ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1488/2015 от 08.06.2015 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33-1488/2015

Судья: Иванова О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Баранова В.В.,

судей Малининой О.Н., Пачиной Л.Н.,

при секретаре Ивановой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову к Литвинову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и по встречному иску Литвинова В.В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о признании незаконными действий по применению ставки транспортного налога,

по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Советского районного суда г. Тамбова от 02 марта 2015 года.

Заслушав доклад судьи Малининой О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция ФНС России по г. Тамбову обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила взыскать с Литвинова В.В. в доход областного бюджета транспортный налог за *** г. в размере *** руб., за *** г. в размере *** руб.

В обоснование исковых требований привела, что ответчик является собственником транспортного средства ***, государственный регистрационный знак – ***. В связи с этим, ответчику был начислен транспортный налог за *** г. в размере *** руб., по сроку уплаты- *** г., за *** г. в размере *** руб. по сроку уплаты – *** В связи с тем, что ответчик уклоняется от уплаты задолженности, ему было направлено требование *** от *** г., в котором предложено в срок до *** погасить имеющуюся задолженность. Однако данное требование осталось без исполнения. ИФНС России по г. Тамбову обратилась к мировому судье судебного участка *** Советского района г. Тамбова с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ответчика. 11.04.2014 г. был вынесен судебный приказ *** в отношении Литвинова В.В. о взыскании задолженности. Однако, на основании ст. 128 ГПК РФ, от ответчика поступили возражения, и мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

В ходе рассмотрения спора от ответчика поступил встречный иск, в котором он просил признать незаконным начисление ИФНС России по г. Тамбову ставки транспортного налога на легковой автомобиль ***, принадлежащий ему на праве собственности, исходя из ставки для категории автобусов.

Решением Советского районного суда г. Тамбова от 02 марта 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований ИФНС России по г. Тамбову было отказано. Встречные исковые требования Литвинова В.В. к ИФНС России по г. Тамбову о признании незаконным начисления ставки транспортного налога, как к грузовому автомобилю удовлетворены.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тамбову просит указанное решение отменить и вынести по делу новое решение.

Автор жалобы указывает, что по сведениям ГИБДД на Литвинова В.В. повторно *** зарегистрирован автомобиль «***», государственный регистрационный знак ***, тип транспортного средства «Специализированные автомобили прочие», категория транспортного средства – «В»

Тип данного транспортного средства в целях налогообложения установлен по следующим основаниям.

Согласно письму Минфина от 13.08.2012 г. № 03-05-04/137, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», обозначение модели транспортного средства из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. При этом, вторая цифра цифрового обозначения транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например : цифра «2» - автобусы, «3» - грузовые (бортовые) автомобили.

Наряду с этим, согласно табл.8.1 «Методических рекомендаций нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утв. Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 г. № АМ-23, «***» всех модификаций относится к автобусам.

Исходя из вышеизложенного, «***» можно отнести к автобусам. Но следует отметить, что для автобусов предусмотрена категория «D», предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

В связи с тем, что в ПТС для автомобиля марки «***» предусмотрена категория - «В» к автобусам данный автомобиль не относится.

Автомобиль «***», категории «В», имеет 6 посадочных мест и максимальную разрешенную массу – 2900 кг, тип транспортного средства – «Специализированные автомобили прочие».

Такого наименования, как тип транспортного средства – «Специализированные автомобили прочие» нет в ст. 361 НК РФ и ст. 6 Закона Тамбовской области от 28.11. 2002 г. № 69 –ФЗ, устанавливающих налоговые ставки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов.

Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 о 23.06.2005 г., к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 г. № 5938) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), именуемые легковые, так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т, именуемые грузовые.

Что касается автомобиля ответчика, то согласно сравнительной таблице категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.) автомобиль «ГАЗ 2217» по классификации КВТ ЕЭК ООН относится к транспортным средствам категории № 1- «Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны», а по классификации Конвенции о дорожном движении – к категории «В» - автомобили, разрешенная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает 8.

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым либо грузовым.

С учетом изложенного, «***», государственный регистрационный знак ***, в целях налогообложения отнесен к грузовым.

Следует обратить внимание, что с *** по *** вышеуказанный автомобиль был зарегистрирован на Литвинова В.В. по адресу: ***. При этом тип транспортного средства указан, как «автобусы длиной не более 5 м».

В письмах Минфина России от 19.03.2010 г. № 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 г № 03-05-04/105, ФНС России от 18.02.2008 г № ШС- 6-3/112 разъясняется, что если категория транспортного средства не соответствует типу транспортного средства, ставка налога устанавливается исходя из типа транспортного средства.

В соответствии со ст. 361 НК РФ и ст. 6 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 г. № 69-ФЗ «О транспортном налоге в Тамбовской области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Так как «***» категории «В» относится к грузовым автомобилям, имеет мощность двигателя – 123, 8 л.с., то согласно ст. 6. Закона Тамбовской области от 28.11.2002 г № 69-ФЗ «О транспортном налоге в Тамбовской области», при исчислении транспортного налога за указанный автомобиль налоговая ставка составляет 40 руб.

На основании изложенного, налогоплательщик обязан уплатить транспортный налог, налоговой инспекцией правомерно исчислен транспортный налог в отношении вышеназванного транспортного средства с применением налоговой ставки- 40 руб. за 1 л/с.

