ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1485/2017 от 09.03.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Воронцов А.В. Дело № 33-1485/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 марта 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Романовой И.Е.

судей Антонова Д.А., Гавриленко Е.В.

при секретаре Гладышевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суслова В.Н. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 октября 2016 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Суслова В.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Суслова В.Н. звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Суслова В.Н. звание «Ветеран труда».

Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Суслова В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы, понесенные на юридические услуги в размере 3 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований о взыскании судебных расходов отказать.».

Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., судебная коллегия

установила:

Суслов В.Н. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что он был награжден Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за многолетний добросовестный труд в геологической отрасли, достигнутые высокие показатели в труде и в связи с профессиональным праздником «День геолога». Указывает, что обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако решением ответчика от (дата)(номер) ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по мотиву отсутствия у истца права на присвоение указанного звания.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Суслову В.Н. отказать. Указывает, что судом нарушены нормы права. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 года № 388-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой ветеранами являются лица награжденные орденами и медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Истец не награжден ведомственным знаком отличия за заслуги (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

В возражениях на апелляционную жалобу Суслов В.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что (дата) приказом министра Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (номер) Суслов В.Н. был награжден Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за многолетний добросовестный труд в геологической отрасли, достигнутые высокие показатели в труде и в связи с профессиональным праздником «День геолога» (л.д. 21).

Истец является получателем пенсии по старости с (дата) и имеет трудовой (страховой) стаж не менее 25 лет, учитываемого для назначения пенсии (л.д. 12-20, 22).

Решением Комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания «Ветеран труда» от (дата) (протокол (номер)), истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на отсутствие у истца права на присвоение указанного звания (л.д. 23-25).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЭ).

На основании пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона № 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона № 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Положение о Почетной грамоте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об учреждении ведомственных знаком отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» от 16 февраля 2011 года № 36, Почетной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации награждаются гражданские служащие аппарата Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, их территориальных органов, сотрудники подведомственных организаций и иные лица за личный вклад в осуществление государственной политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Награждение Почетной грамотой производится в соответствии с приказом Минприроды России, подписанным Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра по ходатайству руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, директоров департаментов Министерства, руководителей находящихся в ведении Министерства федеральных служб и федеральных агентств, их территориальных органов и подведомственных им организаций.

В трудовую книжку награжденного Почетной грамотой вносится соответствующая запись с указанием даты и номера приказа Министерства.

Таким образом, Почетная грамота Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации является ведомственной наградой за отличие в труде.

Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение ответчика об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» основано на неправильном применении ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», поскольку на 30 июня 2016 года истец имел страховой стаж более 25 лет, награжден ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, в связи с чем на момент обращения с заявлением за ним сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда».

Доводы апелляционной жалобы отмены решения не влекут, поскольку положения Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ, вступившие в силу с 01.07.2016 года, не могут быть применены к данным правоотношениям в силу статьи 4 ГК РФ, так как спорные правоотношения возникли до указанной даты.

При этом судебная коллегия также исходит из того, что ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, ссылка заявителя в апелляционной жалобе на отсутствие у Суслова В.Н. награждения ведомственным знаком отличия за заслуги (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, с учетом изменения ст. 7 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», отмены решения не влечет, поскольку требование к наличию продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли), распространяется на граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде с 01.07.2016 года.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ). Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий: Романова И.Е.

Судьи: Антонов Д.А.

Гавриленко Е.В.