ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14984/19 от 16.07.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Дубинкин Э.В. Дело № 33-14984/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«16» июля 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.

судей Гончаровой С.Ю., Черновой Н.Ю.

при секретаре Никитине С.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе о признании незаконным решения органа;

по апелляционной жалобе начальника Государственное Учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе ФИО2 на решение Абинского районного суда Краснодарского края от 31 января 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Комбаровой И.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к УПФ России по Абинскому району о признании незаконным решения органа в части отказа ему в назначении досрочной пенсии и обязании засчитать специальный стаж его работы, позволяющий назначить досрочную пенсию.

Требования мотивированы тем, что в декабре 2014 года истец обратился в территориальный орган пенсионного Фонда РФ с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости, предоставив необходимые документы, при рассмотрении которых ему было отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа. В требуемый стаж не были засчитаны периоды его работы с 11.08.1980 года по 29.12.1980 года и с 17.03.1982 года по 04.09.2001 года в должности электромонтажника на строительстве Ташкентского метрополитена в подземных условиях Ташкентского монтажного Управления «Электромонтаж» спецтреста «Узэлектромонтаж» по мотиву того, что документы вышеуказанного Управления находятся на архивном хранении в Центральном Государственном архиве г. Ташкента Республики Узбекистан, а архивные учреждения не уполномочены подтверждать особый характер работы граждан, а истребовать дополнительные уточняющие документы не представляется возможным. Кроме того, указано, что его должность, отраженная в трудовой книжке не соответствует должностям, указанным в списках, утвержденных Правительством РФ.

Считает, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа ему в назначении пенсии по старости в соответствии с льготными условиями, решением об отказе нарушены его права.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Абинском районе Краснодарского края - ФИО3, действующий по доверенности, просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Решением Абинского районного суда Краснодарского края от 31 января 2019 года иск удовлетворен. Обязано Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Абинском районе Краснодарского края засчитать в специальный стаж ФИО1 период его работы с 11.08.1980 года по 29.12.1980 года, то есть (4 мес. 19 дней.) и с 17.03.1982 года по 31.12.1991 года, то есть (9 лет 9 месяцев 14 дней), в должности «электромонтер подземных проходческих механизмов» в Ташкентском монтажном Управлении «Электромонтаж» Спецтреста «Узэлектромонтаж», в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и назначить ФИО1 досрочно пенсию по старости, с момента его обращения, то есть с 17.12.2014 года.

Указанное решение обжаловано Управлением Пенсионного фонда по мотивам незаконности и необоснованности. В жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. В качестве оснований для отмены решения указано на неправильное применение судом норм материального права.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил жалобу удовлетворить, а ФИО1 просил решение оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и не противоречащего требованиям закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, что предусмотрено ч. 1 ст. 4 вышеуказанного закона, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <...> № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

По общему правилу в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. <...>- ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста, установленного общими правилами закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, регламентированы положениями ч. 2 ст. 30 Федерального закона от <...> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Правительством Российской Федерации.

К лицам, в частности, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Указанные лица, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. № 516 обязаны подтвердить период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а так же предоставить соответствующие документы, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014г. № 958н.

То есть, исходя из смысла вышеуказанного, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ, при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, подтвержденный надлежащим образом.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности электромонтажника в подземных условиях на строительстве Ташкентского метрополитена Ташкентского монтажного, Управления «Электромонтаж» Спецгреста «Узэлектромонтаж», в период времени с 11.08.1980 года по 29.12.1980 года, то есть (4 мес. 19 дней.) и с 17.03.1982 года по 31.12.1991 года, то есть (9 лет 9 месяцев 14 дней), общий стаж трудовой занятости составил 10 лет 02 месяца 04 дня.

Следовательно, ФИО1, выполняя работы до 01 января 1992 года, предусмотренные Списком 1 производств, цехов, профессий и должностей, на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173, имеет право на зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку Подразделом 3 «Подземные работы на строительстве метрополитена» раздела I «Горные работы» Списка № 1 от 22 августа 1956г. № 1173 предусмотрены слесари — монтажники и электромонтажники подземных проходческих механизмов.

Однако, по данным трудовой книжки должность истца указана - электромонтажник, в связи с чем для определения права на досрочную пенсию сведений, содержащихся в трудовой книжке, недостаточно.

При этом из выписки из протокола № 1877 решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 25.12.2014 года следует, что для обоснованного зачета указанных период в специальный стаж необходимо документальное подтверждение соответствия должности, в которой работал заявитель «электромонтажник» должности, предусмотренной вышеуказанным Списком «электромонтажник подземных проходческих механизмов».

Разрешая возникший спор и принимая решение о включении в специальный стаж ФИО1 спорных периодов его работы с 11.08.1980 г. по 29.12.1980 г. и с 17.03.1982 г. по 31.12.1991 г. в должности «электромонтажника подземных проходческих механизмов» в Ташкенском монтажном Управлении «Электромонтаж» Спецтреста «Узэлектромонтаж», суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходил из того, что возможно установить тождественность занимаемой ФИО1 должности, тем видам работы, которые им фактически выполнялись, исходя из специфики самой работы, её условий и тех обстоятельств, что работы выполнялись в подземных условиях.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается, находит его верным, основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения и на установленных по делу обстоятельствах, которым дана надлежащая оценка.

Более того, данный вывод суда не противоречит разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно которым, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона <...>-Ф3), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Ссылка в жалобе на ошибку в указании должности «электромонтер» подземных проходческих механизмов», не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку по тексту судебного акта должность указана правильно. Допущенная описка может быть исправлена в порядке ст. 200 ГПК РФ.

Поскольку апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые не были приняты судом во внимание и влияли бы на правильность постановленного решения, оснований для ее удовлетворения и отмены решения по доводам, указанным в жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 31 января 2019 года по делу по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе о признании незаконным решения органа оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственное Учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Абинском районе ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи