ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1475/19 от 20.02.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Репринцева Н.Ю. Дело №33-1475/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 февраля 2019 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.

судей Юрьевой М.А., Дмитриевой О.С.

при секретаре Горской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования и науки Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2018 года по делу по иску Авериной Яны Александровны к администрации Рубцовского района, Министерству финансов Алтайского края, Министерству образования и науки Алтайского края о признании права на получение ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемой, взыскании денежных сумм,

заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,

У С Т А Н О В И Л А :

Аверина Я.А. обратилась в суд с требованиями к администрации Рубцовского района Алтайского края о взыскании ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемой Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, за период с 14.12.2016 по 21.04.2017 в размере 46 496, 76 руб.

В обосновании своих требований указала, что на основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула № 889 от 14.12.2016 установлена опека над ребенком, оставшимся без попечения родителей, несовершеннолетней Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, опекуном назначена Аверина Я.А. Ребенок был отобран у матери Т.Д.А. на основании постановления администрации Октябрьского района г. Барнаула от 24.10.2016 № 765 «Об отобрании малолетней Д.К.В. у матери и временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отец ребенка Д.В.М. умер ДД.ММ.ГГ. Истцом было подано заявление о назначении денежного пособия по месту жительства в комитет опеки и попечительства администрации Рубцовского района, о чем администрацией Рубцовского района было вынесено постановление № 190 от 21.04.2017 «О назначении ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемой». Данное пособие назначили выплачивать с 21.04.2017, то есть со дня принятия постановления № 190, в то время, как ежемесячное пособие на содержание опекаемой должно выплачивается за весь период, в течение которого лицо имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период,

Уточнив исковые требования, истец в качестве соответчика указала Министерство образования и науки Алтайского края и просила признать за ней право на получение ежемесячного денежного пособия на содержание несовершеннолетней опекаемой Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, за период с 14.12.2016 по 21.04.2017 и взыскать ежемесячное денежное пособие на содержание опекаемой Д.К.В. за период с 14.12.2016 по 21.04.2017 в размере 46 496,76 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Истец Аверина Я.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

Представитель третьего лица – комитета по образованию администрации Рубцовского района – Чернолихова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2018 года исковые требования Авериной Яны Александровны удовлетворены.

Признано за ФИО1 право на получение ежемесячного денежного пособия на содержание несовершеннолетней опекаемой Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, за период с 14 декабря 2016 года по 20 апреля 2017 года.

Взыскано с Министерства образования и науки Алтайского края в пользу ФИО1 ежемесячное денежное пособие на содержание опекаемой Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, за период с 14 декабря 2016 года по 20 апреля 2017 года, в размере 46 496,76 рублей.

В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Алтайского края отказано.

С решением суда не согласился ответчик Министерство образования и науки Алтайского края.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда о взыскании в пользу истца пособия с Министерства образования и науки Алтайского края отменить и принять новое решение об отказе в иске к данному ответчику, поскольку государственное полномочие по выплате опекунского пособия передано администрации Рубцовского района, которая распоряжается переданными ей денежными средствами для осуществления указанного полномочия.

Указано на то, что по запросу органа местного самоуправления денежные средства будут направлены Министерством как главным распорядительным бюджетных денежных средств.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит основания для изменения решения суда.

Судом первой инстанции установлено, что 24.09.2016 отделом по охране прав детства администрации Октябрьского района г.Барнаула принято решение об отобрании ребенка Д.К.В. у матери в порядке, установленном семейным законодательством, и определение малолетней Д.К.В. в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для защиты ее прав и организации дальнейшего трудоустройства (л.д.39-41).

Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула № 765 от 24.10.2016 малолетняя Д.К.В. отобрана у матери Т.Д.А. в связи с угрозой жизни и здоровью малолетней и определена на временное пребывание в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.42).

14.12.2016 на основании постановления № 889 от 14.12.2106 ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетней Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения.

На основании постановления администрации Рубцовского района Алтайского края № 190 от 21.04.2017 назначено ежемесячное денежное пособие на содержание опекаемого Д.К.В., которое подлежит выплате со дня принятия постановления.

Суд первой инстанции, рассматривая спор, руководствуясь подлежащим применению законодательством, пришел к выводу, что истец ФИО1, будучи с 14 декабря 2016 года назначенной опекуном малолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи со смертью одного и уклонением второго от исполнения своих родительских обязанностей, с 14.12.2016 приобрела право на получение соответствующих денежных средств на содержание подопечной Д.К.В., которое не было ею реализовано до 21 апреля 2016 года не по ее вине, в связи с чем взыскал с главного распорядителя средств краевого бюджета средств, выделяемые на содержание ребенка в семье опекуна, ежемесячное пособие на содержание опекаемой за период с 14 декабря 2016 года по 20 апреля 2017 года в размере 46 496 руб. 76 коп.

Судебная коллегия не находя оснований не согласиться с выводами суда о праве истца на получение спорного пособия за указанный период времени, не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании пособия с Министерства образования и науки Алтайского края как главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ст.5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях.

Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия) по выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье.

В силу п.7 ст.1 Закона Алтайского края органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

Законом Алтайского края от 10.04.2007 N 29-ЗС (ред. от 04.10.2017) «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» установлен порядок и размер выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье.

В указанном законе указано о том, что его действие распространяется на категории детей-сирот, подопечных, постоянно проживающих на территории Алтайского края:

- детей- сирот, у которых умерли оба или единственный родитель;

- детей, оставшихся без попечения единственного или обоих родителей, в связи с:

а) лишением их родительских прав;

б) ограничением их в родительских правах;

в) признанием их безвестно отсутствующими;

г) признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными);

д) объявлением их умершими;

е) установлением судом факта утраты ребенком попечения родителей;

ж) отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

з) уклонением родителей от воспитания своих детей или защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;

и) в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В этом законе установлен исчерпывающий перечень случаев, на кого не распространяются указанные выплаты - на тех подопечных: 1) родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам; которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях и иных учреждениях.

В силу ст.122 и 123 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы, пришел к выводу, что истец имеет право на получение пособия на содержание находящегося под опекой ребенка, так как мать ребенка уклоняется от его воспитания, отец ребенка умер. По указанным основаниям ребенок подлежит признанию оставшимся без попечения родителей, в связи с чем был в установленном порядке отобран органом опеки и попечительства, помещен в учреждение общественного воспитания и передан опекуну.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с судом в части ответчика, с которого подлежит взысканию пособие на содержание ребенка.

Согласно приведенных выше норм государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях (далее - государственные полномочия) в виде выплате денежных средств на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье возложены на органы местного самоуправления.

В силу п.13 ст.4 Закона Алтайского края от 10.04.2007 N 29-ЗС (ред. от 04.10.2017) «О порядке и размере выплаты денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на содержание в семье опекуна (попечителя), приемной семье» денежные средства на содержание, не полученные по вине органа опеки и попечительства, выплачиваются подопечным за весь прошедший период.

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительство.

В силу п.13 ст.8 указанного Федерального закона к полномочиям органа опеки и попечительства относится информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов.

В ходе рассмотрения спора судом было установлено, что со стороны органа опеки и попечительства – администрации Рубцовского района Алтайского края не были выполнены в полном объеме возложенные полномочия по оказанию информирования и помощи в целях подготовки и обращения опекуна с заявлением о получении пособия, при том, что 14.12.2016 года администрацией Октябрьского района г.Барнаула Алтайского края при передаче личного дела несовершеннолетнего ребенка для принятия на учет по месту жительства опекуна администрация Рубцовского района Алтайского края была проинформирована о том, что ежемесячное пособие на содержание опекаемого ребенка не назначалось и не выплачивалось.

Таким образом, судом при установлении вины органа опеки и попечительства в неполучении истцом за спорный период времени пособия неправомерно обязанность по выплате пособия за прошлый период возложена на исполнительный орган субъекта федерации, являющийся распорядителем бюджетных средств на указанные цели.

Судебная коллегия в указанной части соглашается с доводами жалобы и отменяет решение суда в части взыскания пособия с Министерства образования и науки Алтайского края на администрацию Рубцовского района Алтайского края, с возложение обязанностей по выплате пособия на администрацию Рубцовского района Алтайского края.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу ответчика Министерства образования и науки Алтайского края удовлетворить.

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2018 года о взыскании ежемесячного денежного пособия на содержание опекаемой с Министерства образования и науки Алтайского края, а также об отказе в удовлетворении указанных требований к администрации Рубцовского района Алтайского края отменить и принять в указанной части новое решение.

Взыскать с администрации Рубцовского района Алтайского края в пользу ФИО1 ежемесячное денежное пособие на содержание опекаемой Д.К.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, за период с 14 декабря 2016 года по 20 апреля 2017 года в размере 46 496,76 рублей.

Исковые требований к Министерству образования и науки Алтайского края оставить без удовлетворения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: