ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14993/2014 от 11.11.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

  ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Уфа 11 ноября 2014 года дело № 33-14993/2014

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего Нурисламова Ф.Т.

 судей Киньягуловой Т.М., Вахитовой Г.Д.

 при секретаре Хусаиновой Л.М.

 рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Сулейманова Альберта Э., Сулейманова Айрата Э., Галиуллиной З.Э., Пугачевой А.Э. – ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2014 года, которым постановлено:

 В удовлетворении исковых требований Сулейманова ФИО13, Сулейманова ФИО14, Галиуллиной ФИО15, Пугачевой ФИО16 к Администрации городского округа г. Уфа РБ об установлении категории земли и вида разрешенного использования для земельного участка и обязании заключить с ними договор передачи в собственность земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером ... путем выкупа отказать за необоснованностью.

 Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Сулейманов А.Э., Сулейманов А.Э., Галиуллина З.Э., Пугачева А.Э. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ об установлении категории земли и вида разрешенного использования для земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

 В обоснование иска указано, что на основании свидетельств о праве на наследство от дата, являются собственниками по ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: РБ, адрес. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., почтовый адрес ориентира: адрес.

 Истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, но получили отказ в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения и размещения в данной территориальной зоне индивидуального жилого дома является запрещенным видом разрешенного использования земельного участка. Дополнительно сообщалось, что полномочия по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство Республики Башкортостан.

 дата истцы обратились с аналогичным заявлением в Правительство Республики Башкортостан. В ответе было рекомендовано обратиться в Администрацию городского округа г.Уфа РБ с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения территориальных зон.

 дата истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки границ городского округа город Уфа Республики Башкортостан в части территориальных зон, об установлении категории земель и установлении вида разрешенного использования для вышеуказанного участка, предоставлении его в собственность.

 Истцы считают данное решение незаконным и противоречащим требованиям ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, поскольку фактическое пользование земельным участком происходит с 1977 года, на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, объектов общего пользования не имеется.

 Судом вынесено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе представителя Сулейманова Альберта Э., Сулейманова Айрата Э., Галиуллиной З.Э., Пугачевой А.Э. – ФИО6 ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и выслушав представителя Сулейманова Альберта Э., Сулейманова Айрата Э., Галиуллиной З.Э., Пугачевой А.Э. – ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в зоне рекреационного назначения, относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

 Согласно ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться, в том числе зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д. Данные зоны в составе рекреационных зон используются исключительно для отдыха граждан и туризма (п. 9 ст. 85, п. 1 ст. 98 Земельного кодекса РФ).

 В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 В соответствии с абзацем 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи.

 В соответствии с ч. 5 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

 В соответствии с п. 43.4 Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4 рекреационные зоны "Р" -1, "Р" -2 - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.

 Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 7/4 от 22 августа 2008 года (в редакции от 09 ноября 2011 года) обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек, следовательно, и строительство таких объектов, не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон.

 Согласно ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

 В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

 На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

 Из материалов дела следует, что Пугачева А.Э., Сулейманов А.Э., Сулейманов А.Э., Галиуллина З.Э. на основании свидетельств о праве на наследство от дата являются собственниками по ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: РБ, адрес, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от дата, дата (л.д. ...

 дата истцы Пугачева А.Э., Сулейманов А.Э., Сулейманов А.Э., Галиуллина З.Э. обратились к Главе Администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером ... расположенного по адресу: РБ, адрес (л.д. ...

 Согласно письму Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ №... от дата испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: РБ, адрес находится в территориальной зоне рекреационного назначения, по вопросу предоставления в собственность земельного участка рекомендовано обратиться в Правительство Республики Башкортостан (л.д. ...

 дата истцы Пугачева А.Э., Сулейманов А.Э., Сулейманов А.Э., Галиуллина З.Э. обратились в Правительство Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: с кадастровым номером ... расположенного по адресу: РБ, адрес (л.д. ...

 Согласно письму Министерства земельных и имущественных отношении РБ №... от дата испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ... входит в территориальную зону рекреационного назначения «Р-1». В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ, утвержденными решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 г. № 7/4 (ред. от 09.11.2011 г.), обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон. Заявителям предложено обратиться в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения границ территориальных зон (л.д. ...

 Согласно кадастровому паспорту земельного участка №... от дата земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: РБ, адрес входит в территориальную зону «РБ, г. Уфа. Зона рекреационного назначения, реестровый номер ..., индекс Р-1», ... сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от дата № 7/4, Решение Совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 № 7/4, Решение Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ» от 22.08.2008 № 7/4.

 Земельный участок полностью входит в Зону: «РБ, г. Уфа, Водоохранные зоны рек, реестровый номер, ...», ..., сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 № 7/4 (л.д. ...

 дата истцы обратились в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки границ городского округа город Уфа Республики Башкортостан в части территориальных зон, установлении категории земель и вида разрешенного использования и предоставлении в собственность (л.д. ...

 Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан №... от дата, испрашиваемый земельный участок расположен на территории, предусмотренной для создания паркой зоны, изменение границ территориальных зон не представляется возможным (л.д. 13).

 В соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

 Признание права собственности на земельный участок водоохранной зоны влечет за собой нарушение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полос водного объекта, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду (ст.2 Конституции Российской Федерации).

 Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что спорный земельный участок полностью входит в зону «водоохранные зоны рек», сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения Совета ГО г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ» от 22.08.2008 № 7/4, а также входит в территориальную зону рекреационного назначения, в связи с чем, исковые требования об обязании заключить с истцами договор передачи в собственность земельного участка с кадастровым номером ... путем выкупа являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

 Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохраной зоны, в материалах дела также не имеется.

 Далее, как видно из искового заявления, истцы просят установить категорию земель и вид разрешенного использования для земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером ...

 В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастре объектов недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 Согласно п. 9 ч. 1 ст. 22 названного Закона при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в п. 14 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (вида разрешенного использования) с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

 В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов (подп. 2 п. 1), которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2).

 Согласно ч. 1 - 3 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

 В ч. 6 ст. 37 ГрК РФ установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.

 В силу ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (ч. 9). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 12).

 В соответствии со ст. 85 ЗК РФ территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.

 Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.

 В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

 Согласно п. 2 ст. 85 ЗК, ч. 2 ст. 30, ст. 31 ГрК РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.

 Принимая решение в указанной части, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, обоснованно исходил из того, что истцам необходимо было получить в установленном законом порядке разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка с обсуждением данного вопроса на публичных слушаниях.

 Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с положениями ст. 39 ГрК РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкорстан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 г. № 7/4 соблюдена процедура, предусматривающая получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, истцами в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

 Таким образом, в силу вышеназванных правовых норм условно разрешенный вид использования земельного участка не может быть выбран истцами самостоятельно и предоставляется лишь на основании разрешения главы местной администрации в порядке, предусмотренном главой 4 Градостроительного кодекса РФ.

 Анализируя вышеприведенные нормы закона, судебная коллегия считает, что процедура установления категории земли и вида разрешенного использования земельного участка в судебном порядке невозможна, поскольку законом предусмотрена иная специальная процедура.

 Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

 Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сулейманова Альберта Э., Сулейманова Айрата Э., Галиуллиной З.Э., Пугачевой А.Э. - ФИО6 – без удовлетворения.

 Председательствующий Нурисламов Ф.Т.

 Судьи Киньягулова Т.М.

 Вахитова Г.Д.