апелляционной жалобой, судебная коллегия
у с т а н овила:
Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской федерации «Ишимский» о возложении обязанности устранить нарушения закона. Требования мотивированы тем, что Ишимской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства при содержании подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания органа внутренних дел района, в результате которой в деятельности изолятора временного содержания МО МВД России «Ишимский» выявлены грубые нарушения. Согласно ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных УПК РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В нарушение требований
п. 11 ст. 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», изолятор временного содержания МО МВД России «Ишимский» не оборудован прогулочным двором, следственно- арестованные не могут воспользоваться своим правом на ежедневные прогулки, продолжительностью не менее одного часа. Согласно п. 1 Положения об изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД Рорсии «Ишимский», утвержденного Приказом начальника МО МВД России «Ишимский» от 01.09.2011г. № 642 изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Ишимский» является структурным подразделением полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Ишимский», созданный в целях осуществления организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Просил возложить на МО МВД России «Ишимский» обязанность устранить нарушения Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», а именно: в срок до 01.09.2012г., оборудовать изолятор временного содержания межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» прогулочным двором.
Помощник Ишимского межрайонного прокурора Орехова Т.А. в судебном заседании суда первой инстанции на заявленных требованиях настаивала в полном объёме.
Представитель ответчика МО МВД России «Ишимский» ФИО4 с заявленными требованиями Ишимского межрайонного прокурора не согласилась, в иске просила отказать.
Представитель третьего лица УМВД России по Тюменской области ФИО5 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в
её отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимскиий» в лице представителя ФИО4 В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объёме. Указывает, что Ишимским межрайонным прокурором в исковом заявлении указано на то, что в результате проведенной проверки выявлены грубые нарушения действующего законодательства, в связи с чем, существует необходимость защиты интересов неопределенною круга лиц. Характер спорных правоотношений носит публичный характер и требует установления бездействия или незаконности действий Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» (далее -Отдела). Указывает, что доказательств бездействия Отдела в рамках выделенных бюджетных средств не приведено, сведений о нецелевом расходовании выделявшихся денежных средств на содержание ИВС Отдела не имеется. Указывает, что с 2009 года официальных проверок ИВС Отдела Ишимской межрайонной прокуратурой не проводилось, представлений об устранении нарушений закона в Отдел не направлялось. В Журнале <.......> регистрации заявлений от подозреваемых и обвиняемых в ИВС МО МВД России «Ишимский» (начат 01.01.2012 года) жалоб на режим и условия содержания в ИВС не поступало. Ежедневно помощник прокурора осуществляет контроль за обстановкой в ИВС МО МВД России «Ишимский» о чем делает записи в Книгах нарядов ИВС, ни в одной записи замечаний не имеется. По причине конструктивных особенностей ИВС (расположено в подвальном помещении) отсутствует площадь для оборудования прогулочного двора. Приказом МВД России от 05 мая 2012 года <.......> дсп утверждена Концепция развития ИВС ОВД на 2012-2014 годы. Согласно перечню объектов, подлежащих строительству и реконструкции в рамках выделенных финансовых средств федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы, предусмотрено строительство ИВС МО МВД России «Ишимский». В мае 2012 года был подписан Акт о выборе земельного участка под строительство ИВС по ул. Курганская. 03 сентября 2012 года было издано Постановление Администрации г. Ишима № <.......> «Об утверждении акта о выборе, земельного участка и схемы расположения земельного участка». 20 июня был проведен Открытый конкурс на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Строительство ИВС на 100 мест МО МВД России «Ишимский», г.Ишим, Тюменской области». По результатам открытого конкурса 09 июля 2012 года заключен государственный контракт № 000470 после исполнения государственного контракта в 2013-2014, годах в рамках государственного оборонного заказа запланировано строительство нового знания ИВС Отдела на 100 мест.
На апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» поступил отзыв от третьего лица Управления МВД России по Тюменской области в лице представителя ФИО6, в котором она просит решение Ишимского городского суда Тюменской области от 24 сентября 2012 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
На апелляционную жалобу ответчика Межмуниципального отдела Министерства внутренний дел Российской Федерации «Ишимский» поступили возражения помощника Ишимского межрайонного прокурора Ореховой Т.А, в которых она просит оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Пунктом 11 статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
В соответствии с пунктами 130, 132 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 года, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой, продолжительностью не, менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, водворенные в карцер - один час. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя.
Судом первой инстанции установлено, что согласно проведенной Ишимской межрайонной прокуратурой проверке соблюдения законодательства при содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в изоляторе временного содержания МО МВД России «Ишимский», установлено, что на территорий изолятора отсутствует прогулочный двор, прогулки указанным лицам фактически не предоставляются.
Данное обстоятельство представителями ответчика МО МВД России «Ишимский» и третьего лица Управления МВД РФ по Тюменской области не
оспаривается.
Несоблюдение требований Федерального закона "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, приводит к нарушению конституционных прав, в том числе права на охрану здоровья.
Довод апелляционной жалобы о невозможности оборудования прогулочного двора в силу конструктивных особенностей изолятора временного содержания не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не может являться основанием для несоблюдения требований действующего законодательства, влекущего нарушение прав находящихся в изоляторе временного содержания лиц.
Согласно ст. 9 вышеуказанного Федерального закона N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 3 Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский», утвержденного приказом УМВД России по Тюменской области № 1003 от 20.07.2011 года, отдел входит в состав органов внутренних дел РФ и подчиняется Управлению МВД РФ по Тюменской области.
Пунктом 11.19 вышеуказанного Положения о Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» предусмотрено, что МО МВД РФ «Ишимский» обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование.
В соответствии с п. 21 вышеназванного Положения, МО МВД РФ «Ишимский» является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Начальник МО МВД РФ «Ишимский» распределяет, и перераспределяет бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями отдела(п. 17.30 Положения).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований Ишимского межрайонного прокурора о возложении на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» обязанности по оборудованию изолятора временного содержания прогулочным двором.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение с учетом требований гражданского процессуального
законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, оснований для применения которой не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 24 сентября 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ишимский» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: