Судья Варсанофьева С.Г. Дело № 33-1478/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«11» июля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Лепиной Л.Л. и Пелевиной Н.В.,
при секретаре Стакиной Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. и директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Замураева И.Н. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 28 апреля 2016 года, которым удовлетворены исковые требования Ершова В.С. к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии, и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязан произвести перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии Ершову В.С. с 11 ноября 2015 года как лицу, замещавшему государственную должность в период с 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения представителя ответчика - департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирновой Е.Б., представителя третьего лица - администрации Костромской области Поройковой С.В., истца Ершова В.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ершов В.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что с 03 июля 2000 года по 07 декабря 2007 года работал в администрации Костромской области, с 01 июня 2004 года занимал должность государственной гражданской службы руководителя аппарата администрации области. В связи с принятием Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 340-ЗКО «О Реестре государственных должностей Костромской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области» 24 декабря 2005 года он был переведен на государственную должность руководителя аппарата администрации Костромской области, и его должностные обязанности были значительно расширены. Так, в его обязанности стало входить курирование управления государственной службы, управления по работе с силовыми структурами области, управления по работе с муниципальными образованиями и общественными объединениями, то есть фактически он выполнял обязанности заместителя губернатора области. 01 июля 2007 года распоряжением губернатора он был снова назначен на должность государственной гражданской службы руководителя аппарата администрации области. 15 февраля 2008 года ему назначена страховая пенсия по старости, при этом при назначении пенсии период его работы на государственной должности учтен не был, пенсия ему назначена как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Костромской области. 10 ноября 2015 года он обратился в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в связи с замещением с 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года государственной должности, однако письмом от 28 декабря 2015 года в назначении доплаты к пенсии ему отказано в связи с отсутствием с 09 июля 2007 года в реестре государственных должностей должности руководителя аппарата администрации. С таким отказом он не согласен, так как факт замещения им государственной должности Костромской области подтвержден его трудовой книжкой и никем не оспаривается. С учетом изложенного просил обязать департамент по труду и социальной защите населения Костромской области вернуться к рассмотрению его заявления от 10 ноября 2015 года и произвести перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии как лицу, замещавшему государственную должность Костромской области.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области Афанасьев А.П., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и недоказанность установленных судом обстоятельств, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе Ершову В.С. в удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает, что, принимая решение по делу и делая вывод о том, что Ершов В.С. в период с 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года замещал государственную должность Костромской области, суд основывался лишь на объяснениях истца и показаниях допрошенных по его ходатайству свидетелей, при этом оставил без внимания то обстоятельство, что занимаемая Ершовым В.С. должность руководителя аппарата Костромской области в качестве государственной должности Костромской области Уставом области не утверждалась; в перечень государственных должностей области, приведенный в статье 3 Закона Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области», указанная должность не включена; объем полномочий и размер оплаты труда Ершова В.С. на протяжении 2005-2007 годов оставались неизменными. В этой связи считает, что правовых оснований полагать, что истец занимал государственную должность Костромской области и в связи с этим имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, отмечает, что, возлагая на департамент по труду и социальной защите населения Костромской области обязанность произвести перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии, суд не указал, денежное содержание по какой из государственных должностей Костромской области необходимо взять за аналог при расчете доплаты к пенсии, и не учел, что ежемесячная доплата истцу до настоящего времени не назначена, вследствие чего принял заведомо неисполнимое решение о ее перерасчете.
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Замураева И.Н., который также считает решение суда незаконным и просит его отменить.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы администрации Костромской области Ершов В.С. полагает решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представители департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Смирнова Е.Б. и администрации Костромской области Поройкова С.В. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Истец Ершов В.С. полагал жалобы необоснованными, просил в их удовлетворении отказать, а решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, пенсионное дело Ершова В.С., обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в период с 03 апреля 2000 года по 07 декабря 2007 года Ершов В.С. работал в администрации Костромской области, с 01 июня 2004 года - в должности руководителя аппарата администрации области.
Распоряжением губернатора Костромской области № 1651-р от 07 декабря 2007 года истец освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Костромской области в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
16 января 2008 года Ершову В.С. назначена государственная пенсия по старости, к которой распоряжением губернатора Костромской области от 07 февраля 2008 года № 137-р с 17 января 2008 года Ершову В.С. как лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы Костромской области руководителя аппарата администрации Костромской области, исходя из его стажа государственной гражданской службы продолжительностью 25 лет, установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по стрости 75 процентов среднемесячного денежного содержания.
10 ноября 2015 года Ершов В.С. обратился в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства (который постановлением губернатора Костромской области от 27 ноября 2015 года № 220 переименован в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области) с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, замещавшему государственную должность Костромской области в период с 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года.
Письмом первого заместителя директора департамента от 28 декабря 2015 года № 7731-08-02 Ершову В.С. сообщено, что в установлении доплаты к пенсии как лицу, замещавшему государственную должность, ему отказано, поскольку в соответствии с Законом Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области» замещаемая им в период 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года должность руководителя аппарата администрации Костромской области не является государственной должностью Костромской области.
16 февраля 2016 года Ершов В.С. обратился в суд с настоящим иском о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии как лицу, замещавшему государственную должность Костромской области.
Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что Ершов В.С. имеет право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицо, замещавшее государственную должность Костромской области.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует обстоятельствам дела и судебная коллегия с ним соглашается.
Делая вывод о праве Ершова В.С. на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, суд первой инстанции подробно проанализировал нормы как действующего законодательства Костромской области, так и законодательства, действовавшего в период замещения истцом должности руководителя аппарата администрации Костромской области и на момент его увольнения, и обоснованно исходил из того, что в период с 24 декабря 2005 года по 01 июля 2007 года должность руководителя аппарата администрации Костромской области Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 340-ЗКО «О реестре государственных должностей Костромской области и реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области» была отнесена к государственным должностям Костромской области, что дает истцу право на получение гарантий, связанных с ее замещением.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области» гражданин Российской Федерации, не менее одного года замещавший государственную должность (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве лица, замещавшего государственную должность, были прекращены досрочно в связи с виновными действиями), имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Порядок определения размера данной доплаты прописан в части 2 указанной статьи и связан с размером ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещавшего государственную должность.
При этом согласно части 7 статьи 14 этого же Закона порядок расчета ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения, установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии, выплаты, перерасчета (индексации) ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, устанавливаются администрацией Костромской области.
Такой Порядок утвержден постановлением Администрации Костромской области от 28 декабря 2011 года № 548-а.
В силу пункта 6 Порядка лицу, замещавшему государственную должность Костромской области, полномочия которого были прекращены до вступления в силу части 7 статьи 14 Закона Костромской области «О государственных должностях Костромской области», расчеты ежемесячного денежного вознаграждения и ежемесячного денежного поощрения производятся в соответствии с законодательством Костромской области, действовавшим на момент прекращения лицом, замещавшим государственную должность Костромской области, своих полномочий.
Закон Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области» вступил в силу с 11 июля 2007 года.
Ершов В.С. прекратил исполнение обязанностей по замещаемой государственной должности с 01 июля 2007 года, то есть до вступления в действие названного закона.
На тот момент условия и порядок установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Костромской области, были регламентированы Законом Костромской области № 3-ЗКО от 29 марта 2001 года «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Костромской области и государственные должности государственной службы Костромской области», а порядок начисления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты - Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности, должности государственной службы и должности государственных служащих Костромской области, являющимся приложением к названному Закону.
Названное Положение, утратившее силу с 01 января 2012 года, согласно подпункту «б» его пункта 1 распространялось и на лиц, замещавших на 10 апреля 1996 года и позднее государственные должности Костромской области, которые были предусмотрены, в том числе, Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 340-ЗКО «О Реестре государственных должностей Костромской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области».
