ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1487/2012Г от 19.12.2012 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Безроков Б.Т. Дело № 33 – 1487/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2012 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей: Созаевой С. А. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре Геттуеве А.А.

с участием - прокурора Башиева Р.А., представителя ФИО1 ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по заявлению ФИО1 о признании отказа Министерства образования и науки КБР в выдаче жилищного сертификата незаконным и возложении обязанности выдать жилищный сертификат в 2012 года

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Нальчикского городского суда КБР от 14 сентября 2012 года,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства образования и науки КБР в выдаче жилищного сертификата и возложении на Министерство обязанности выдать ей жилищный сертификат в 2012 года ссылаясь на то, что она состоит на учете в отделе по распределению жилья в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты" с 22.06.2012 года.

Имея право на внеочередное получение жилья, обратилась в Министерство образования и науки КБР с заявлением о выдаче жилищного сертификата, однако в нарушение требований закона письмом от 06.08.2012 года № я-565 ей в этом было отказано, по тем основаниям, что на заседании жилищной комиссии 30.07.2012 года утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым в 2012 году будет предоставлен жилищный сертификат и, что данный Список включает в себя 41 человек и составлен с учетом более ранней даты вынесения судебных решения о внеочередном предоставлении им жилья.

Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права и интересы, поскольку Министерство образования и науки КБР вправе рассмотреть вопрос о выдаче жилищного сертификата определенному лицу только после поступления от этого лица заявления установленного образца.

Утверждает, в Министерство образования и науки КБР по состоянию на 06.08.2012 года не поступило ни одного заявления о выдаче жилищного сертификата от детей - сирот включенных в сводный список и, что ее заявление является единственным, поступившим в Министерство по данному вопросу. Также не согласна с очередностью предоставления жилищного сертификата с учетом даты вынесения решении суда.

ФИО1 просила рассмотреть дело без своего участия, а её представитель по доверенности от 15.08.2012 года ФИО2 поддержал заявленные требования.

Министерство образования и науки КБР, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направило.

Решением Нальчикского городского суда от 14 сентября 2012 года заявление ФИО1 о признании отказа Министерства образования и науки КБР в выдаче жилищного сертификата незаконным и возложении на Министерство образования и науки КБР обязанности выдать ей жилищный сертификат в 2012 году, оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе на данное решение ФИО1 просит его отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусматривает возможности формирования какой-либо очереди среди рассматриваемой категории граждан, они равны в своих правах на решение жилищного вопроса. Возникшая ситуация неоднократно была предметом рассмотрения судебных органов. Суды, в том числе Верховный Суд Российской Федерации, заняли обоснованную и справедливую позицию, согласно которой право лиц на внеочередное предоставление жилья не может быть поставлено в зависимость от наличия свободного жилья, денежных средств на его приобретение либо каких-либо иных условий, в том числе наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, а также от времени постановки на учет, либо времени включения в список внеочередников. В законодательстве нет также указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории

В жалобе также указано, что суд необоснованно сослался на список, утвержденный решением Республиканской комиссии, поскольку Комиссия не наделена полномочиями по формированию и утверждению данного списка. В соответствии с постановлением Правительства КБР от 05.07.2012 № 164-ПП «О Порядке выдачи и погашения жилищных сертификатов на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в КБР» для получения жилищного сертификата достаточно подать в Министерство образования и науки КБР необходимый пакет документов (пункты 3 и 11 Порядка). После их проверки Министерство обязано издать приказ о предоставлении жилищного сертификата (пункт 12 Порядка). Республиканская комиссия в порядке не упоминается. Согласно Порядку жилищный сертификат выдается на основании волеизъявления гражданина, в нем не содержится указания на необходимость наличия судебного решения.

В жалобе указано, что списки нуждающихся в жилье детей-сирот могут составляться уполномоченными органами, однако должны представлять собой сводный перечень лиц, обладающих правом на получение жилья, и использоваться исключительно в целях учета и планирования. Расположение фамилий внутри списка не может влиять на порядок реализации льготы.

В жалобе указано, что суд необоснованно в решении сослался на постановление Правительства КБР от 13.04.2002 № 156 «О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике», поскольку в данном случае оно не подлежит применению, так как регулирует вопросы обеспечения жильем в натуральной форме и не регламентирует порядок предоставления жилищных Сертификатов.

В жалобе указано, что выводы суда о том, что признание права на внеочередное предоставление жилья не означает необходимость его немедленного предоставления, являются ошибочными, поскольку рассматриваемое право возникает и должно быть реализовано сразу после окончания пребывания в соответствующих учреждениях.

Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, ФИО1,   ответчики и третьи лица в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав представителя ФИО1 ФИО2 по доверенности от 15 августа 2012г., мнение прокурора Башиева Р.А.,   полагавшего решение суда подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного гражданского дела такие нарушения допущены.

Пунктом 2 ч. 2 т. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.012005 года).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 июля 2012 г. N 164-ПП утвержден Порядок выдачи и погашения жилищных сертификатов на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в Кабардино-Балкарской Республике, которым Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации указанного Порядка.

В соответствии с п.п. 4,6,11,13 Порядка, право лиц на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем предоставления выплаты за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и удостоверяется жилищным сертификатом. Выдача жилищного сертификата осуществляется Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. Для получения жилищного сертификата лица лично либо их законные представители представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в Министерство необходимые документы. Министерство осуществляет формирование сводных списков лиц на получение жилищных сертификатов.

В соответствии с п.8 и 9 Постановления Правительства КБР от 13 апреля 2002 г. N 156 "О порядке предоставления жилья совершеннолетним детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Кабардино-Балкарской Республике" администрации местного самоуправления районов и городов республики ежегодно представляют в республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, утвержденные списки на получение жилого помещения указанными гражданами в следующем году.

Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно предоставляет утвержденные сводные списки совершеннолетних детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли КБР для учета при формировании республиканского бюджета КБР средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.

В подразделе «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Закона Кабардино- Балкарской Республики от 26.12.2008 N /4-РЗ (ред. от 16.12.2011) "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" указано, что "В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа будут предоставляться жилые помещения. Финансирование приобретения (строительства) жилого помещения будет осуществляться за счет средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Объемы финансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики определяются при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий год. По состоянию на 1 июля 2009 года сводный список совершеннолетних граждан, достигших 17-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья при органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, составляет 617 граждан."

Исходя из названных действующих и никем не оспоренных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Министерство образования и науки КБР свои обязательства по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями выполняет поэтапно, по мере поступления денежных средств выделенных на эти цели и порядок обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями предусматривает условия формирования списков граждан-претендентов на внеочередное предоставление жилого помещения. Необходимость такого учета вытекает из положений ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.

Республиканской комиссией по соблюдению жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.07.2012 года утвержден сводный список из 41 человек с учетом даты вынесения судебных решений о внеочередном предоставлении жилья детям - сиротам, (с 20.08.2009 года по 09.04.2010 г.), а также с учетом предусмотренных средств республиканского бюджета на эти цели в размере 36,8 миллионов рублей.

Решение суда о постановке ФИО1 на жилищный учет и включении его в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, вынесено 27.02.2012 года.

Рассматривая требование ФИО1 о предоставлении ей жилья в первоочередном порядке, суд указал, что внеочередное предоставление жилого помещения лицам, относящимся к категории детей-сирот, является индивидуальной льготой. Однако, независимо от того, в судебном либо ином порядке признано право гражданина на внеочередное предоставление жилого помещения, это не означает немедленного предоставления жилья.

Данный вывод суда Судебная коллегия также считает верным.

Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с решением суда, которым признаны законными действия ответчика по включению в Список лиц названной категории для получения жилищного сертификата лишь тех, в отношении которых вынесены судебные решения о предоставлении жилья во внеочередном порядке.

Как верно указано в апелляционной жалобе Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 5 июля 2012 г. N 164-ПП и утвержденный им Порядок выдачи и погашения жилищных сертификатов на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в Кабардино-Балкарской Республике, право лиц на получение жилищного сертификата для получения жилья не ставит в зависимость от наличия или отсутствия судебного решения, свободного жилья, денежных средств на его приобретение либо каких-либо иных условий, в том числе наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников. Иное означало бы ущемление лиц данной категории, не обращавшихся в суд, на осуществление их гарантированного законом права на внеочередное предоставление жилья. В связи с этим оснований для отказа ФИО3 в предоставлении жилищного сертификата и включении его в Список лиц, которым надлежит выдать сертификат для получения жилья, не имелось.

При этих обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о возложении на Министерство образования и науки КБР обязанности выдать ей жилищный сертификат в 2012 году, подлежит отмене с вынесением по делу в этой части нового решения о возложении на Министерство образования и науки КБР обязанности выдать ей жилищный сертификат на приобретение жилого помещения.

Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Решение Нальчикского городского суда от 14 сентября 2012г. отменить в части отказа в удовлетворении заявления ФИО1 о возложении на Министерство образования и науки КБР обязанности выдать ей жилищный сертификат в 2012 году.

В этой части вынести новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Возложить на Министерство образования и науки КБР обязанность выдать ФИО1 жилищный сертификат на приобретение жилого помещения. В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Макоев А.А.

Судьи Тхагалегов З.Т.

Созаева С.А.

Копия верна:

Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева