ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1495/2022 от 15.06.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-1495/2022 судья Пучкова О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2022 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Быковой Н.В., Калининой М.С.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования город Алексин, ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 8 ноября 2021 года по иску инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к администрации муниципального образования город Алексин, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8 об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Заслушав доклад судьи Быковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Алексин, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8 об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В обоснование иска истец ссылался на то, что выявленный объект культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенный по адресу: , поставлен на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко- культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность».

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: , является многоквартирным жилым домом (кадастровый ), находится на земельном участке с кадастровым номером 71:24:050303:1925, общей площадью 647 кв.м, разрешенное использование земельного участка: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 1-3. В состав многоквартирного жилого дома входит 3 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже. Входящие в состав данного объекта – квартиры находятся в собственности ФИО9, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Собственником земельного участка (кадастровый ) и находящегося на нем нежилого здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра). Главный дом, 1770-е гг.» (кадастровый ), расположенного по адресу: , является ФИО4

Собственником здания (кадастровый ), расположенного по адресу: , которое является выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра). Флигель 1770-е гг», является муниципальное образование .

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: , является многоквартирным жилым домом (кадастровый ). В состав многоквартирного жилого дома входит 4 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже. Квартиры находятся в собственности ФИО2, ФИО10, ФИО5, муниципального образования город Алексин, ФИО1

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: , совместно с собственником здания (ФИО11) составлен Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении собственника установлены обязанности по выполнению ряда работ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: , совместно с собственником здания (администрацией муниципального образования ) составлен Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ, который является приложением к охранному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении собственника установлены обязанности по выполнению ряда работ.

Собственники помещений в выявленном объекте культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенном по адресу: , и выявленном объекте культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенном по адресу: , в инспекцию за составлением актов технического состояния до настоящего времени не обращались.

В ДД.ММ.ГГГГ в отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: , инспекцией было проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в рамках осуществления государственного надзора. По результатам мероприятий был составлен акт осмотра указанного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: , из которого следует, что выявленный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, тем самым собственниками (правообладателями) указанного объекта культурного наследия никаких действий, предусмотренных указанными выше актами технического состояния, в установленные сроки не выполнили. До настоящего времени проектная документация по данному объекту культурного наследия на рассмотрение в Инспекцию не поступала, разрешение на проведение работ Инспекцией не выдавалось, работы по его сохранению не проводились.

Министерством культуры и туризма Тульской области в адрес администрации муниципального образования Алексинский район, являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: , выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.

Также, в адрес ФИО4, являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: , министерством культуры и туризма Тульской области выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: , и выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: , охранные обязательства не оформлялись.

Собственники выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: , не выполняют требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия в части, предусматривающей осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, что является нарушением п/п 1 п. 1 ст. 47.3 ФЗ, о чем свидетельствуют результаты проведенного мероприятия по контролю, направленное предостережение и отсутствие ответа на него.

До настоящего времени вопрос по сохранению объекта культурного наследия в досудебном порядке собственниками не разрешен.

На основании изложенного, истец просил:

обязать ФИО4 исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: , и поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) разработать проект консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) - в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с проектом - в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

3) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

4) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать администрацию муниципального образования город Алексин (ОГРН <***>) исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО2, ФИО10, ФИО5, администрацию муниципального образования город Алексин, ФИО1 исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: , поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО12 исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: , поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, указывая, что все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к ФИО10 прекращено в связи с его смертью.

В судебное заседание представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО13, в интересах которого действует ФИО14, ФИО7, ФИО3, ФИО8 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не просили. От ответчиков ФИО2, ФИО8, ФИО1, от ФИО14, действующего в интересах ФИО6, а также по доверенности в интересах ФИО7, ФИО5 поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. ФИО8 также в ходатайстве указал, что исковые требования не признает.

Ответчики ФИО2, ФИО3 ранее в ходе рассмотрения дела указали, что возражают против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Алексин по доверенности ФИО15 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Фонда капитального ремонта Тульской области, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Алексин в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли.

В силу ст.167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 08.11.2021 исковые требования Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия удовлетворены.

Суд решил: обязать ФИО4 исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг» расположенного по адресу: <...> а именно:

разработать проект консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) – в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с проектом - в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования город Алексин исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: , а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО2, ФИО5, администрацию муниципального образования город Алексин, ФИО1, исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: , а именно:

получить в инспекции по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8 исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: , а именно:

получить в инспекции по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с постановленным по делу решением, ответчики администрация муниципального образования город Алексин, ФИО1, ФИО2, ФИО3 подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, указывая на то, что районным судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.

Проверив материалы дела в порядке ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, поддержавших доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, выявленный объект культурного наследия: Ансамбль «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположен по адресу: , поставлен на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность».

В состав ансамбля входят:

выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: , который является многоквартирным жилым домом;

выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: , который является многоквартирным жилым домом;

выявленный объект культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенный по адресу: ;

выявленный объект культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенный по адресу: .

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: , являющийся многоквартирным жилым домом (кадастровый ), находится на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 647 кв.м, разрешенное использование земельного участка: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 1-3. В состав многоквартирного жилого дома входит 3 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 48,6 кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: ФИО3. Право собственности приобретено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 5 договора оговорено о том, что отчуждаемая квартира является объектом культурного наследия.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 66,1 кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственниками данного жилого помещения (квартиры) являются: ФИО6 (доля в праве ?) и ФИО7 (доля в праве ?). Право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные собственники, а также ФИО14 были зарегистрированы в указанном жилом помещении в соответствии с представленными сведениями: ФИО7, ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – с рождения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 31,7 кв.м, кадастровый расположено на втором этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: ФИО8 Право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 зарегистрирован в указанном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ.

Собственником земельного участка (кадастровый ) и находящегося на нем нежилого здания, являющегося выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра). Главный дом, 1770-е гг.» (кадастровый ), расположенного по адресу: , является ФИО4 Право собственности приобретено на основании договора купли-продажи нежилого здания, постановления первого заместителя главы администрации Алексинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе дома, расположенного по адресу: , из разряда «жилое помещение» в разряд «нежилое помещение».

Собственником здания (кадастровый ) расположенного по адресу: , которое является выявленным объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра). Флигель 1770-е гг», является муниципальное образование Алексинский район Тульской области.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: , является многоквартирным жилым домом (кадастровый ). В состав многоквартирного жилого дома входит 4 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 93,2 кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: ФИО2 Право собственности приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти отца ФИО16, которым в свою очередь право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО16 был зарегистрирован в указанном жилом помещении согласно имеющейся в материалах дела выписке из домовой книги с ДД.ММ.ГГГГ.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 59,1 кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) являлись: ФИО10 (доля в праве ?) и ФИО5 (доля в праве ). Право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные лица в данном жилом помещении были зарегистрированы с августа 2002 года, жилое помещение предоставлено на основании ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам наследственного дела наследником, принявшим наследство после смерти ФИО10, является ФИО5 Тем самым, в силу положений ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, на момент разрешения спора ФИО5 является единоличным собственником вышеуказанного жилого помещения.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 77 кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: муниципальное образование город Алексин.

Жилое помещение (квартира), общей площадью 52 кв.м, кадастровый расположено на втором этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: ФИО1 Право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные многоквартирные дома по включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. По дому 2 запланировано проведение следующих видов работ: 2026-2028 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, крыши, фасада, 2029-2031 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. По дому 5 запланировано проведение следующих видов работ: 2026-2028 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, крыши, фасада, 2029-2031 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Ранее указанного срока в соответствии с программой капитальный ремонт не планировался и не проводился.

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: , совместно с собственником здания (ФИО11) составлен акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному акту, в целях сохранения указанного объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционирования, собственник объекта культурного наследия ФИО11 обязан:

разработать научно-проектную документацию в объеме, необходимом для производства ремонтно-восстановительных работ (срок выполнения 01.2016-01.2017);

выполнить ремонтно-восстановительные работы, в соответствии с утвержденной и согласованной в Госоргане документацией: фасадов, стен и перегородок, крыши, перекрытий, лестниц, полов, оконных и дверных заполнений (срок выполнения 02.2017-12.2021).

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: , совместно с собственником здания (администрацией муниципального образования Алексинский район) составлен акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории от ДД.ММ.ГГГГ, который является приложением к охранному обязательству от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному акту, в целях сохранения указанного объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционирования, собственник объекта культурного наследия администрация муниципального образования обязана:

выполнить технические обследования: фундаментов и оснований южного и западного фасадов, чердачного и междуэтажного перекрытий (срок выполнения 05.2015-09.2015);

выполнить усиление фундаментов, ремонтно-реставрационные работы южного и западного фасадов, капитальный ремонт перекрытий (срок выполнения 10.2015 - 03.2018 гг.);

выполнить ремонтно-реставрационные работы в интерьере: замена деревянных оконных заполнений, ремонт полов (срок выполнения 04.2018 - 11.2018 — 06.2019).

Собственники помещений в выявленном объекте культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенном по адресу: выявленном объекте культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: , в инспекцию за составлением актов технического состояния не обращались.

Министерством культуры и туризма в адрес администрации муниципального образования , являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: , выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ, и в адрес ФИО4, являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: , министерством культуры и туризма выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ, в которые включены требования к сохранению и содержанию объекта культурного наследия. Охранные обязательства получены собственниками вышеуказанных объектов. Сведения об ограничениях (обременениях), связанные с сохранением, содержанием и использованием объектов культурного наследия внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии со статьей 47.1 Федерального закона №73-ФЗ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: , и выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: , охранные обязательства не оформлялись.

В марте 2021 года в отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: , инспекцией было проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в рамках осуществления государственного надзора.

По результатам мероприятий был составлен акт осмотра указанного объекта культурного наследия.

Как следует из указанного акта, Усадьба ФИО17 (Бэра) состоит из следующих объектов: главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в. и парк.

Архитектурный ансамбль усадьбы возведен в стиле классицизма. Основной усадебный комплекс занимал верхнюю береговую террасу р. Ока. Все постройки усадьбы - главный усадебный дом и четыре флигеля (один утрачен), образуют парадный, прямоугольный в плане двор. Основным элементом усадьбы является главный дом, расположенный по композиционной оси в южной части двора.

Главный (усадебный) дом является образцом усадебного зодчества конца XVIII века и представляет собой каменное двухэтажное, в плане — прямоугольное здание. Центральный полукруглый выступ (полуротонда) в южной части дома окружен на высоту первого этажа полуциркульной дорической колоннадой, стоящей на высоком цоколе. Из парка с южной стороны к дому вели пологие пандусы, охватывающие колоннаду полукольцом. Над колоннадой, на уровне второго этажа, устроена терраса, с которой открывается вид на реку Оку. Со стороны этого фасада анфиладой располагались парадные комнаты дома. За полуротондой находился круглый зал, перекрытый куполом, из которого можно было выйти на большой, поддерживаемый колоннадой, полукруглый балкон. На северном фасаде два балкона над входными тамбурами, в настоящее время утрачены тамбуры, на западной стороне утрачен балкон.

Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов главного дома аварийное. Фундамент – бутовые ленточные. Цоколи кирпичные оштукатуренные и имеют участки с утраченной штукатуркой, разрушения кладки, большая часть цоколя скрыта под обломками кирпича и мусора. Отмостка здания разрушена.

Стены и колонны сложены из красного глиняного кирпича, оштукатурены и окрашены. Состояние стен неудовлетворительное: штукатурка утрачена на 70%, нижние части стен и углы имеют разрушения и выветривание кладки, осыпание штукатурки продолжается. Плоскости стен прорезаны прямоугольными и арочными оконными и дверными проемами с кирпичными перемычками: разрушена кладка низа проемов и оконных откосов.

Крыша здания главного дома находится в руинированном состоянии: полностью отсутствует кровля, от несущей стропильной системы с обрешеткой сохранились фрагменты. Водосточная система утрачена.

На внутренних и внешних стенах главного дома имеются вандальные надписи. Во внутренних помещениях главного дома складируется различный бытовой и строительный мусор.

С западной стороны от главного дома расположен бывший флигель усадьбы Т-ных (Бэра), который является выявленным объектом культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), Флигель 1770-е гг.», и расположен по адресу: .

В настоящее время данный выявленный объект культурного наследия представляет собой двухэтажное кирпичное, квадратное в плане здание. К северному фасаду здания примыкает современная кирпичная пристройка. Помещения указанного выявленного объекта культурного наследия в настоящее время не используются. Вход в здание осуществляется с северной стороны.

Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов ограниченно работоспособное. Цоколь здания кирпичный, оштукатурен и окрашен только на восточном фасаде. На восточном фасаде здания состояние цоколя работоспособное. На остальных фасадах имеются дефекты: большая часть цоколя скрыта культурным слоем, обрез цоколя деформирован, штукатурный слой неровный, бугристый, трещины по штукатурному слою, утраты штукатурного слоя, трещины и частичное разрушение кирпичной кладки (Юго-западный угол).

Стены выполнены из кирпича на известковом растворе и оштукатурены. На северном и восточном фасадах стены окрашены. Южная половина западной стены облицована современным кирпичом.

Стены с прямоугольными оконными проемами. Часть оконных проемов заложена кирпичной кладкой. Северная и восточная стены в работоспособном состоянии. В стенах южного и западного фасадов имеются дефекты: трещины по штукатурному слою, отслоение и отпадение штукатурного слоя, трещины по кирпичной кладке, деструкция наружного слоя кирпичной кладки, частичное разрушение кирпичной кладки в верхней части южной стены, незначительное отклонение от вертикали и выпучивание стены. Состояние южной и западной стен недопустимое.

Крыша здания двух скатная. Кровля выполнена из профнастила. Водосток не организованный.

С Юго- западной стороны от главного дома на расстоянии около 100 - 200 м. расположено отдельно стоящее двухэтажное жилое здание, которое является выявленным объекта культурного наследия: «Усадьба ФИО17 (Бэра). Флигель 1770-е гг» и расположено п адресу: .

Кирпичные стены указанного здания оштукатурены и окрашены. Цоколь не просматривается ввиду наличия высокого культурного слоя. Штукатурный слой местами имеет сильные разрушения и отпадения. На углу здания ввиду возможной протечки кровли имеется разрушения кирпичной кладки и отпадение штукатурного слоя. Карниз здания также имеет разрушения штукатурного слоя ввиду возможных протечек кровли. Часть стены первого этажа справа от входа – оштукатурена и не окрашена. Оконное заполнение частично заменено на пластиковое. Один из оконных проемов на 2 этаже здания наполовину заложен кирпичом. Кровля выполнена из металлических листов. Входная дверь – современная, металлическая, над входом устроен козырек из металлоконструкций.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба ФИО17 (Бэра), главный дом, 1770-е гг, западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположен по адресу: , представляет собой прямоугольное в плане одноэтажное (с мезонином) кирпичное здание на высоком цоколе. Вход в здание оформлен портиком с четырьмя колоннами. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены. Штукатурный слой местами имеет сильные разрушения и отпадения. Стены местами затерты штукатуркой. На карнизе также имеются отпадения штукатурного слоя. Окрасочный слой фасада первого этажа и мезонина имеет многочисленные утраты, выцветание и загрязнения. Оконное заполнение – деревянное. Подоконные полочки местами разрушены полностью.

С левой стороны здания имеется двухэтажная современная пристройка. Стены второго этажа пристройки «обшиты» сайдингом, на первом этаже имеется вход с металлическими воротами. Кроме того, слева от парадного входа в здание-памятник имеется еще одна современная пристройка – вход в подвал. Пристройка имеет стены и кровлю из металлопрофиля и деревянную входную дверь. Под окнами первого этажа над кровлей пристройки на стене имеются темные следы плесени ввиду возможного намокания стены в данном месте.

Факт нахождения объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии и необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ сторонами не оспаривался.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, дав оценку представленным доказательствам в порядке ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 210, п.п. 1 и 3 ст. 214 ГК РФ, установив, что объекты культурного наследия регионального значения внесены в Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, и ответчики, владея комплексом этих зданий на праве собственности и иных вещных правах, бездействуют и мер к их сохранению не принимают, при этом указанные объекты культурного наследия регионального значения находятся в состоянии, требующем проведения ремонтно-реставрационных работ, значительная часть из строений, составляющих комплекс находится недопустимом состоянии, а часть – в аварийном, что создает угрозу для физической утраты объектов культурного наследия, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного иска.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объекта культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Из смысла положений вышеуказанных норм следует, что ремонт и реставрация памятников проводится юридическими или физическими лицами с разрешения и по заданию министерства культуры или его территориального органа после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта.

Конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемого уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п/п 1, 2 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст.47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Следуя п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Из вышеуказанного следует, что выполнение работ по содержанию объекта культурного наследия и поддержанию в надлежащем техническом состоянии объекта является обязанностью владельцев данного объекта, ввиду прямого указания в законе.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственниками объекта культурного наследия не принимаются меры к сохранению объекта культурного наследия, установленными в законодательстве об охране объектов культурного наследия способами.

Оценивая доводы апелляционных жалоб ответчиков, судебная коллегия исходит из того, что все обязанности, перечисленные в обжалуемом судебном решении, и подлежащие выполнению ответчиками, соответствуют требованиям вышеприведенного законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Поскольку в данном споре стоит вопрос о принятии мероприятий по сохранению объекта культурного наследия как единого целого, то на его собственниках бесспорно в силу положений ст. 247 ГК РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ лежит обязанность по пользованию и сохранению общего имущества по соглашению между ними.

Доводы апелляционной жалобы о том, что охранное обязательство в адрес апеллянтов не направлялось, каким-либо законом на организации и органы не возложены обязательства по отслеживанию наличия (отсутствия) охранных обязательств в отношении того или иного объекта казны на официальном сайте Инспекции и по сведениям Росреестра, не являются основанием для вывода об отсутствии у указанных лиц обязанности по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в их владении.

С учетом таких доводов, судебная коллегия полагает правильным отметить следующее.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 1 ст. 19 Конституции РФ провозглашено равенство всех перед законом и судом.

В силу презумпции знания закона граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции предусмотрено обязательное опубликование законов, а также иных подзаконных актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций.

Указанное бесспорно свидетельствует о том, что любой собственник, иной правообладатель, владеющий объектом культурного наследия на протяжении длительного времени обязаны соблюдать положения опубликованного нормативного правового акта – Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе в части соблюдения ограничений (обременений), связанных с сохранением, содержанием и использованием объектов культурного наследия.

Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Алексин на неисполнимость постановленного по делу решения ввиду отсутствия самостоятельного финансирования, существующего порядка строгого расходования бюджетных средств, не может являться основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку данное обстоятельство не освобождает собственника памятника культурного наследия по исполнению возложенной государственной обязанности по сохранности объектов культурного наследия.

При этом суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ сделал правильный вывод о том, что лицом, на которое в первоочередном порядке возложена обязанность по выполнению охранного обязательства, является собственник такого объекта.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и фактическими обстоятельствами дела, решение постановлено при правильном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения. Мотивы, по которым районный суд пришел к таким выводам, подробно изложены в решении и в своем повторении не нуждаются.

Иные доводы апелляционных жалоб также не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с ним, а именно с оценкой произведенной судом доказательств, направлены на их иную оценку, что основанием к отмене обжалуемого решения не является.

Убедительных доводов в опровержение выводов, изложенных в оспариваемом решении, в подтверждение несоответствия его нормам действующего законодательства апелляционные жалобы не содержат. Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивают в жалобах ответчики, судебная коллегия не находит.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу решения суда по доводам апелляционных жалоб администрации муниципального образования город Алексин, ФИО1, ФИО2, ФИО3 не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ясногорского районного суда Тульской области от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации муниципального образования город Алексин, ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи