ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14760(33-163/2016) от 11.01.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-14760 (33-163/2016)

Судья Буланков Р.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Рубан О.Н.,

судей Васева А.В., Мезениной М.В.,

при секретаре Анваровой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Уралавтотранс» на решение Пермского районного суда Пермского края от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Пермского района, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Уралавтотранс» о признании незаконной и запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории г.Перми – удовлетворить.

Признать незаконной, запретить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Уралавтотранс» по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортном в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории г.Перми.

Заслушав доклад судьи Васева А.В., выслушав прокурора Бабушкину О.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор Пермского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Уралавтотранс» о признании незаконной и запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом в отсутствие заключенного в установленном порядке договора на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории г.Перми.

Судом постановлено вышеназванное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ООО «Уралавтотранс», указывая, что маршрут № 45 исключен из Единой маршрутной сети г.Перми, в связи с чем, сопоставить деятельность ООО «Уралавтотранс» по перевозке пассажиров по маршруту № 45 не представляется объективно возможным. Истцом в материалы дела предоставлен договор (заключен ответчиком в порядке ст.27 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») по которому ответчик осуществляет перевозку пассажиров. Согласно ст.36.1 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет только административную ответственность. В действиях ответчика отсутствует нарушение нормативных актов. Выводы суда об отклонении доводов ответчика несостоятелен, поскольку договора с физическими лицами никем не оспорены и не обжалованы в судебном порядке. Фактически суд запретил обществу перевозить людей на основании заключенного договора.

От помощника прокурора Пермского района Пермского края поступили возражения, согласно которым она просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционных жалоб (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.

Суд правильно определил характер правоотношений сторон и закон, подлежащий применению при рассмотрении спора, на основании которого верно установил круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела по существу.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (абз.1 п.1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными задачами в сфере регулирования безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4 Федерального закона № 196-ФЗ).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 196-ФЗ в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Из статьи 13 Федерального закона № 196-ФЗ следует, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Таким образом, решение вопросов о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания в границах муниципального образования находится в компетенции органов местного самоуправления.

Согласно подп.7 п.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

На основании ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.41 Устава города Перми, в целях создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, повышения эффективности работы городского пассажирского автотранспорта, обеспечения безопасности дорожного движения Пермская городская Дума утвердила Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми (решение Пермской городской Думы от 29.06.2006 г. № 138 (далее - Положение № 138).

Данное Положение регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования и устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории города Перми.

Для реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения на территории г. Перми в структуре администрации г. Перми был создан функциональный орган - Департамент дорог и транспорта администрации города Перми, который является организатором пассажирских перевозок на территории города Перми в соответствии с вышеуказанным Положением.

В соответствии с п.3.2.16 Положения о Департаменте дорог и транспорта администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 24 июня 2008 г. № 201, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми заключает с перевозчиками всех форм собственности договоры на осуществление регулярных перевозок на маршрутах регулярного сообщения города Перми.

Согласно п.4.1 Положения № 138 допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми осуществляется посредством конкурсного отбора перевозчиков (далее - конкурс) в порядке, утвержденном решением Пермской городской Думы, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2 Положения, а именно: признания конкурса несостоявшимся (за исключением случая допуска к участию в конкурсе только одного участника конкурса) либо неисполнения лицом, выигравшим конкурс, требований пункта 10.1 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17.12.2013 № 293, либо наложения судом обеспечительных мер в виде запрета на проведение конкурса; досрочного прекращения исполнения перевозчиком обязательств по заключенному договору; истечения срока действия договора.

В п. 4.5 Положения № 138 о пассажирских перевозках установлен запрет на выполнение пассажирских регулярных перевозок на городских маршрутах без заключения соответствующего договора с их организатором.

Формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в соответствии с настоящим Положением. Открытие, изменение, закрытие городских маршрутов регулярных перевозок оформляется Постановлением главы администрации города. Единая сеть маршрутов регулярных перевозок городского пассажирского транспорта общего пользования утверждается Постановлением главы администрации города (п.п. 2.1, 2.2 Положения № 138).

Единая сеть маршрутов регулярного сообщения пассажирского транспорта общего пользования города Перми утверждена Постановлением администрации г.Перми от 30.10.2014 г. № 796.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ходе проведения прокурорской проверки деятельности ООО «Уралавтотранс», по заявлению Департамента дорог и транспорта администрации города Перми, установлено, что с 30.08.2011 года ООО «Уралавтотранс» осуществляло пассажирские перевозки на маршруте регулярных перевозок города Перми № 45 «Микрорайон Крохалева – улица Мильчакова».

Постановлением администрации г.Перми от 30.10.2014 года № 796 утверждена Единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, в которую не включен автобусный маршрут № 45 «Микрорайон Крохалева – ул.Мильчакова». В настоящее время договор с ООО «Уралавтотранс» на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения действующих в г.Перми, не заключен.

С 01.01.2015 года ООО «Уралавтотранс» заключен договор с физическими лицами о предоставлении услуги перевозки по маршруту «улица Мильчакова г.Перми – микрорайон Крохалева г.Перми».

С учетом изложенного, суд первой инстанции, с учетом того, что факт отсутствия у ответчика договора на обслуживание регулярного автобусного маршрута № 45 подтвержден и не опровергнут ответчиком документально, пришел к верному выводу о законности и обоснованности исковых требований, в связи с чем их удовлетворил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность ООО «Уралавтотранс» по перевозке пассажиров по маршруту № 45 не представляется объективно возможным, поскольку указанный маршрут исключен из Единой маршрутной сети г.Перми, судебная коллегия находит подлежащими отклонению, поскольку данное обстоятельство на законность вынесенного решения не влияет, кроме того, перевозка пассажиров на момент проверки осуществлялась ООО «Уралавтотранс» по маршруту, ранее включенному в список автобусных маршрутов Единой сети маршрутов регулярного сообщения пассажирского транспорта общего пользования города Перми под №45 (утв. Постановлением Администрации г. Перми от 04.07.2006 № 1148), который в настоящий момент утратил силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Уралавтотранс» осуществлялись не регулярные пассажирские перевозки по маршруту, а перевозки пассажиров и багажа по заказу, судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующего.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 59-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее Правила № 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.

Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта». В соответствии со статьей 19 данного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил № 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Вопросы перевозки пассажиров и багажа по заказам регламентированы главой 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта», в соответствии с которой перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Согласно статье 787 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Возможность осуществления перевозки по заказу предусмотрена статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта», в которой указано, что транспорт для такой перевозки предоставляется на основании договора фрахтования, который должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

Согласно части 4 указанной статьи при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

В разделе III «Перевозка пассажиров и багажа по заказу» Правил № 112 указано, что договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц. Договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 указанных Правил. Посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем. Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые определены в приложении № 4 Правил. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.

Вместе с тем представленные материалы не содержат доказательств, свидетельствующих о выполнении ООО «Уралавтотранс» перечисленных пунктов Правил.

Напротив, согласно фотоматериалам, на транспортных средствах ООО «Уралавтотранс» установлены таблички с указанием маршрута и его номера, что в соответствии с п.29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, соответствует осуществлению перевозок транспортными средствами, используемыми для регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что пассажиры вносили плату за проезд соответствующую размеру тарифу на перевозку одного пассажира автомобильным транспортом на поселенческом маршруте городского сообщения, с применением билетов с нанесенной информацией «по договору с департаментом дорог и транспорта администрации г.Перми», при этом применялись льготные цены за проезд в зависимости от категорий граждан.

Доказательств, с достоверностью подтверждающих действительное осуществление на автобусах Общества заказных перевозок пассажиров, ООО «Уралавтотранс» суду не представило.

Изложенное свидетельствует о попытке ООО «Уралавтотранс» ввести суд в заблуждение для возможности осуществления незаконной деятельности по перевозке пассажиров по маршруту регулярного сообщения под видом иной экономической деятельности, в данном случае - под видом оказания услуг по заказной перевозке пассажиров по договорам фрахтования.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Пермского районного суда Пермского края от 25 сентября 2015 года по доводам апелляционной жалобы ООО «Уралавтотранс» оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: