Судья Окорокова Э.Н. дело № 33-1477
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2014 г. г.Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Ларионовой С.В., Зубовой Т.Н.
при секретаре Аксютич А.А.
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, действующего в интересах Ф-ных <...>, к администрации города Ливны, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области, Департаменту финансов Орловской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о включении в список детей-сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, и предоставлении жилого помещения,
по апелляционным жалобам Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Департамента финансов Орловской области
на решение Ливенского районного суда Орловской области от 26 марта 2014 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Ливны Орловской области принять Ф-ных <...> на учет как ребенка-сироту, имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда.
Обязать отдел опеки и попечительства администрации г. Ливны направить информацию с приложением необходимых документов в Департамент образования и молодежной политики Орловской области для формирования и включения Ф-ных <...> в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда,
Обязать Департамент образования и молодежной политики Орловской области включить Ф-ных <...> в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, с направлением в Департамент финансов Орловской области заявки на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Ф-ных <...> жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Обязать Департамент финансов Орловской области сформировать и распределить средства областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Ф-ных <...> жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию города Ливны Орловской области за счет выделенных денежных средств областного бюджета на очередной финансовый год, приобрести на территории города Ливны Ф-ных <...> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 28-33 кв.м и предоставить указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Старцевой С.А., представителя Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Департамента финансов Орловской области по доверенности ФИО1, поддержавшего апелляционные жалобы по изложенным в них доводам, возражения на жалобы старшего помощника прокурора Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Прокурор Орловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области обратился в суд с иском в интересах ФИО3 к администрации города Ливны, Департаменту образования и молодежной политики Орловской области о постановке на учет ФИО3 в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что ФИО3, в настоящее время отбывающий наказание в <...> области, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены в отношении него родительских прав.
На основании распоряжения администрации г. Ливны от 15.09.2008 № 509 ФИО3 находится на полном государственном обеспечении, за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее ему на праве долевой собственности, доля в праве - 1/5. По указанному адресу зарегистрированы 6 человек, общая площадь жилого помещения составляет 29,4 кв.м., реальная доля Фоминых составляет 5,88 кв.м, что меньше учетной нормы по г. Ливны, которая составляет 12 кв.м на одного человека.
В настоящее время ФИО3 не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и по отбытию срока наказания в исправительном учреждении не будет обеспечен жилым помещением в установленном законом порядке.
Ссылался также на то, что 21 июля 2014 года ФИО3 исполнится 18 лет, по достижению 18-летнего возраста он должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения, поскольку хотя он ранее и находился на полном государственном обеспечении на период обучения в БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта», но в связи с осуждением его к лишению свободы пребывание его в учебном учреждении было прекращено.
По изложенным основаниям просил суд обязать администрацию г. Ливны в лице отдела опеки и попечительства, внести ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, с последующим направлением в орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области для включения данных сведений в регистр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии в виде предоставления жилых помещений, обязать Департамент образования и молодежной политики Орловской области выделить денежные средства из бюджета Орловской области для приобретения ФИО3 на территории г.Ливны благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязать администрацию г. Ливны за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренных на эти цели, приобрести на территории г.Ливны ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 28-33 кв.м., и предоставить ему указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Уточнив исковые требования, окончательно просил суд: обязать Администрацию г. Ливны Орловской области принять Ф-ных <...> на учет как ребенка-сироту, имеющего право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда; обязать отдел опеки и попечительства администрации г. Ливны направить информацию с приложением необходимых документов в Департамент образования и молодежной политики Орловской области для формирования и включения Ф-ных <...> в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, обязать Департамент образования и молодежной политики Орловской области включить Ф-ных <...> в список детей- сирот, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, с направлением в Департамент финансов Орловской области заявки на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Ф-ных <...> жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязать Департамент финансов Орловской области сформировать и распределить средства областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения Ф-ных <...> жилым помещением специализированного жилищного фонда, обязать администрацию города Ливны Орловской области за счет выделенных денежных средств областного бюджета на очередной финансовый год, приобрести на территории города Ливны Ф-ных <...> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 28-33 кв.м и предоставить указанное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционных жалобах Департамента образования и молодежной политики Орловской области и Департамента финансов Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права в той части, в которой исковые требования были удовлетворены к ним как к ответчикам.
