ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1488 от 12.04.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-1488 Судья Баранов В.В. 2018 год АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2018 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Кондратьевой А.В., Лепской К.И.,

при секретаре судебного заседания Седовой Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Буланкиной Л.Г.

дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района города Твери

на решение Пролетарского районного суда города Твери от 14 февраля 2018 года, которым постановлено:

«Обязать Государственное бюджетное учреждение «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» в срок до 31 декабря 2020 года устранить нарушения требований норм антитеррористического законодательства; организовать охрану объектов и имущества учреждения, его пропускной и внутриобъектовый режим по адресам: <адрес>, силами и средствами частных охранников или частной охранной организации.

В случае недостаточности у Государственное бюджетное учреждение «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» денежных средств на устранение нарушений норм антитеррористического законодательства, возложить на Министерство социальной защиты населения Тверской области обязанность профинансировать работы по организации охраны объектов и имущества Государственного бюджетного учреждения «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)», его пропускной и внутриобъектовый режим по адресам: <адрес>, силами и средствами частных охранников или частной охранной организации».

Судебная коллегия

установила:

прокурор Пролетарского района города Твери обратился в суд в защиту неопределенного круга несовершеннолетних лиц с иском к ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)», Министерству социальной защиты населения Тверской области о возложении обязанности в срок до 01 сентября 2018 года организовать охрану объектов и имущества учреждения и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим силами и средствами частных охранников или частной охранной организации.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Пролетарского района г. Твери в рамках осуществления надзора за соблюдением действующего антитеррористического законодательства проведена проверка в ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь). В ходе прокурорской проверки установлено, что объекты Центра, расположенные по адресам: <адрес>, относятся к объектам первой категории. Состояние антитеррористической защищенности в учреждении находится не на должном уровне: в нарушение действующего законодательства на указанных объектах не организован и не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим. Не обеспечение пропускного и внутриобъектового режима нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц, совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Ранее в связи с указанными нарушениями прокуратурой района выносилось представление.

Ссылаясь на положения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 410, прокурор просил обязать ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» в срок до 01 сентября 2018 года организовать охрану объектов и имущества учреждения и обеспечить пропускной и внутриобъектовый режим силами и средствами частных охранников или частной охранной организации. При недостаточности у ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» денежных средств возложить субсидиарную ответственность на Министерство социальной защиты населения Тверской области.

Определением суда от 25 января 2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Бобкова Ю.В. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» Малашенко О.А. в судебном заседании исковые требования признали частично, согласились с необходимостью организовать охрану, но срок организации физической охраны объектов полагали возможным установить согласно паспортам антитеррористической безопасности до конца 2020 года.

Представители соответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенностям Власенко Б.А. и Советкина И.Н. возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Министерство не должно нести субсидиарную ответственность за ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)», которое является обособленным юридическим лицом.

Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурором ставится вопрос об изменении решения суда в части установленного срока для исполнения обязанности по устранению нарушений требований антитеррористического законодательства, поскольку срок реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Иными лицами, участвующими в деле, апелляционные жалобы в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, не поданы.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Миронова М.С. доводы апелляционного представления поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание своих представителей не направили. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Иные неявившиеся лица сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили.

На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, объяснения прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом, согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства. Приведенное взаимосвязано с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка об обеспечении государством - участником конвенции того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В целях обеспечения безопасности на объектах Министерства труда и социальной защиты населения постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 410 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 названных Требований объекты (территории) с прогнозируемым количеством пострадавших в результате террористического акта более 50 человек и (или) с прогнозируемым материальным ущербом не более 5 млн. рублей, относятся к первой категории объектов (территорий).

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятия в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается, в том числе посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования (п. 15 Требований).

ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» относится к объектам первой категории, средняя посещаемость и наполняемость Центра, а также количество людей одновременно пребывающих и (или) передвигающихся на его территории представляет более 50 человек, из них основную массу составляют несовершеннолетние.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Пролетарского района города Твери, суд исходил из того, что на объектах ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» не организован и не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц, совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В этой части решение суда не обжалуется и в силу принципа диспозитивности не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Определяя срок для устранения нарушений требований норм антитеррористического законодательства - до 31 декабря 2020 года, суд руководствовался п. 7.2 паспорта безопасности на каждый объект ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)».

Вместе с тем, согласно п. 14 Требований в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

Комиссией по обследованию и категорированию объектов Министерства социальной защиты населения Тверской области объектам ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)», находящимся по адресам: <адрес>, присвоена первая категория. По результатам обследования комиссией разработан перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов, в числе мероприятий указана организация физической охраны центра со сроком исполнения – до конца 2020 года.

На актах обследования и категорирования объектов ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь)» отсутствуют даты их подписания. Однако на паспортах безопасности объектов Центра имеется дата их утверждения руководителем – 07 августа 2017 года.

Соглашаясь с доводами апелляционного представления прокурора, судебная коллегия, с учетом положений п. 14 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 410, приходит к выводу, что на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению нарушений норм антитеррористического законодательства в срок до 01 сентября 2018 года.

С учетом изложенного апелляционное представление прокурора подлежит удовлетворению, а решение суда - изменению в части установления срока устранения нарушений норм антитеррористического законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление прокурора Пролетарского района города Твери удовлетворить.

Решение Пролетарского районного суда г. Твери от 14 февраля 2018 года изменить, установив ГБУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г.Тверь) срок для устранения нарушений требований норм антитеррористического законодательства – до 01 сентября 2018 года.

В остальной части решение Пролетарского районного суда г. Твери от 14 февраля 2018 года оставить без изменения.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи: А.В. Кондратьева

К.И. Лепская