Дело №33-1476/2018 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Масловой Т.В., Романовой И.А.,
при секретаре Афанасьевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 марта 2018 года гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2017 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края – Заяц С.Б.,
установила:
Прокурор Хабаровского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий. В обоснование указал, что в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что Министерством природных ресурсов Хабаровского края границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы рек Малая Сита не установлены, границы водоохранных зон и границы прибрежной защитной полосы указанных рек на картографических материалах не отображены. Отсутствие описания и установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, нарушается водное законодательство и создается угроза нарушения прав граждан на безопасное нахождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и, как следствие, загрязнение водного объекта. Просил обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение одного года со дня вступления решения в законную силу: определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы рек Малая Сита, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы рек Малая Сита, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита, включая картографические материалы в отдел водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского БВУ для внесения их в государственный водный реестр; обязать Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу установить на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы рек Малая Сита, посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 октября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство водных ресурсов и Амурское Бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2017 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов Хабаровского края просит решение суда отменить. В обоснование указало, что в 2017 году на основании заключенного и исполненного государственного контракта от 30 мая 2017 года №33-05 Министерством установлены границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы р. Малая Сита с реестровым №6848, в том числе определена ширина водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы в соответствии со ст. 65 ВК РФ, описаны их границы, их координаты и опорные точки, границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы отображены на картографических материалах. Сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Малая Сита с реестровым №6848, включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр переданы в Амурское Бассейновое водное управление Росводресурс. Таким образом, требования п. 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 №17 Министерством исполнены. Следовательно, требования прокуратуры в данной части подлежали отклонению, как исполненные на дату вынесения решения. Относительно остальных требований прокурора по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы рек Малая Сита, Министерство предоставило доказательства процесса их исполнения, который идет в настоящее время. Суд применил утратившие силу нормы Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кроме того, применение норм, регулирующих порядок государственной регистрации, необоснованно, так как прокурор с требованиями о внесении сведения о границах в ЕГРН не обращался. Министерство не заявляло об отсутствии финансирования на проведение необходимых работ.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Федерального агентства водных ресурсов, Амурского Бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов не явились, о времени и месте судебного заседания были извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Хабаровском крае таким органом является Министерство природных ресурсов Хабаровского края, действующее на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 февраля 2009 г. N 49-пр.
Согласно п. 3.6.28 указанного Положения, Министерство природных ресурсов Хабаровского края осуществляет в пределах компетенции края установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос водных объектов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу пунктов 3, 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 года N 17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.
В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности.
Согласно п. 5(1) Правил границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218) в состав Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) входит в том числе реестр границ, в котором отображаются тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта; 2) описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N 218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 (далее - Правила).
Согласно пункту 22 Правил в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с информацией об обнаружении нефтемогильника в непосредственной близости от Большехихцирского заповедника прокуратурой Хабаровского края была проведена проверка, в ходе которой у Амурского бассейнового водного управления, Министерства природных ресурсов Хабаровского края были запрошены сведения о границах водоохранной зоны рек Малая Сита. Согласно представленным сообщениям Амурского бассейнового водного управления от 14.06.2017, Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 22.06.2017, данным государственного водного реестра, имеются две реки с названием Малая Сита под разными порядковыми номерами, в том числе: Малая Сита под номером 20030900112118100068427 (6842), которая является левобережным притоком р. Сита, длина реки составляет 25 км, Малая Сита под номером 20030900112118100068489 (6848), является левобережным притоком р. Сита, длина реки составляет 34 км. Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в соответствии с формой 2.13-гвр «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов» в государственном водном реестре по р. Малая Сита отсутствуют.
В соответствии с утвержденным Правительством Хабаровского края и согласованным 25 апреля 2017 года с Федеральным агентством водных ресурсов перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2017 году по Хабаровскому краю, предусмотрены мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита, Сита в пределах сельских поселений «Село Некрасовка», Дружбинское, Князе-Волконское Хабаровского края.
30 мая 2017 года между Министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО «Бюро кадастра недвижимости» заключен государственный контакт на выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита, Сита в пределах сельских поселений «Село Некрасовка», Дружбинское, Князе-Волконское Хабаровского края. Срок завершения работ установлен по 31.10.2017.
29 сентября 2017 года Министерство природных ресурсов Хабаровского края направило Федеральному агентству водных ресурсов сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита и Сита в соответствии с формой 2.13-гвр пункта 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов», включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Согласно представленным сведениям, установлено для правого берега реки Малая Сита (левый приток реки Сита, 24 км. от устья): ВОЗ 29,24 км., ПЗП 29,24 км. в границах сельского поселения «Село Некрасовка» и Дружбинского сельского поселения, общая протяженность реки 34 км., код водного объекта 20030900112118100068489 (л.д. 71).
В судебном заседании (протокол судебного заседания от 02.11.2017) представитель ответчика Министерства природных ресурсов Хабаровского края подтвердила, что сведения о границах внесены по одной из рек Малая Сита, мероприятия по установлению границ по другой реке Малая Сита запланированы на следующий год.
Из отзыва Министерства природных ресурсов следует и утвержденным Правительством Хабаровского края перечнем мероприятий с объемом финансирования на 2017 год подтверждается, что выделены субвенции из федерального бюджета для установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малая Сита в 2017 году.
Согласно Перечню мероприятий, направленных на достижение прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений по Хабаровскому краю в 2018 году, утвержденных Правительством Хабаровского края, предусмотрены мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос рек Малая Сита (приток №6848 реки Сита), Малая Сита (приток №6842 реки Сита) в 2018 году, их сметная стоимость, объемы финансирования.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 6, 26, 65 Водного кодекса Российской Федерации, Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 №17, Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 №49-пр, исходя из того, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы рек Малая Сита не установлены, на картографических материалах не отображены, что нарушает режим использования земельных участков в таких зонах, удовлетворил заявленные требования.
Соглашаясь с решением суда о возложении обязанности по установлению на всем протяжении в пределах Хабаровского края границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы рек малая Сита посредством размещения специальных информационных знаков, характерных точек рельефа, в местах пересечения указанных рек с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, судебная коллегия в части возложения обязанности на ответчика по определению ширины водоохоранной зоны и прибрежной защитной полосы, описания границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, определению координат, представлению сведений в государственный водный реестр в отношении двух рек Малая Сита не может согласиться ввиду следующего:
В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В пунктах 1, 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решения суда соответствует не в полном объеме.
Из данных государственного водного реестра следует, что реки Малая Сита имеют коды водных объектов: 20030900112118100068489, 20030900112118100068427.
Материалами дела достоверно подтверждено, истцом не оспаривалось, что ответчиком выполнены требования в отношении реки Малая Сита с кодом водного объекта 20030900112118100068489, проведены следующие мероприятия: определена ширина водоохраной зоны, ширина прибрежной защитной полосы, описаны границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координаты и опорные точки, разработаны картографические материалы. Указанные сведения о границах определенных ВОЗ и ПЗП р.Малая Сита с реестровым № 6848, включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр переданы в отдел водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского БВУ для внесения их в государственный водных реестр, что подтверждается письмом Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 29 сентября 2017 года (л.д. 90).
Таким образом, судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы в части исполнения указанных требований заслуживающим внимания.
С учетом исполнения обязанности ответчиком в добровольном порядке в отношении реки Малая Сита с реестровым № 6848, оснований для понуждения к исполнению указанной обязанности у суда не имелось, в связи с чем, в данной части решение подлежит отмене.
То обстоятельство, что прокурором предъявлены общие требования о возложении обязанности, без конкретизации указанной обязанности в отношении каждой из рек Малая Сита, не является основанием для удовлетворения судом требований в полном объеме, без учета исполнения обязанности в добровольном порядке ответчиком до вынесения судебного акта в отношении одной из рек Малая Сита.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в отношении остальных заявленных требований ответчиком ведутся работы, запланирован перечень мероприятий на 2018 год, в связи с чем в судебном порядке требовать совершения указанных действий нет необходимости, судебной коллегией отклоняются.
Материалами дела подтверждено невыполнение требований прокурора по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на дату вынесения решения в отношении второго водного объекта, как и невывполнение требований о размещении специальных инофрмационных знаков на всем протяжении в пределах Хабаровского края границы водоохранной зоны в отношении двух рек, что является основанием для возложения указанной обязанности на ответчика.
Довод апелляционной жалобы в обоснование незаконности обжалуемого решения на применение судом Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» в недействующей редакции, судебной коллегией отклоняется, т.к. ошибочное указание судом нормы закона в недействующей редакции не влияет на правильность выводов суда в части необходимости возложения неисполненной обязанности на ответчика и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом необоснованного возложения на ответчика исполненной обязанности в отношении одной из рек Малая Сита, решение суда подлежит отмене в части возложения обязанности в отношении реки Малая Сита с реестровым номером 6848.
В связи с частичной отменой решения, возложения судом обязанности на ответчика без конкретизации о понуждении действий в отношении каждой из рек Малая Сита, на ответчика надлежит возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6842, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6842, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малая Сита с реестровым номером 6842, включая картографические материалы в отдел водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского БВУ для внесения их в государственный водных реестр.
В остальной части оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 22 ноября 2017 года отменить в части удовлетворенных требований о возложении обязанности на Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6848, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6848, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малая Сита с реестровым номером 6848, включая картографические материалы в отдел водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского БВУ для внесения их в государственный водных реестр и в этой части вынести новое решение, которым в удовлетворении требований о возложении обязанности в отношении реки Малая Сита с реестровым номером 6848 отказать.
Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6842, в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малая Сита с реестровым номером 6842, их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах; предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Малая Сита с реестрвоым номером 6842, включая картографические материалы в отдел водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского БВУ для внесения их в государственный водных реестр.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края – без удовлетворения.
Председательствующий М.В.Гвоздев
Судьи Т.В.Маслова
И.А.Романова