Ссылаются на то, что являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, так как в силу действующего законодательства они не наделены полномочиями по предоставлению жилья, которое указанной категории граждан предоставляется на основании решений органов местного самоуправления, являющихся надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Указывают на то, что главным распорядителем средств по данной статье расходов является Департамент образования и молодежной политики Орловской области, которым не осуществляется персонифицированного перечисления денежных средств муниципальным образованиям, в связи с чем решение суда в части возложения на Департамент финансов обязанности сформировать и распределить денежные средства для приобретения жилья непосредственно ФИО3 не основано на нормах права.
Отмечают, что понуждение к действию как способ защиты гражданских прав может быть реализован только при наличии бездействия, которого не было допущено со стороны Департамента образования и молодежной политики, который в силу закона ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ ( в ред. от 29.02.2012 N 15-ФЗ и от 02.07.2013 N 185-ФЗ ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, а именно, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 2.1. Закона Орловской области 06.12.2007 N 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Уполномоченный орган местного самоуправления:
- ежегодно в срок до 1 апреля текущего года представляет в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних,
информацию о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу ст. 3 данного Закона Орловской области вышеперечисленным гражданам, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту постановки их на учет общей площадью на одного человека не менее 28 - 33 квадратных метров.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Орловской области формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних, на основании информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представляемой уполномоченными органами местного самоуправления ежегодно в срок до 1 апреля текущего года.
Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних, на основании списка ежегодно в установленный законодательством Орловской области срок направляет в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативно-правового регулирования, а также правоприменительные функции в сфере бюджетной политики, заявку на формирование и распределение средств областного бюджета на очередной финансовый год для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 5 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 06.03.2013) предусмотрено, что расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии со ст. 9 того же Закона финансовое обеспечение переданных государственный полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Из материалов дела следует, что родителями ФИО3, <дата>, уроженца в г. Ливны Орловской области, являются ФИО4 и ФИО5
На основании договора на передачу в собственность граждан от 29.01.1999 г. (л.д. 13), квартира №, расположенная по адресу: <адрес> передана в равную общую долевую собственность ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО3
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 14.08.2008 ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении сына ФИО3
В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий вышеприведенного жилого помещения от 07 марта 2013 года, закрепленного за несовершеннолетним ФИО3, в квартире зарегистрированы 6 человек, в том числе ФИО3 и его мать- ФИО4, которая лишена в отношении него родительских прав.
Согласно данным, предоставленным управляющей компанией - МУП «Жилсервис», площадь указанной квартиры составляет 28,7 кв.м.
Распоряжением администрации г. Ливны от 15.09.2008 ФИО3 признан нуждающимся в государственной поддержки, и определен в областное государственное учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По материалам дела также установлено, что с 17.0.2008 по 13.01.2011 ФИО3 являлся воспитанником КОУ ОО «Некрасовская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 13.01.2011 по 30.08.2012 являлся воспитанником Тельченской специальной (коррекционной) школы- интерната № 9 и находился на полном государственном содержании, в период с 01.09.2012 по 30.06.2013 обучался в БОУ ОО СПО «Орловский техникум агротехнологии и транспорта».
Из справки <...> следует, что ФИО3 осужден приговором Советского районного суда г. Орла по ст. <...>, начало срока- 16.09.2013, конец срока- 13.03.2014.
Из материалов дела также следует, что у ФИО3 на праве собственности отсутствует какое-либо иное жилое помещение помимо приведенного выше, между тем в администрации г. Ливны на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей ФИО3 не состоит.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что у ФИО3, являющегося ребенком – сиротой, не имеется возможности проживания в закрепленном за ним жилом помещении в виду того, что приходящая на его долю площадь составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, в связи с чем у него возникло право на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда и поэтому правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав каждого из ответчиков совершить предусмотренные нормами действующего законодательства действия, направленные на реализацию права ФИО3 на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с изложенным доводы подателей апелляционных жалоб о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, а также о том, что понуждение к действию как способ защиты гражданских прав может быть реализован только при наличии бездействия, которого ими допущено не было, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.
Не могут повлечь отмену решения суда и остальные доводы подателей жалоб, как не имеющие правового значения для рассмотрения данного по существу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 26 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента образования и молодежной политики Орловской области, Департамента финансов Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи