ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14807 от 06.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Каплеев В.А. 24RS0017-01-2021-003181-96

Дело № 33-14807

А-2.209

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Деева А.В.

судей Левицкой Ю.В., Охременко О.В.

при ведении протокола помощником судьи Чикун О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» об устранении требований воздушного законодательства при подготовке пилотов

по апелляционной жалобе представителя АО «Авиакомпания «НордСтар» - Санниковой О.А.

на решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 18 августа 2021 года, которым постановлено:

«Иск Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» удовлетворить.

Признать незаконными действия Акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар», выразившиеся в самостоятельной подготовке (периодической наземной подготовке, подготовке по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289.

Запретить Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» осуществлять подготовку (периодическую наземную подготовку, подготовку по управлению ресурсами кабины экипажа, перевозке опасных грузов и авиационной безопасности) членов летного экипажа воздушных судов до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «НордСтар» в доход бюджета муниципального образования г.Красноярск государственную пошлину в размере 300 рублей.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к АО «Авиакомпания «НордСтар» об устранении нарушений требований воздушного законодательства. Требования мотивировал тем, что в результате проведения Красноярской транспортной прокуратурой проверки соблюдения требований воздушного законодательства при подготовке пилотов установлено, что ответчиком разработана программа периодической наземной подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденная Красноярским МТУ Росавиации 18.07.2018 года. В период с 2018 по 2020 годы ответчиком при отсутствии сертификата авиационного учебного центра (АУЦ) самостоятельно осуществлены подготовка и тренировка пилотов воздушных судов, которым по окончании обучения выданы зачетные ведомости, подтверждающие успешное прохождение обучения. 27.02.2020 г. Красноярским транспортным прокурором внесено представление об устранении указанных нарушений, которое оставлено без удовлетворения. По утверждению истца, при наличии разработанной ответчиком программы, в рамках которой проводится обучение (подготовка) пилотов, авиакомпания обязана получить сертификат авиационного учебного центра, что будет отвечать требованиям положений п.3 ст.8 ВК РФ. Действиями ответчика нарушаются требования воздушного законодательства, регламентирующего подготовку пилотов, создаются угрозы возникновения авиационных событий в связи с ненадлежащей подготовкой пилотов, и как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просил признать незаконными действия АО «АК «НордСтар», запретить ответчику осуществлять подготовку пилотов авиакомпании без сертификата, подтверждающего соответствие ответчика требованиям Федеральных авиационных правил, утвержденным Приказом Минтранса России от 29.09.2015 года №289.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель АО «Авиакомпания НордСтар» - Санникова О.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В доводах жалобы указывает, что Приказом Минтранса России №399 от 02.10.2017 г. утверждены Федеральные авиационные правила, согласно которым целью осуществления разработанной авиакомпанией программ наземной и летной подготовки является поддержание требуемой квалификации авиационного персонала, а не получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретение новой квалификации. Кроме того, оспаривает выводы суда о том, что осуществляемая ответчиком деятельность по поддержанию полученной в образовательных организациях квалификации пилотов является обучением. Полагает, что при разрешении заявленных исковых требований не подлежали применению ФЗ «Об образовании в РФ» и Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Минтранса России от 29.09.2015 года №289.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Министерства транспорта РФ, извещался о рассмотрении дела заказным письмом (т.2, л.д.191), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного о слушании дела.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя АО «Авиакомпания НордСтар» - Санниковой О.А., объяснения прокурора – Тодинова А.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п.2 ст. 2 ВК РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.3 ст.8 ВК РФ образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Пунктами 2, 3, 4 статьи 54 ВК РФ предусмотрено, что требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 ВК РФ свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пунктами 5–7 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 года №289, запрещено осуществлять обучение авиационного персонала в отсутствие выданного Федеральным агентством воздушного транспорта сертификата, а также предусмотрено, что сертификат авиационного учебного центра (АУЦ) должен находиться по месту осуществления основной деятельности АУЦ и предъявляется по требованию уполномоченных органов в области гражданской авиации или заказчиков (получателей) услуг АУЦ. Неотъемлемой частью сертификата АУЦ является приложение к сертификату АУЦ.

Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта.

В соответствии с положениями п.1 Приказа Минтранса России от 04.08.2015 года №240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» к категории специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации относятся, в том числе, пилоты, т.е. лица, осуществляющие пилотирование воздушным судном.

Также Приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128 утверждены Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее также ФАП №128), пунктом 5.84 которых предусмотрено, что эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Статьей 85 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации; согласно данной статье в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации реализуются в том числе дополнительные профессиональные программы. Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в соответствии с программами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, могут устанавливаться в части, не противоречащей данному Федеральному закону, особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта.

В силу п.п.1,2 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, которыми установлено, что АО «Авиакомпания «НордСтар» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.09.2002 года администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Статьей 2.1 Устава АО «АК «НордСтар», утвержденного решением №13 от 30.09.2019 единственного акционера АО «Норильский комбинат», предусмотрено, что к основным видам деятельности авиакомпании относится выполнение авиаперевозок пассажиров, почты, грузов на внутренних и международных авиалиниях.

Сертификатом эксплуатанта подтверждается, что АО «АК «НордСтар» предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки.

В материалы дела представлена программа АО «АК «НордСтар» периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (летные экипажи), утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация 18.07.2018 г., целью реализации которой является формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в качестве пилота ВС Boeing–737-300/400/500 (Classic-CL); ВС Boeing–737-600/700/800//900/900ER; ВС Boeing–737-8; ВС ATR-42-500.

Пунктом 1.1.2 Программы предусмотрено, что она предназначена для периодической подготовки пилотов ВС, проходивших обучение по специальной профессиональной подготовке в учебных заведениях или образовательных учреждениях дополнительного образования ГА РФ, имеющих свидетельства/сертификаты, выданные полномочным органом ГА России, и выполняющие полеты на изучаемом типе ВС, либо имеющие перерывы в летной работе или в полетах на данном типе ВС в пределах, установленных действующим законодательство РФ в области ГА.

В качестве нормативно-правовой основы разработки указанной программы в ней указаны в том числе ВК РФ, ФАП №128 и ФАП №399, а также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно п.1.11 данной Программы ее реализация должна обеспечить выполнение целей теоретической и практической подготовки летного состава и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.

Пунктом 1.1.3 Программы предусмотрено, что допускается проведение подготовки летного состава по программам, разработанным в сертифицированных АУЦ и удовлетворяющим требованиям Авиакомпании, которые изложены в Программе (Глава 4). Программы, разработанные АУЦ, должны быть рассмотрены и утверждены на Летно-методическом совете.

Программой предусмотрены различные формы подготовки и формы контроля результатов подготовки в зависимости от модулей программы.

Суду также представлена программа тренажерной подготовки пилотов ВС Боинг-737, утвержденная руководителем Красноярского МТУ Росавиация 31.03.2021 года. Указанная программа имеет сходную структуру, ссылки на нормативные акты и основные положения о целях и результатах проводимой подготовки.

Согласно представленным в материалы дела зачетным ведомостям в АО «АК «НордСтар» в период с 2018 по 2020 годы обучались пилоты воздушных судов по различным модулям вышеуказанной Программы периодической наземной подготовки специалистов, согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации.

30.01.2020 г. заместителем Красноярского транспортного прокурора принято решение о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар» в области исполнения законодательства о безопасности полетов. В адрес авиакомпании направлено требование о предоставлении документов по факту сработавшей 22.01.2020 года сигнализации по причине неисправности системы электронного управления силовых установок воздушного судна Боинг 737-800 (опознавательный знак VQ-BPM), выполнявшего рейс № 208. В ответе авиакомпания представила документы в области соблюдения законодательства о безопасности полетов.

По результатам проверки 27.02.2020 г. Красноярской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «АК «НордСтар» внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе, в части осуществления подготовки и тренировки членов экипажа воздушного судна Боинг 737-800, а также других пилотов, в 2018-2019 годах при отсутствии сертификата АУЦ.

На указанное представление АО «АК «НордСтар» дан ответ от 27.07.2020 г., вкотором указано, что авиакомпания не осуществляет образовательную деятельность, и согласно разъяснениям Минтранса России в воздушном законодательстве РФ не содержится положений, ограничивающих проведение авиакомпанией подготовки членов летных экипажей без привлечения АУЦ.

09.11.2020 г. Красноярским транспортным прокурором вновь вынесено решение о проведении проверки в отношении АО «АК «НордСтар», в рамках проведения которой прокурором направлено требование о предоставлении информации и документов, в том числе программы подготовки членов экипажей, а также документов, подтверждающих прохождение пилотами теоретической, практической и тренажерной подготовки в 2019-2020 годах.

АО «АК «НордСтар» представлены программы подготовки, списки членов летных экипажей с указанием дат прохождения подготовки и наименования образовательных организаций с указанием направлений подготовки и видов тренажеров, при этом доказательств получения АО «АК «НордСтар» сертификата АУЦ не представлено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность, которую собственными силами осуществляет АО «АК «НордСтар», в соответствии с программами подготовки, подлежит осуществлению только при наличии сертификата АУЦ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что целью осуществления разработанной АО «АК «НордСтар» программ наземной и летной подготовки является поддержание требуемой квалификации авиационного персонала, а не получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретение новой квалификации, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку в программу включены все типовые составляющие процесса обучения: лекции (в том числе с аудиторной формой занятий), практические задания, тестирование, зачеты и экзамены.

Таким образом, деятельность по подготовке и обучению, которая проводится авиакомпанией в целях исполнения ФАП №128, должна отвечать требованиям ФАП №289. Данная деятельность является именно обучением специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, следовательно, АО «АК «НордСтар» как организация, осуществляющая обучение собственными силами, в соответствии с положениями п.2 ст.54 ВК РФ и п.6 ФАП №289 не имеет права осуществлять обучение специалистов без сертификата АУЦ.

При этом, судом первой инстанции обоснованно учтено, что о взаимозаменяемости программ обучения (подготовки) в сертифицированных АУЦ и в УМЦ АО «АК «НордСтар» говорит и представленный список членов летных экипажей с данными о прохождении подготовки. Один и тот же курс подготовки (например, по авиационной безопасности) согласно данного списка разные пилоты (например, Анетько А.К. и Бессонов К.А.) проходили: один в сертифицированном АУЦ (ЧПОУ «Авиашкола Аэрофлота»), второй – в УМЦ АО «АК «НордСтар», и дляавиакомпании оба пилота в равной степени считаются прошедшими подготовку по данному курсу, как того требует п. 5.84 ФАП №128.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о разработке ответчиком программы в соответствии с ФАП №399, указанные правила не регламентируют содержание подготовки членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.

Не могут быть приняты доводы жалобы о наличии установленной авиационными правилами обязанности ответчика по проведению подготовки, поскольку указанные авиационные правила закрепляют обязанность авиакомпании разработать программу подготовки, не допускать до работы сотрудников, не прошедших подготовку, но не устанавливает обязанность ответчика самостоятельно осуществлять подготовку, без привлечения АУЦ или получения сертификата АУЦ.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в самостоятельной подготовке членов летного экипажа воздушных судов без получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с Федеральными авиационными правилами, утвержденными Приказом Минтранса России от 29.09.2015 №289, и о запрете осуществления такой подготовки до получения сертификата авиационного учебного центра, выданного в соответствии с ФАП.

Доводы апелляционной жалобы представителя АО «Авиакомпания «НордСтар» - Санниковой О.А. являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 18 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя АО «Авиакомпания ­ - «НордСтар» - Санниковой О.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 07.12.2021 г.