Заслушав представителей ИФНС России по г. Тамбову, действующих на основании доверенностей, Байкова П.И. и Мышелову Д.В., поддержавших доводы жалобы по изложенным выше основаниям, ответчика (истца по встречному иску) Литвинова В.В., просившего решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Транспортный налог является региональным налогом. Определение транспортного налога, перечень налогоплательщиков, определение объектов налогообложения, налоговой базы и налогового периода, а также ставки налога приведены в главе 28 НК РФ, которая входит в Раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации "Региональные налоги и сборы".

Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, который вводится в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен на территории соответствующего субъекта.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты и форму отчетности.

Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектами по транспортному налогу являются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Статьей 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну "лошадиную силу" мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ приведены различные виды и мощности транспортных средств, а также ставки транспортного налога в рублях, которые установлены применительно к типу транспортного средства.

Статьей 6 Закона Тамбовской области от 28 ноября 2002 г. №69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области» (в редакции, действовавшей на налогооблагаемый период) установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л/с до 150 л/с включительно – 25 руб., для автобусов с мощностью двигателя до 200 л/с включительно и грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л/с до 150 л/с включительно – 40 рублей.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Литвинов В.В. имеет в собственности автомобиль марки *** с разрешённой максимальной массой 2900кг, мощностью 123,8 л/сил, категория транспортного средства "В".

При расчёте ставки инспекцией начислен транспортный налог, установленный для автобуса (категория «Д» в сумме 40рублей за одну лошадиную силу). При этом инспекция указывает на цифру 2 в вин номере автомашины, которая отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» относит транспортное средство к автобусам.

Вместе с тем, налоговый орган в жалобе полагает отнести данный автомобиль к категории грузовых, налоговая ставка для которых также составляет 40 руб.

Согласно Классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, принятых в России на основании международных требований, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы.

В соответствии с классификацией автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории М1 относятся АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест (кроме места водителя), максимальная масса не регламентируется, класс и эксплуатационное назначение – легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости. К категории М2 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя), максимальной массой до 5,0 тонн, класс и эксплуатационное назначение – автобусы.

Согласно Конвенции «О дорожном движении», принятой 8 ноября 1968 г. в Вене и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г., транспортные средства подразделяются на следующие категории: «А» - мотоциклы; «В» - автомобили, за исключением относящихся к категории «А», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг. и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; «С» - автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; «Д» автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Приказом МВД России от 23 июня 2005 года N496, Минпромэнерго России от 23 июня 2005 года N192, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Согласно п.28 Положения от 23 июня 2005 в строке "4" - категория транспортного средства (А, В, С, D, прицеп) указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств: В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Из представленных в материалы дела технического паспорта на спорный автомобиль из строки 2 – марка, модель Транспортного средства, следует, что *** Специализированное пассажирское ТС (6мест), из строки 4 следует, что при его государственной регистрации орган ГИБДД определил, что данный автомобиль относится к категории "В", в графе 14 максимальная разрешенная масса автомобиля указана – 2900.

С учетом указанных норм права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности действий ИФНС России по г. Тамбову по отнесению автомобиля *** к автобусам и применении соответствующей ставки транспортного налога. Не имеется правовых оснований и для применения к легковому автомобилю ставки транспортного налога, применяемого к грузовым транспортным средствам.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, направлены на иную, ошибочную оценку исследованных судом обстоятельств дела, а потому они не служат основанием к отмене законного решения.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что транспортный налог за *** гг. за автомобиль ***, с применением ставки транспортного налога, как за легковой автомобиль Литвиновым В.В. не уплачен, что им самим подтверждено в судебном заседании.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела, в связи с тем, что налогоплательщик уклонился от уплаты задолженности, ему было направлено требование *** от ***, в котором предложено в срок до *** погасить задолженность.

Мировым судьей судебного участка *** Советского района г. Тамбова по заявлению налогового органа 11 апреля 2014 г. был вынесен судебный приказ в отношении Литвинова В.В.

В связи с поступившими возражениями от ответчика 30 апреля 2014 года мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

Срок для обращения в суд в порядке искового производства, согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, сохранялся по 30.10.2014 года включительно. С исковым заявлением в Советский районный суд г. Тамбова налоговый орган обратился 21.10.2014 года, то есть до истечения указанного срока.

При таких обстоятельствах, на основании вышеназванных норм права судебная коллегия находит необходимым изменить решение суда, дополнив его резолютивную часть следующим содержанием: признать действия ИФНС России по г. Тамбову незаконными по начислению транспортного налога Литвинову В.В. за период с *** гг. за автомобиль *** с применением ставки транспортного налога, как к грузовому автомобилю. Взыскать с Литвинова В.В. в доход бюджета Тамбовской области транспортный налог по ставке налогообложения, как за легковой автомобиль за период с *** гг. в размере *** руб., в остальной части иска отказать.

В связи с чем, подлежит перерасчету и государственная пошлина, подлежащая взысканию с Литвинова В.В. в доход местного бюджета. На основании ст. 98 ГПК РФ с Литвинова В.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере *** руб.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Резолютивную часть решения Советского районного суда г. Тамбова от 2 марта 2015 года дополнить следующим содержанием: признать действия ИФНС по г. Тамбову незаконными по начислению транспортного налога Литвинову В.В. за период с *** гг. за автомобиль *** с применением ставки транспортного налога, как к грузовому автомобилю. Взыскать с Литвинова В.В. в доход бюджета Тамбовской области транспортный налог по ставке налогообложения, как за легковой автомобиль за период с *** гг. в размере *** руб., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Литвинова В.В. государственную пошлину в доход местного бюджета *** руб.

В удовлетворении апелляционной жалобы ИФНС по г. Тамбову – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи