ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14765/20 от 03.11.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Реутова А. А.

Дело № 33-14765/2020

66RS0001-01-2020-004249-69

2-4496/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 ноября 2020 года

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего Волковой Я. Ю.,

судей Мурашовой Ж. А.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Бурмасовой Н. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПасечной Р.Г. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 о признании решения незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 04 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Пасечная Р. Г. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 (далее по тексту-Управление социальной политики) о предоставлении мер социальной поддержки.

В обоснование иска указала, что с 16 апреля 1990 года по 18 ноября 1993 года, с 13 сентября 1999 года по 15 октября 2012 года она осуществляла трудовую деятельность в яслях-саде «Теремок» и МДОУ «Детский сад «Березка», находящихся в сельской местности (пос. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области).

С 22 мая 2005 года истец является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначенной в связи с достижением общего пенсионного возраста 55 лет.

До 06 марта 2020 года истец проживал в пос. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, ему предоставлялась мера социальной поддержки в виде предоставления компенсации на оплату коммунальных услуг. С 06 марта истец постоянно проживает в г. Екатеринбурге.

В апреле 2020 года Пасечная Р. Г обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением Управления социальной политики от 14 мая 2020 года в удовлетворении заявления ей было отказано в связи с тем, что меры социальной поддержки охватывают только территорию Свердловской области, не могут распространяться на работников Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

На основании изложенного истец Пасечная Р. Г. просила признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга от 14 мая 2020 года № 3066/5 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать ответчика выдать справку, удостоверяющую право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании заявления истца от 28 апреля 2020 года вх. № 2166 и представленных документов.

В судебном заседании сторона истца исковые требования поддержала.

Ответчик исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 04 августа 2020 года.

в удовлетворении исковых требований Пасечной Р. Г. отказано.

С таким решением истец не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Продолжает настаивать на праве на предоставление мер социальной поддержки.

Возражений на апелляционную жалобу не представлено.

В заседание судебной коллегии не явился ответчик, извещен публично в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пасечная Р. Г. проживала в пос. Ханымей Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, с 16 апреля 1990 года по 18 ноября 1993 года, с 13 сентября 1999 года по 15 октября 2012 года она осуществляла трудовую деятельность в яслях-саде «Теремок» и МДОУ «Детский сад «Березка», находящихся в сельской местности.

С 22 мая 2005 года истец является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ей предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации на оплату коммунальных услуг. В соответствии с распоряжением администрации вышеуказанного района от 23 марта 2020 года Пасечная Р. Г. была снята с учета как получатель возмещения расходов на оплату жилья, коммунальных услуг и топлива (ЖКВ) по причине выезде за пределы района. С 06 марта 2020 года истец постоянно проживает в г. Екатеринбурге.

В апреле 2020 года Пасечная Р. Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Заявление истца было рассмотрено Управлением социальной политики в рамках Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».

В ответ на обращение истца Управление социальной политики указало о том, что подача заявления посредством направления сообщения на электронную почту законом не предусмотрена. Более того истец не осуществлял трудовую деятельность в государственных образовательных организациях Свердловской области, а также муниципальных образовательных организациях Свердловской области, не является педагогическим работником государственных или муниципальных образовательных организаций Свердловской области, что исключает его право на предоставление мер социальной поддержки

Разрешая исковые требования, суд исходил из того, что истец не относится к категории педагогических работников, которым положена вышеуказанная льгота и ответчик обоснованно отказал ему в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку он не относится к кругу лиц, которым предоставляются льготы по закону за счет средств областного бюджета; истцом не соблюден установленный законом порядок обращения с соответствующим заявлением на право предоставления мер социальной поддержки.

С выводом суда об отсутствии у истца права на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг судебная коллегия согласиться не может.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».

Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подпункт «б» пункта 6 названного Постановления).

На педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 и подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 распространено пунктом 23 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения».

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», в подпункте «а» пункта 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (в ред. от 21 ноября 2019 года) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и педагогическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.

Мера социальной поддержки, указанная в части первой пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, устанавливается, в частности для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки, указанная в части первой настоящего пункта (абз. 3 п. 2 ст. 25 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области").

Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрена постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (далее - Порядок).

Указанный порядок устанавливает механизм назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законами Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», от 21 ноября 2012 года № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области», от 22 июля 1997 года № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области», от 14 июня 2005 года № 57-ОЗ «О социальной поддержке работников организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, подведомственных уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области в сфере ветеринарии», от 03 декабря 2014 года № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", устанавливающими меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан (п. 1).

В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в пункте 1 настоящего Порядка.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (пп. 2 п. 5 Порядка).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), и относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «б", "ж" части 1).

Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах единого союзного государства на постоянное место жительства в другой сельский (поселковый) населенный пункт был урегулирован вышеуказанными нормативными актами бывшего Союза ССР и Законом об образовании в прежней редакции и в редакции, действующей в настоящее время.

В дальнейшем советскими и российскими нормативными актами данный вопрос также решался положительно, порядок предоставления льгот не пересматривался и его правомерность не ставилась под сомнение какими-либо государственными органами.

При этом Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то обстоятельство, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, в силу чего осуществляемое бюджетное регулирование должно обеспечивать сбалансированность бюджетов всех уровней.

Таким образом, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объект полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки по сравнению с тем, что установлен действующим на федеральном уровне нормативно-правовыми актами.

Данная позиция изложена в ряде Определений Конституционного Суда РФ, в частности, в Определении от 01 апреля 2008 года № 480-О-П.

Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истицы педагогического стажа не менее 10 лет, проживание в сельской местности, независимо от субъекта Российской Федерации, получение требуемых ею мер социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

Совокупность указанных условий у истца имеется.

Вместе с тем, вышеуказанный вывод на правильность принятого решения не повлиял, поскольку истцом не соблюден установленный законом порядок обращения с соответствующим заявлением.

Согласно п. 7 постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 690-ПП заявление может быть подано в уполномоченный орган посредством личного обращения, направления по почте, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в форме электронных документов. В последнем случае заявление должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании простой электронной подписи заявление представляется на бумажном носителе в уполномоченный орган в течение пяти дней со дня подачи заявления.

В соответствии с п. 20 Административного регламента по предоставлению территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги «Выдача справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 20 апреля 2016 года № 154, заявление и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, указанные в пункте 18 настоящего Административного регламента, представляются в управление социальной политики посредством личного обращения заявителя, по почте, через МФЦ, либо с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, портала государственных и муниципальных услуг Свердловской области и других средств информационно-телекоммуникационных технологий, в случаях и порядке, установленных действующим законодательством, в форме электронных документов. При этом заявление и электронный образ каждого документа подписываются простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. При использовании простой электронной подписи заявление и другие документы, указанные в пункте 18 Административного регламента, представляются на бумажном носителе в течение пяти дней со дня подачи заявления.

По смыслу вышеуказанных норм закона подача заявления посредством направления сообщения на электронную почту ответчика, действующим законодательством не предусмотрена.

Как следует из материалов дела, истец с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, датированным 15 апреля 2020 года (л.д. 9), обратился посредством сообщения на электронную почту ответчика, что вышеуказанным требованиям закона не соответствует.

Именно данное обращение является предметом спора, истец в заседании судебной коллегии подтвердил, что с указанным заявлением обратился к ответчику с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки, на которое получен ответ 14 мая 2020 года. На наличие иных заявлений (обращений) о выдаче справки, удостоверяющей право на льготы, истец в обоснование иска не ссылался, в связи с чем доводы автора жалобы об обращении к ответчику 15 января 2020 года, ответ на которое не был получен, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 04 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий Волкова Я. Ю.

Судьи Мурашова Ж. А.

Редозубова Т. Л.