Судья: Пастушенко С.Н. дело №33-14995/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 августа 2019 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,
судей: Корниенко Г.Ф., Маримова В.П.,
при секретаре Стяжкиной С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону об обязании произвести перерасчет размера пенсии по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.05.2019 года.
Заслушав доклад судьи Маримова В.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону об обязании произвести перерасчет размера пенсии, указав в обоснование заявленных требований, что является получателем страховой пенсии по старости, при этом общий трудовой стаж составил 40 лет 09 мес. 06 дн., из которого специальный стаж - 21 год 06 мес. 27 дн., продолжительность трудовой деятельности с 02.09.1961г. по 30.04.1999г. Истец указал, что изначально в 1999г. ему была назначена пенсия по правилам ст.12 Закона РФ №340-1 от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РФ» и присвоен стажевый коэффициент в размере 75%. В конце 1999г. произведен перерасчет пенсии с присвоением коэффициента в размере 67%, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
Полагая, что применяемый ответчиком размер ИКП является заниженным, в связи с чем с конца 1999г. по настоящее время размер пенсии исчисляется в меньшем размере, истец просил суд обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону применить законодательство, действовавшее в период выполнения работы в соответствии с ч.2 ст.16 Закона РФ от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях РФ», в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», учесть при расчете пенсии увеличение ее размера на 1% заработка за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для назначения пенсии, рассчитать размер валоризации с учетом общего трудового стажа продолжительностью 29 лет. Обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 01.01.1999г. по настоящее время, с применением коэффициента 75% с дальнейшим переходом на конвертацию с 01.02.2002г.
В ходе рассмотрения дела, истец в порядке 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, и просил суд обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону при расчете размера страховой пенсии истца с 01.02.2002г. применить законодательство, действовавшее в период выполнения им работы, а именно, применить коэффициент 75%, рассчитать размер валоризации с учетом общего трудового стажа продолжительностью 29 лет, обязать ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону произвести перерасчет страховой пенсии по старости за период с 01.02.2002 г. по настоящее время.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 мая 2019г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, полагая, что решение вынесено с неправильным применением норм материального права, с неверным применением норм действующего законодательства, с учетом позиции ответчика. Апеллянт полагает, что в данном случае не усматривается двойное исчисление стажа, только учитывается наличие общего стажа, а также специального. По мнению апеллянта, выводы суда являются предположительными, изменение законодательства после возникновения права и его реализации в установленном порядке не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Кроме того, апеллянт указывает на то, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что при утверждении ответчика о том, что примененный расчет является более выгодным вариантом для истца, ответчик применил неверное исчисление и не применил Федеральный Закон №340-1. Истец полагает, что его права, существовавшие в период выполнения работы, должны быть сохранены и при новом порядке расчета пенсии.
ГУ УПФ РФ в Кировском районе г.Ростова-на-Дону в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, что ФИО1 с 01.01.1999г. являлся получателем пенсии, назначенной на основании п.п. «б» ст.12 Закона РФ от 20 ноября 1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (работа в особых условиях Список N 2).
05.05.1999г. ФИО1 обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с 01.06.1999г., исходя из общего трудового стажа 40 лет и среднемесячного заработка за 1973-1978г.
Также из материалов дела следует, что расчетный размер пенсии истцу был определен исходя из общего трудового стажа и по состоянию на 01.01.2002г., стажевый коэффициент составил 0,67, исходя из общего календарного стажа 37 лет при требуемом 25 лет.
В июле 2002г. была установлена нецелесообразность исчисления размера пенсии истца исходя из общего трудового стажа, в связи с чем с 01.08.2002г. истцу был произведен перерасчет пенсии исходя из стажа на соответствующих видах работ (Список №2) – 21 год 6 мес. 27 дн. (стажевый коэффициент составил 0,70). В связи с указанным перерасчетом истцу была произведена доплата пенсии за период с 01.01.2002г. по 31.07.2002г.
Из материалов дела также усматривается, что в 2010г. произведена валоризация пенсии и в связи с введением с 01 января 2015г. в действие Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер пенсии истца был пересмотрен в соответствии с нормами данного закона.
Кроме того, судом установлено, что при расчете трудовой пенсии истцу была произведена конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал исходя из специального трудового стажа (21 год 06 месяцев 27 дней), так как стажевый коэффициент выше. Полным является стаж работы, предусмотренный в абзацах вторых подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. (по Спискам N 1 и Спискам N 2), с учетом которого преполагается уменьшение общеустановленного возраста назначения трудовой пенсии. Поэтому стажевый коэффициент зависит от возраста пенсионера по состоянию на 01.01.2002г. Мужчинам, достигшим на 01.01.2002г. возраста 60 лет и более, для конвертации пенсионных прав из специального трудового стажа работы по Списку N 2 требуемый стаж составляет 6 лет 3 месяца - это 55%, и увеличивается на 1% за каждый отработанный год сверх требуемого льготного стажа, но не более 75%. у истца отработано сверх требуемого льготного стажа 15 лет (21 год 6 мес. - 6 лет 3 мес.) - это составило 15%. Итого: 55% + 15% = 70%.
Нормами действующего пенсионного законодательства предусмотрено, что стажевый коэффициент из календарного трудового стажа (37 лет) меньше – 0,67 и определяется он следующим образом: 37 лет (общий трудовой стаж) - 25 лет (требуемый стаж для мужчины - 55%) = 12 лет (стаж, отработанный сверх требуемого - 12%). 55% + 12% = 67% = 0,67.
С учетом изложенного, суд согласился с позицией ответчика, что расчет пенсии с учетом стажевого коэффициента, определенного из льготного трудового стажа, для ФИО1 наиболее выгоден.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходил из того, что при расчете трудовой пенсии истцу была произведена конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал исходя из специального трудового стажа (21 год 06 месяцев 27 дней), так как стажевый коэффициент выше.
С 01.01.2010г. произведена валоризация (перерасчет пенсии с учетом "советского" стажа работы) согласно ст.30.1 Федерального закона N 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона N213-ФЗ от 24.07.2009г.). Одновременно базовая часть трудовой пенсии вошла в страховую в виде фиксированного базового размера. Так как расчет трудовой пенсии истца производится из специального трудового стажа работы, то согласно п.4 ст.30.1 ФЗ N 173 от 17.12.2001г. (в ред. ФЗ N 213 от 24.07.2009г.) и сумма валоризации определяется исходя из продолжительности специального трудового стажа по Списку N 2.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 вышеназванного Федерального закона от 17.12.2001г. и сверх того 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год специального трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991г.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлено со стороны ответчика нарушений пенсионных прав истца, поскольку расчет пенсии из специального трудового стажа истцу наиболее выгоден, так как размер пенсии больше.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, принимая во внимание следующее.
Государственные пенсии в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и с учетом особенностей приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
До 01 января 2002 года пенсии на территории РФ назначались в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» N 340-1 от 20.11.1990г., а с 01 января 2002г. в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ.
В соответствии с Положением статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о трудовых пенсиях в РФ) предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ.
С момента вступления в силу Закона о трудовых пенсиях в РФ другие федеральные законы, принятые до дня его вступления в силу, и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону о трудовых пенсиях в РФ, что свидетельствует о том, что законодатель закрепил норму о приоритете норм Закона о трудовых пенсиях в РФ над нормами других законов.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона о трудовых пенсиях в РФ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно правилам статьи 14 Закона о трудовых пенсиях в РФ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
В соответствии со статьей 29 Закона о трудовых пенсиях в РФ, размеры трудовых пенсий, установленные до его вступления в силу по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ, при этом расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий устанавливается в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ.
Нормами статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ предусмотрено, что в связи с введением в действие Закона о трудовых пенсиях в РФ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - БЧ) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 01 января 2002 года (450 рублей в месяц); Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 Закона о трудовых пенсиях в РФ). Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно пункту 9 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в РФ, но не позднее 01 января 2013 года.
В силу пункта 1 статьи 30.1 Закона о трудовых пенсиях в РФ, величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30.1 Закона о трудовых пенсиях в РФ в общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях в РФ, при этом включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии и продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Согласно пункту 4 статьи 30.1 Закона о трудовых пенсиях в РФ, сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Как следует из материалов дела, до 01.01.2002г. пенсионное обеспечение неработающих граждан осуществлялось по Закону РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», либо по Федеральному закону от 21.07.1997 №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера.
С 01.01.1999г. ФИО1, как работающему, была назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в особых условиях (по Списку №2) по нормам ст.12 «б» Закона № 340-1 от 20.11.1990, исчисленная с учетом общего трудового стажа 39 лет, в том числе стажа на соответствующих видах работ (по Списку №2) - 21 год 6 мес. 27 дней, среднемесячного заработка 246,75 руб. за период с 01.04.1973г. по 31.03.1978г., осовремененного в установленном порядке, ограниченная максимальным размером на уровне трех минимальных пенсий по старости (372,93 руб.). Согласно заявлению ФИО1 от 05.05.1999г. (л.д.107) и прекращением заявителем трудовой деятельности, с 01.06.1999г. пенсия истцу была пересчитана исходя из общего трудового стажа - 40 лет и среднемесячного заработка за 1973-1978г.г., размер пенсии составлял на тот период 410,30 руб. (в том числе компенсационная выплата — 85 руб.).
При этом, при расчете трудового стажа ФИО1 по нормам Закона РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», служба в армии была засчитана ему в двойном размере.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.10.1999г. №1140 среднемесячная заработная плата в стране, используемая при исчислении размера пенсии с применением индивидуального коэффициента с 01.11.1999г. была установлена в размере 979 руб. В связи с чем, с 01.11.1999г. пенсия ФИО1 была пересчитана по наиболее выгодному варианту по нормам Федерального закона №113-ФЗ, исходя из календарного трудового стажа 37 лет (37-25) *0,01+0,55 = 0,67 (стажевый коэффициент) и с учетом среднемесячного заработка за 1973-1978г.г. (максимально учитываемое отношение заработков - 0,7, фактическое - 1,648), и ее размер составлял 459,15 руб. = (0,67 х 0,7 х 979 руб. - среднемесячная заработная плата в стране).
Далее размер пенсии индексировался в общеустановленном порядке и по состоянию на 31.12.2001г. составлял 1343,48 руб. = (0,67 х 1,2 х 1671 - среднемесячная заработная плата в стране).
С 01.01.2002г. пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому размер трудовой пенсии исчисляется исходя из трудового стажа (по состоянию на 01.01.2002г.), среднемесячного заработка (за периоды работы до 01.01.2002г.), а также суммы страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования после 01.01.2002г. В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется путем умножения стажевого коэффициента (от 0,55 до 0,75 в зависимости от продолжительности трудового стажа) на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период и далее - на среднемесячную заработную плату в стране за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 (1671 руб.). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается не свыше 1,2.
В целом, исчисление стажевого коэффициента для граждан, работавших в особых условиях труда, может осуществляться только по двум основаниям, а именно исходя из общего трудового стажа. В этом случае для мужчин, имеющих не менее 25 лет общего трудового стажа стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; исходя из специального стажа. При этом стажевый коэффициент определяется в зависимости от возраста пенсионера по состоянию на 01.01.2002г. Согласно представленным документам для установления пенсии стаж ФИО1 составил: страховой стаж на 01.01.2002 — 37 лет 08 месяцев 29 дней (календарный); специальный трудовой стаж на 01.01.2002 — 21 год 06 месяцев 27 дней. Согласно заявлению ФИО1 разногласий относительно продолжительности стажа не имеется. Таким образом, требуемый стаж по Списку №2 для мужчин 58 лет — 6 лет и 3 месяца, следовательно, стажевый коэффициент 0,55 повышается на 0,01 за каждый полный год специального стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. В соответствии с разъяснениям Пенсионного Фонда России, с 01.08.2002г. был произведен перерасчет пенсии ФИО1 по наиболее выгодному для него - второму варианту, с учетом имеющегося у него специального трудового стажа на соответствующих видах работ по Списку №2, исчисленный исходя из специального трудового стажа 21 год и среднемесячного заработка за 1973-1978г.г.
В последующем размер пенсии ФИО1 изменялся в общеустановленном порядке, в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку расчет пенсии из специального трудового стажа истцу наиболее выгоден, так как размер пенсии больше.
Доводы апелляционной жалобы, основаны на неверном толковании норм материального права, по сути, сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленным доказательствам, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им была дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, которые могли бы повлечь отмену постановленного решения, так как обстоятельствам, с которыми не соглашается сторона истца, была дана верная оценка, основанная на материалах дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.09.2019г.