Таким образом, действующим региональным законодательством гарантии, связанные с замещением государственных должностей, предусмотрены не только для лиц, замещавших государственные должности, перечисленные в Законе Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области», но и для лиц, замещавших должности, отнесенные к государственным законодательством Костромской области, действовавшим до вступления в силу названного Закона.
Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 340-ЗКО «О Реестре государственных должностей Костромской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области» должность руководителя аппарата администрации Костромской области, которую замещал Ершов В.С., была отнесена к государственным должностям и значилась в Реестре государственных должностей Костромской области до 01 июля 2007 года.
Так как Ершов В.С. замещал указанную выше должность более года, вывод суда о том, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Костромской области от 09 июля 2007 года № 175-4-ЗКО «О государственных должностях Костромской области» он имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, является правильным.
Доводы апелляционных жалоб о том, что замещаемая истцом должность не может считаться государственной должностью, поскольку не утверждалась в качестве таковой Уставом Костромской области, тогда как согласно части 1 статьи 1 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года № 340-ЗКО «О Реестре государственных должностей Костромской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Костромской области» государственной должностью является лишь та, которая одновременно утверждена и Уставом Костромской области, и законом Костромской области, несостоятельны, поскольку из названной статьи Закона Костромской области такого вывода не следует.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб, направленные на оспаривание вывода суда о праве истца на доплату к пенсии в связи с замещением государственной должности, ошибочны, основаны на неверном толковании законодательства и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Между тем решение суда подлежит отмене в силу следующего.
Сделав вывод о праве Ершова В.С. на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости как лицу, замещавшему государственную должность Костромской области, суд обязал ответчика произвести Ершову В.С. перерасчет указанной доплаты с 10 ноября 2015 года.
При этом суд не учел, что 07 декабря 2012 года истец был уволен с государственной гражданской службы Костромской области, а не с государственной должности Костромской области, и распоряжением Губернатора Костромской области от 07 февраля 2008 года ежемесячная доплата к получаемой им в Управлении ПФР по г.Костроме и Костромскому району пенсии по старости была назначена ему на основании его заявления от 16 января 2008 года как лицу, уволенному с государственной гражданской службы, в соответствии с Законом Костромской области от 29 марта 2001 года № 3-ЗКО «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Костромской области и государственные должности государственной службы Костромской области».
Данный закон утратил силу с 01 января 2012 года, и с этого времени Ершов В.С. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года № 666-4-ЗКО «О государственном пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих Костромской области». Данная пенсия выплачивается ему взамен ранее назначенной доплаты на основании части 1 статьи 11 названного Закона.
Предусмотренная статьей 14 действовавшего на момент увольнения истца и действующего в настоящее время Закона Костромской области № 175-4-ЗКО от 09 июля 2007 года «О государственных должностях Костромской области» ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости как лицу, не менее одного года замещавшему государственную должность, назначение которой в силу части 5 этой же статьи носит заявительный характер, Ершову В.С. не назначалась, и до 10 ноября 2015 года он за такой доплатой не обращался.
Получаемая Ершовым В.С. пенсия за выслугу лет государственной гражданской службы и ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, замещающим государственные должности, являются разными видами пенсионного обеспечения и имеют различные основания и условия их назначения.
По смыслу закона перерасчет, то есть пересмотр размера, производится в отношении ранее назначенных выплат в связи с изменением обстоятельств, послуживших основанием для назначения выплат, или условий, влияющих на размер таких выплат.
Поскольку Ершову В.С. ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости как лицу, не менее одного года замещавшему государственную должность, не назначалась и не выплачивалась, она не может быть и пересчитана.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Истцом заявлены требования именно о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии, которая, как указано выше, ему не назначалась, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету такой доплаты у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе Ершову В.С. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 28 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ершова В.С. к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи: