ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1480/2018 от 14.06.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Лобоцкая И.Е.

Дело № 33-1480/2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Морозовой В.Н.,

судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.,

при секретаре Максимовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2018 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления ФИО5, ФИО4 к Администрации города Абакана о признании незаконным решения об исключении из списка молодых семей, восстановлении в очереди.

Заслушав доклад судьи Пархомович Г.П., объяснения истца ФИО4, настаивавшего на доводах жалобы, истца ФИО5, согласившейся с доводами жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО5, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрации города Абакана (далее – Администрация г. Абакана) о признании незаконным решения об исключении из списка молодых семей, восстановлении в очереди. Требования мотивировали тем, что их семья, состоящая из трёх человек, 14 февраля 2013 года подала документы в Отдел по учёту и распределению жилой площади г. Абакана. Решением Абаканского городского суда от 27 июня 2014 года их семья признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». 15 августа 2013 года они включены в список участников Муниципальной программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане на 2012 - 2015 годы». Задачей подпрограммы является предоставление социальных выплат молодым семьям на обеспечение жильём. При соблюдении ряда условий молодые семьи, состоящие в списках молодых семей - участников программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы" становятся участниками аналогичной подпрограммы на 2017 - 2020 годы. 15 сентября 2016 года, в целях реализации участия в вышеуказанной программе, ФИО4 заключил целевой договор займа на приобретение жилья. 19 октября 2016 года приобрёл квартиру, о чём была уведомлена Администрация с целью получения истцами социальной выплаты для погашения суммы долга и уплаты процентов по жилищному займу. В 2014 году, когда в семье родился второй ребёнок, Отдел по учёту и распределению жилой площади не принял документы для внесения изменения в состав семьи по причине приостановления программы и отсутствия финансирования. После рождения в сентябре 2017 года третьего ребёнка документы о составе семьи были предоставлены ответчику, но истцам сообщили, что их семья исключена из программы в связи с наличием принадлежащих на праве собственности жилого помещения и доли жилого помещения, суммарно превышающих по площади учётную норму, им отказано во внесении изменений в состав семьи в связи с рождением детей и отнесении к категории многодетных. Просили суд признать незаконным решение ответчика от 16 ноября 2017 года № 1899 об исключении семьи М-вых из списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане» Муниципальной программы «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы», восстановить их семью в списке молодых семей - участников данной подпрограммы.

В судебном заседании истцы настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала, указав, что муниципальная программа, участниками которой являлась семья М-вых, прекратила своё действие, на смену ей принята Муниципальная программа «Развитие социально-экономического потенциала города Абакана на 2017-2020 годы», в рамках которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане». Данная подпрограмма позволяет молодым семьям, состоящим в списках молодых семей - участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в городе Абакане на 2012 - 2015 годы», являться участниками действующей подпрограммы при условии, что семья является нуждающейся в жилом помещении. Семья истцов не является нуждающейся семьёй, поскольку у них имеется в общей сложности 40,75 кв.м. общей площади в жилых помещениях, а учётная норма на человека - 7кв.м. Просила в удовлетворении иска отказать.

Суд постановил вышеприведённое решение, которым отказал в удовлетворении исковых требований.

С решением не согласен истец ФИО4

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, он просит решение суда отменить, принять новое, которым удовлетворить исковые требования. Настаивает на том, что нуждаясь в жилье, являясь участниками программы по обеспечению жильём, истцы приобрели квартиру, полагая, что имеют право на получение социальной выплаты, в то время как их исключили из участников программы, поскольку после приобретения квартиры совокупная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи на праве собственности, превысила учётную норму жилья. Считает, что приобретение жилья в период действия программы, когда семья была включена в список участников, не даёт оснований для исключения семьи из состава участников программы. Полагает, что семья, включённая в список ранее действующих программ, становится участником действующей региональной программы без каких-либо дополнительных условий, а факт приобретения квартиры не имеет юридического значения. Указывает, что суд не учёл положения пункта 5.21 Муниципальной программы, в силу которого несоответствие жилого помещения, приобретённого с помощью заёмных средств, требованиям подпрограммы ( истцами была приобретена квартира площадью 21, 4 кв.м. на семью из четырёх человек, что менее учётной нормы) является основанием для отказа в выдаче свидетельства на получение средств социальной выплаты, но не для исключения из программы.

Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что ФИО4 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с 12.02.2011г., не достигли возраста 35 лет, имеют несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

На основании Постановления Администрации города Абакана от 16.08.2013 г. № 1556 семья М-вых включена в список участников Муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы», утвержденной Постановлением Главы города Абакана от 12.10.2011 № 1920.

ФИО4 имеет в собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности в квартире <адрес>, площадью 38,7 кв.м.

На основании договора купли-продажи от 27.10.2016 г. ФИО4 приобрел в собственность также жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 21,4 кв.м.

Постановлением Администрации города Абакана № 1899 от 16.11.2017 г. семья М-вых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане» в связи с наличием принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений, суммарно превышающих учетную норму.

Не согласившись с решением об исключении из списка молодых семей - участников вышеназванной подпрограммы, истцы обратились в суд с требованием об оспаривании указанного решения и восстановлении их в списке очередников на получение социальной выплаты.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что семья М-вых перестала быть нуждающейся в приобретении жилья, так как суммарная общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих истцу ФИО4, превышает учетную норму, которая в г.Абакане составляет 7 кв.м. на человека, что на семью из пяти человек составит 35 кв.м., тогда как в собственности ФИО4 имеется в общей сложности 40,75 кв.м. общей площади в жилых помещениях.

Кроме того, общая площадь приобретенного истцами 27.10.2016 г. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 21,4 кв. м., в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся, что не соответствует абзацу 4 пункта 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Судебная коллегия вывод суда об отказе в удовлетворении иска признает правильным, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая мероприятия по оказанию государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы предусматривала оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение или строительство жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы принята в новой редакции, которая включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

Пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и ранее действовавшей программы на 2011-2015 годы, установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 626 утверждена республиканская целевая программа «Жилище (2011-2015годы)», а постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.06.2011 № 382 подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 55 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Жилище (2016-2020 годы)», в рамках которой имеется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая в абзаце 14 пункта 8 содержит норму, позволяющую молодым семьям, состоящим в списках молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Хакасия «Жилище (2011 - 2015 годы)», являться участниками новой подпрограммы ( на 2016-2020 годы). При этом указано, что право молодой семьи – участницы подпрограммы на получение социальной выплаты возникает после включения молодой семьи в республиканский сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты.

Аналогичные программы и подпрограммы были приняты в г.Абакане постановлением Главы г.Абакана от 12.10.2011 № 1920 на 2012-2015 годы и постановлением Администрации г.Абакана от 14.10.2016 № 1612 – на 2017-2020 годы.

По смыслу вышеприведенных норм распорядиться социальной выплатой в рамках вышеприведенных программ возможно только после получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Так как семья истцов являлась участниками Муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане на 2012-2015 годы», то в силу пункта 8 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» программы Республики Хакасия «Жилище (2016-2020годы)» стала участником новой программы.

Истцы не были включены в республиканский сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 -2017 годах и им не выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

Вместе с тем 27.10.2016 г. ФИО4 приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 21,4 кв.м., при этом имея в собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности в квартире <адрес>, площадью 38,7 кв.м. Суммарная общая площадь указанных жилых помещений, имеющихся в собственности ФИО4, составляет 40,75 кв.м., в связи с чем семья истцов перестала быть нуждающейся в жилом помещении, так как обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, которая составляет в г.Абакане 7 кв.м. на человека (7 х 5 = 35 кв.м.).

Поскольку в силу вышеприведенных норм до получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья должна являться нуждающейся в жилом помещении, указанное обстоятельство у истцов отпало в связи с приобретением в 2016 году жилого помещения, то оснований для отмены решения Администрации города Абакана № 1899 от 16.11.2017 г, которым семья М-вых исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Абакане», у суда не имелось, в связи с чем истцам обоснованно отказано в удовлетворении иска.

Вывод суда о том, что при приобретении жилья истцами также нарушен пункт 38 вышеназванных Правил, согласно абзацу 4 которого в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил ( то есть для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным займам на приобретение жилого помещения) общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома, судебная коллегия признает ошибочным, так как истцам не выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты, в связи с чем порядок, предусмотренный пунктом 38 Правил для использования социальной выплаты, не подлежит применению. В то же время ошибочный вывод суда не привел к вынесению незаконного решения, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Доводы жалобы истца ФИО4 сводятся к позиции истцов в судебном заседании, все они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в решении.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора, правильно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Нарушений процессуального законодательства судом не допущено.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 марта 2018 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий В.Н. Морозова

Судьи Г.П. Пархомович

А.В. Пронина