ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1480/2017 от 13.03.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Черникова О.В. Дело № 33-1480/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Е.А.,

судей Ауловой Т.С., Ошманкевича Р.А.,

при секретаре Калинкович И.С.,

рассмотрела в судебном заседании 13 марта 2017 года гражданское дело по апелляционному представлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года, по которому

В удовлетворении исковых требований Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО» о наложении запрета осуществлять эксплуатацию одноэтажного бревенчатого дома размерами 8*4м, бревенчатой бани размерами 4*3м, сарая, навеса, туалета, находящихся на 65 км выше устья реки ... на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в районе точек с координатами ... до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации и согласования осуществляемой в границах водоохраной зоны реки ... деятельности с Федеральным агентством по рыболовству, а также об обязании осуществить снос бревенчатой бани размерами 4*3 м, - отказано.

Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., прокурора Селюкова Д.Э., представителя ООО «ЭКО» ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЭКО» об установлении запрета в эксплуатации строений: одноэтажного бревенчатого дома размерами 8*4 м, бревенчатой бани размерами 4*3м, сарая, навеса, туалета, строящегося бревенчатого сруба размерами 10*10 м, расположенных на 65 км выше устья реки ... на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в районе точек с координатами ... и об обязании осуществить снос указанных самовольных построек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Республике Коми Двинско- Печорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству РФ.

В последующем прокурором исковые требования уточнил и просил запретить ООО «ЭКО» осуществлять эксплуатацию одноэтажного бревенчатого дома размерами 8*4м, бревенчатой бани размерами 4*3м, сарая, навеса, туалета, находящихся на ... на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в районе точек с координатами ... до получения Обществом положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации и согласования осуществляемой в границах водоохраной зоны ... деятельности с Федеральным агентством по рыболовству, обязать ООО «ЭКО» осуществить снос бревенчатой бани размерами 4*3 м, находящейся на 65 км выше устья реки ..., на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в районе точек с координатами ... В остальной части прокурором заявлен отказ от исковых требований.

В обоснование требований иска прокурор указал, что в ходе рассмотрения дела установлено, что строящийся бревенчатый сруб размерами 10*10 м расположен вне границ участка, предоставленного ООО «ЭКО» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГ Согласно результатов экспертизы, проведенной ООО «ПК Проект Консалтинг», а также в соответствии с заключением Службы Республики Коми стройжилтехнадзора бревенчатый дом размерами 8*4 м, бревенчатая баня размерами 4*3м, сарай, навес, туалет являются временными строениями, оснований для их сноса как самовольных построек в порядке, предусмотренном статьей 222 Гражданского кодекса РФ, не имеется. Однако эксплуатация указанных построек в границах особо охраняемой природной территории- государственного ихтиологического заказника республиканского значения «Вымский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы их проектной документации, а также осуществление ООО «ЭКО» хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки ... без согласования с Федеральным агентством по рыболовству является грубым нарушением требований пункта 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174 «Об экологической экспертизе», статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и недопустима.

Бревенчатая баня, находящаяся в ..., согласно акту Княжпогостского районного комитета по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГ, находится в границах береговой полосы реки ....

Учитывая положения статьи 6 Водного кодекса РФ и, что береговая полоса составляет 20 м, прокурор считает, что строение бани находится в границах береговой полосы водного объекта, подлежащего особой правовой охране реки ..., в связи с чем ответчик нарушает право на свободный доступ граждан к водному объекту и береговой полосе реки ..., а следовательно, строение подлежит сносу. При этом временный характер возведенного строения для решения вопроса о его сносе правового значения не имеет, поскольку правовым основанием для освобождения береговой полосы выступают положения статей 60,62, 76 Земельного кодекса РФ и статьи 6 Водного кодекса РФ.

Суд принял приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просит в апелляционном представлении Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дел, что постановлением Совета Министров Коми АССР от 26.09.1989 № 193 «Об организации новых заказников и памятников природы в Коми АССР» учрежден Государственный природный ихтиологический заказник республиканского значения «Вымский», который относится к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения.

На основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГ Комитет лесов Республики Коми предоставил, а ООО «ЭКО» принял в аренду сроком на 10 лет (до ДД.ММ.ГГ) лесной участок площадью ... га, расположенный на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» с кадастровым номером ... для осуществления рекреационной деятельности.

Во исполнение пункта 4.4.5 договора, ООО «ЭКО» разработан проект освоения лесов, который прошел в Комитете лесов Республики Коми государственную экспертизу и получил положительное заключение, утвержденное приказом Комитета лесов Республики Коми от ДД.ММ.ГГ.

На арендованном лесном участке, а именно на ... км выше устья реки ... на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество» в районе точек с координатами .... находятся строения: одноэтажный бревенчатый дом размерами 8*4м, бревенчатая баня размерами 4*3м, сарай, навес, туалет.

Согласно информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ФГБУ «Комирыбвод», указанные строения расположены на левом берегу реки ... на ... км выше от устья на территории ... лесничества ГУ РК «Железнодорожное лесничество»; левый берег коренной, высокий. Для реки ... установлены водоохраная зона шириной 200м и прибрежная защитная полоса -50м.

В положении о государственном природном ихтиологическом заказнике республиканского значения «Вымский», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Коми от 01.03.1993 № 110, указано, что территории заказника запрещается, в том числе, строительство туристических объектов в капитальном исполнении. На территории заказника без нанесения ущерба его природному комплексу разрешаются в установленном порядке: лесоустройство, рубки ухода и санитарные рубки; сбор грибов и ягод; сенокошение; любительская охота; любительский и спортивный лов рыбы; прокладка туристических маршрутов; использование маломерного флота с ограничениями, установленными правилами рыболовства; строительство временных сооружений, связанных с ведением лесного, охотничьего, рыболовного хозяйства и использованием рекреационных ресурсов заказника, а также его охраной.

Вступившим в законную силу решением ... от ДД.ММ.ГГ по административному делу прокурору было отказано в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Коми о признании незаконным действий должностных лиц Комитета лесов Республики Коми в утверждении положительного заключения государственной экспертизы освоения лесов ООО «ЭКО», о признании недействительным приказа руководителя Комитета лесов Республики Коми от ДД.ММ.ГГ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «ЭКО».

Согласно результатов экспертизы, проведенной ООО «ПК Проект Консалтинг», а также в соответствии с заключением Службы Республики Коми строжилтехнадзора бревенчатый дом размером 8*4м., бревенчатая баня размером 4*3м. сарай, навес, туалет являются временными строениями, возведены ответчиком в соответствии с условиями проекта освоения лесов, и не относятся к объектам капитального строительства, являются временными, строительство которых в лесах, в том числе на территории государственном природном ихтиологическом заказнике республиканского значения «Вымский», при осуществлении рекреационной деятельности допускается.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство временных объектов на землях особо охраняемых природных территориях допускается и поскольку спорные строения ответчиком возведены в соответствии с условиями проекта освоения лесов, то в силу положений пункта 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза регионального уровня таких объектов не проводится, согласование Федеральным агентством по рыболовству строительство временных объектов и разрешенное использование ответчиком лесного участка в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не требуется.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно статье 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (часть 3).

В силу статьи 10 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4.1 статьей 12 настоящего Закона предусмотрено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено статьей 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 указанной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Экспертиза проводится в отношении проектной документации, подготовленной для осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Проектная документация, не предусматривающая выполнение таких работ, не подпадает под нормы Кодекса и экспертизе не подлежит.

Согласно статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, которыми Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, проектная документация которых является объектом государственной экологической экспертизы; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.

Поскольку, строительство временных объектов на землях особо охраняемых природных территориях допускается законодательством Российской Федерации, то в силу положений пункта 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза регионального уровня таких объектов не производится, а требования прокурора о наличии у ответчика обязанности по получению согласования Федерального агентства по рыболовству эксплуатацию спорных строений и осуществление ответчиком деятельности в водоохранной зоне ... не основаны на нормах действующего законодательства.

В обоснование требований о сносе бревенчатой бани, прокурор в исковом заявлении указал, что возведение ООО «ЭКО» спорного объекта некапитального строительства в границах береговой полосы ... нарушает предусмотренное ст. 6 ВК РФ право на свободный доступ граждан к водному объекту береговой полосы ..., а следовательно, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (часть 6).

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (часть 8).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Ширина водоохранной зоны морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы за пределами территорий городов и других поселений устанавливаются от соответствующей береговой линии. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (части 1, 3, 4 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Согласно акту , составленного ДД.ММ.ГГ Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором, строение бани, как и другие строения, находятся в пределах 30-40 метров от берега реки ... ( л.д. 25).

Согласно информации ФГБУ «Комирыбвод» от ДД.ММ.ГГ, постройки ответчика находятся на левом берегу реки ... на 65 км от устья на территории ... лесничества в 30-40м от берега, левый берег коренной, высокий.

В акте осмотра, обследования лесного участка, составленного ДД.ММ.ГГ заместителем главного лесничего-руководителя ГУ РК «Железнодорожное лесничество» А.Б., указано, что размещение построек предусмотрено проектом освоения лесов, и располагаются на берегу реки ... расстояние до русла реки составляет от 30м до 60 м, русло реки ... делает поворот в месте нахождения построек (л.д. 140).

В комиссионном акте Княжпогостского райкомитета по охране окружающей среды осмотра, обследования территории, составленного ДД.ММ.ГГ, указано, что бревенчатая баня размерами 4*3,6м находится от берега реки ... на расстоянии 17 м.

Вместе с тем, береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (п. 2 ч. 4 ст. 5 ВК РФ).

При отсутствии достоверных сведений, свидетельствующих о расположении спорного объекта в пределах ширины береговой полосы, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о сносе спорного объекта некапитального строительства, поскольку представленные в материалы дела доказательства, в частности фотографии и акты, содержащие взаимоисключающие выводы, не соответствует порядку, предусмотренному в п. 2 ч. 4 ст. 5 ВК РФ и исключают возможность определения место расположения спорного объекта некапитального строительства в границах, установленных положениями ст. 6 ВК РФ.

Кроме того истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии ограждений или иных препятствий нарушающих права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на пребывание и передвижение, в том числе для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии установленных фактов ограничения ответчиком доступа граждан на двадцатиметровую береговую полосу ..., являющейся водным объектом общего пользования.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 29 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: