ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1494/2021 от 23.03.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0022-01-2020-000331-42 33-1494/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 23 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Нерубенко Т.В.

судей Переверзевой Ю.А., Фурмановой Л.Г.

при секретаре Павловой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде Белгородской области о включении в стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии

по апелляционной жалобе ГУ – УПФР в городе Белгороде Белгородской области

на решение Свердловского районного суда города Белгорода от 18 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нерубенко Т.В., объяснения представителя ГУ – УПФР в городе Белгороде Белгородской области – ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ФИО1, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 с 8 октября 2018 года является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии в ее страховой стаж не включены периоды работы с 17 июля 1995 года по 31 июля 1997 года в Управлении внутренних дел Карагандинской области Республики Казахстан, а также с 1 июля 1997 года по 31 марта 2008 года в прокуратуре Карагандинской области Республики Казахстан.

ФИО1 инициировала обращение в суд с иском, уточнив который, просила признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде от 7 октября 2019 года об отказе в перерасчете пенсии и возложить на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет размера ее пенсии с даты назначения – с 8 октября 2018 года, включив в общий страховой стаж вышеуказанные периоды работы в Управлении внутренних дел и в прокуратуре Карагандинской области (Республика Казахстан).

Решением суда иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в городе Белгороде Белгородской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, упомянутого выше, законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 1 стать 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В силу части 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Согласно статье 4 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Как указано в статье 1 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, названного выше, его действие распространяется на лиц, указанных в статье 4 данного Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, что договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом СССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Вышеупомянутое Соглашение не регламентирует порядок наделения военнослужащих и членов их семей социальными правами и гарантиями.

С учетом положений статьи 2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25 ноября 1998 года трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

Данное Соглашение имеет специальное значение и предусматривает взаимное признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры исключительно для выплаты соответствующих надбавок (доплат) прокурорским работникам.

В силу статьи 4 этого же Соглашения стороны считают первым этапом всестороннего сотрудничества в области социальной защиты трудовой деятельности работников органов и учреждений прокуратуры и предполагают рассмотреть вопрос о разработке взаимосогласованного акта о социальном обеспечении указанных работников.

Однако до настоящего времени взаимосогласованного акта по вопросу пенсионного обеспечения работников прокуратуры не подписано.

При постановке решения судом первой интенции не было учтено, что обращение ФИО1 связано с перерасчетом страховой пенсии, а не пенсии, предусмотренной указанным выше Законом и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года

Как следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с 8 октября 2018 года в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ, упомянутого выше. Оценка пенсионных прав, как наиболее выгодный вариант расчёта, произведена ей по нормам пункта 4 статьи 30 названного выше Федерального закона № 173-ФЗ.

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ произведена валоризация - повышение пенсионного капитала на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый полный год трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Согласно материалам пенсионного дела календарный стаж ФИО1 на 1 января 2002 года оставляет 7 лет 10 месяцев 24 дня (за минусом периода ухода за детьми, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения с даты рождения до 1,5 лет).

Для исчисления пенсии учтена заработная плата за период с октября 1980 года по март 1990 года, где отношение заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период равно 0,696. Стаж для расчета валоризации до 1991 года составляет 4 года 03 месяца 01 день. Процент валоризации -14. С учетом периода учебы стаж до 1 января 2002 года равен 9 лет 05 месяцев 18 дней, в том числе до 1991 года для расчета суммы валоризации - 5 лет 09 месяцев 25 дней. Процент валоризации -15.

При назначении пенсии были учтены периоды трудовой деятельности, и учебы перечисленные в трудовой книжке, архивной справке, выданной Государственным архивом Осакаровского района от 19 сентября 2013 года и дубликате диплома Карагандинского политехнического института.

Выводы в судебном постановлении о необоснованном отказе истице во включению в страховой стаж при назначении пенсии спорных периодов с 17 июля 1995 года по 3 июня 1997 года (военная служба в органах внутренних дел Карагандинской области) и с 1 июля 1997 года по 31 марта 2008 года (в органах прокуратуры Республики Казахстан) основаны на неправильном применении норм материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 года № 1131 уточнены требования к подтверждению страхового стажа судьями, военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов (учреждений) Российской Федерации при установлении страховых пенсий в Российской Федерации.

В целях толкования нормативного предписания пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, указанного выше, Экономический Суд Содружества Независимых Государств в заключении 29 ноября 2012 года № 01-1/4-12 указал, что название термина помимо указания на «трудовой стаж» содержит уточнение «страховой»; трудовой стаж составляет продолжительность трудовой деятельности; уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение является обязательным условием для зачета указанной деятельности в трудовой стаж; в трудовой стаж может включаться иная деятельность, которая по законодательству Сторон признается трудовой; возможность включения в трудовой (страховой) стаж иной деятельности, признаваемой трудовой, в том числе обучение в высшем учебном заведении, отнесена на усмотрение законодателя Сторон. Изложенное позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод, что такое же значение термину «трудовой стаж» придавалось в Соглашении от 13 марта 1992 года.

Кроме того, при рассмотрении спора не было учтено, что по вопросу исчисления трудового стажа и выслуги лет работникам органов прокуратуры действует Соглашение от 25 ноября 1998 года, принятое, как отмечается в его преамбуле, на основании Соглашения от 13 марта 1992 года.

Экономический Суд принимает во внимание, что двусторонние международные договоры, заключенные государствами-участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, регулируют отношения, касающиеся гарантий прав граждан в области пенсионного обеспечения, и предусматривают такие определения.

В основу содержания Соглашения от 25 ноября 1998 года было положено межведомственное Соглашение от 6 января 1997 года.

Экономическим Судом СНГ в решении от 23 мая 2002 № 01-1/4-2001 дано толкование применения статьи 2 Соглашения от 25 ноября 199 8 года и отмечено, что в соответствии с указанной статьей взаимное признание государствами - участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет, в том числе исчисленных в льготном порядке, должно осуществляться исключительно для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию) прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры. При этом под термином «трудовой стаж» в контексте статьи 2 Соглашения понимается специальный трудовой стаж, засчитываемый в соответствии с внутренним законодательством государств-участников в выслугу лет. Вопросы взаимного признания такого стажа в области пенсионного обеспечения прокурорских работников статья 2 Соглашения от 25 ноября 1998 года не затрагивает.

Проведенный Экономическим Судом СНГ анализ законодательства государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года выявил имеющиеся различия в правовом регулировании вопросов прохождения службы в органах прокуратуры и пенсионного обеспечения работников прокуратуры, в том числе по включению в выслугу лет периодов обучения в высших учебных заведениях.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года (ред. от 29 декабря 2010 года) указал, что согласно статье 2 Соглашения о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках СНГ от 25 ноября 1998 года трудовой стаж и выслуга лет в качестве прокуроров и следователей органов прокуратуры, научных и педагогических работников научных и образовательных учреждений прокуратуры, в том числе исчисленные в льготном порядке, приобретенные в связи с трудовой деятельностью на территориях государств - участников СНГ, взаимно признаются Сторонами для выплаты надбавок (доплат) в размере, предусмотренном внутренним законодательством за выслугу лет к заработной плате (денежному содержанию), и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

В соответствии с нормой пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются согласно пп. 3 служба в Вооруженных Силах Российской Федерации иных, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе и периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, во взаимосвязи нормы Соглашения от 13 марта 1992 года и нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, названного выше, касающиеся определения общего трудового стажа, в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств-участников Содружества Независимых Государств, в общий страховой стаж могут включаться наравне с периодами военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств бывшего СССР.

Между тем при постановке решения по иску ФИО1 о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в перерасчете ей страховой пенсии по старости с учетом включения в страховой стаж периодов работы с 17 июля 1995 года по 31 июля 1997 года в Управлении внутренних дел Карагандинской области (Республика Казахстан), с 1 июля 1997 года по 31 марта 2008 года в прокуратуре Карагандинской области (Республика Казахстан) положения вышеуказанных норм закона не применены к спорным отношениям, и вследствие этого не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

Кроме того, согласно справке, выданной прокуратурой города Белгорода от 5 ноября 2019 года № 725 ж-19, период службы в органах прокуратуры с 1 июля 1997 года по 31 марта 2008 года не может быть отнесен к трудовой деятельности по условиям Закона № 4468-1, названного выше. Следовательно, в силу статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ спорные периоды не могут быть приняты к зачету в страховой стаж, как периоды, не предусмотренные Законом № 4468-1.

Также, по мнению судебной коллегии следует учесть заявление стороны ответчика о том, что после 1 января 2002 года суммарная продолжительность стажа на размер пенсии влияния не оказывает. Учитываются страховые взносы, начисленные (уплаченные) работодателями на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации. Страховые взносы, перечисленные в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, не могут быть учтены при расчете пенсии.

При этом утверждение истицы о том, что период прохождения военной службы в органах внутренних дел и Следственного комитета Республики Казахстан должен быть засчитан в общий стаж на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2019 года № 1131 «О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии» (раздел VII пункт 46(4)) нельзя признать убедительным, поскольку данная норма предусматривает зачет периодов службы, поименованных в пункте 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ после 1 января 2002 года, когда на граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование.

Вместе с тем, с 1 января 2002 года пенсионный капитал формируется из страховых взносов, перечисленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации. За определенные виды деятельности (служба в Вооруженных силах Российской Федерации, правоохранительных органах и т.д.) отчисления страховых взносов не производятся, то есть их служба (работа) после 01 января 2002 года не участвует в формировании пенсионного капитала вследствие отсутствия страховых взносов. При предоставлении справки согласно «Приложению № 7 к Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 1,8.

Вопреки утверждению ФИО1 об обратном, не подлежали удовлетворению требования о возложении на пенсионный орган обязанности по перерасчету размера пенсии, поскольку стороной ответчика представлены доказательства исчисления ей страховой (трудовой) пенсии по старости в соответствии с нормами пенсионного законодательства по имеющимся в распоряжении Управления документам о стаже и максимально возможным отношением по заработной плате по наиболее выгодному варианту.

В соответствии с требованиями пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в апелляционном порядке ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения (неправильного применения) норм материального или норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, пунктами 1 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда города Белгорода от 18 мая 2020 года по делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белгороде Белгородской области о включении в стаж периодов работы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд города Белгорода.

Мотивированный текст изготовлен 25 марта 2021 года.

Председательствующий

Судьи

Определение07.04.2021