АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«06» февраля 2013 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Дедюевой М.В., Андреева С.В.,
при секретаре Лбовой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОГКУ «Костромаавтодор», апелляционное представление прокурора Островского района на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 29 октября 2012 г., которым постановлено:
требования прокурора Островского района удовлетворить частично.
Обязать ОГКУ «Костромаавтодор» привести проезжую часть автодороги Кострома-В.Спасское в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», устранив следующие повреждения в срок до 01 января 2014 года: - на 68км+900м-69 км - восстановить ровность проезжей части и устранить возвышение лотка над проезжей частью в обратном направлении; - на 83км-83км+100м - устранить колейность в обратном направлении; - на 91км+000м-94км+100м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках в обоих направлениях, - на 94км+900м-96км+800м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках в обоих направлениях, - на 98км+700м-98км+225м восстановить ровность проезжей части, - на 101км+505м-101км+825м устранить колейность в обратном направлении; - на 101км+825м-102км+290м восстановить ровность проезжей части; - на 102км+290м-102км+390м устранить колейность в обратном направлении; - на 103км+200м-103км+700м восстановить ровность проезжей части, устранить колейность в обоих направлениях в границах данного участка на отрезке от 103км+330м до 103км+630 м; - на 103км+670м-103км+770м устранить колейность в обоих направлениях; - на 104км+800м-105км+300м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках дороги в обоих направлениях; - на 106км+520м-107км+000м устранить колейность в обратном направлении.
Обязать ОГКУ «Костромаавтодор» провести работы по приведению водопропускной трубы на участке автодороги Кострома-В.Спасское - 83км+818м (д. Гуляевка) в соответствие с требованиями СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84 в срок до 01 октября 2013 года.
В иске к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области об обязании обеспечить финансирование работ прокурору Островского района Костромской области отказать.
Заслушав доклад судьи Дедюевой М.В., объяснения прокурора Рыловой Т.В., поддержавшей апелляционное представление и полагавшей, что решение подлежит отмене в части требований к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, в удовлетворении которых прокурору отказано, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований прокурора, объяснения представителя ОГКУ «Костромаавтодор» ФИО1, поддержавшей апелляционную жалобу и полагавшей решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области ФИО2, считавшего решение суда в части отказа в иске прокурору Островского района о возложении обязанности по финансированию работ на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области законным и обоснованным, объяснения представителя администрации Костромской области ФИО3, считавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
Установила:
Прокурор Островского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» об обязании привести проезжую часть автодороги Кострома - В.Спасское в соответствие с государственным стандартом, провести работы по приведению водопропускной трубы в соответствие с требованиями СНиП.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Островского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на участке автодороги Кострома - В.Спасское Костромской области, в ходе которой выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. Указанная автодорога относится к дорогам категории «Б», является собственностью Костромской области и находится в оперативном управлении ОГКУ «Костромаавтодор». При проведении проверки технического состояния дорожного полотна ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки, которые зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ, недостатки требуют устранения.
В ходе рассмотрения дела прокурор требования неоднократно уточнял, сформулировав их окончательно следующим образом:
1. обязать ОГКУ «Костромаавтодор» привести проезжую часть автодороги Кострома - В.Спасское в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», устранив повреждения и колейность проезжей части на следующих участках автодороги Кострома- В.Спасское в срок до 01 января 2014 г.: 68км+900м-69км - восстановить ровность проезжей части и устранить возвышение лотка над проезжей частью в обратном направлении; 83км-83км+100м - устранить колейность в обратном направлении; 83 км.-84 км. -восстановить ровность проезжей части, устранить разрушения обочины над водопропускной трубой, 84км+400м-85км+400м восстановить ровность проезжей части; 91км+000м-94км+100м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках в обоих направлениях; 94км+900м-96км+800м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках в обоих направлениях; 98км+700м-98км+225м восстановить ровность проезжей части; 101км+505м-101км+825м устранить колейность в обратном направлении; 101км+825м-102км+290м восстановить ровность проезжей части; 102км+290м-102км+390м устранить колейность в обратном направлении; на 103км+200м-103км+700м восстановить ровность проезжей части, устранить колейность в обоих направлениях в границах данного участка на отрезке от 103км+330м до 103км+630м; 103км+670м-103км+770м устранить колейность в обоих направлениях; 104км+800м-105км+300м восстановить ровность проезжей части, устранить выкрашивание кромки проезжей части на отдельных участках дороги в обоих направлениях; 106км+520м-107км+000м устранить колейность в обратном направлении;
2. обязать ОГКУ «Костромаавтодор» провести работы по приведению водопропускной трубы на участке автодороги Кострома-В.Спасское - 83км+818м (д. Гуляевка) в соответствие с п. 8.1 СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84 в срок до 01 октября 2013 г.;
3. при отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» средств, необходимых для приведения проезжей части автодороги Кострома-В.Спасское на участке и в границах Островского района Костромской области в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», приведению водопропускной трубы на участке автодороги Кострома-В.Спасское - 83км+818м (д. Гуляевка) в соответствие с п. 8.1 СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84 возложить обязанность по финансированию работ на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области за счет средств дорожного фонда Костромской области.
В качестве третьих лиц в деле участвовали департамент финансов Костромской области, администрация Костромской области, ГИБДД УМВД России по Костромской области, ГПКО «Островское ДЭП-15».
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 29 октября 2012 г. производство по делу прекращено по отказу от иска в части требований об обязании ОГКУ «Костромаавтодор» привести автодорогу Кострома - В.Спасское в соответствие с требованиями ГОСТ на 83км-84км (восстановление ровности проезжей части, устранение разрушения обочины над водопропускной трубой), на 84км+490м-84км+590м (устранение колейности в обратном направлении), на 84км+400м-85км+400м (восстановление ровности проезжей части).
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ОГКУ «Костромаавтодор» просит отменить решение суда и отказать прокурору Островского района в удовлетворении заявленных требований. Считает, что ОГКУ «Костромаавтодор», не являясь собственником спорной автомобильной дороги, владея ею на праве оперативного управления, при отсутствии бюджетных ассигнований, конкретно направленных на выполнение работ на спорном участке автомобильной дороги, не имеет никаких правовых оснований для проведения ремонта. Для исполнения учреждением решения суда необходимо наличие определенных условий, а именно принятие нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми ОГКУ «Костромаавтодор» смогло бы, соблюдая положения закона о размещении заказа и бюджетное законодательство, выполнить ремонт вышеуказанного участка автомобильной дороги. ОГКУ «Костромаавтодор» не относится к органам государственной власти, является лишь получателем бюджетных ассигнований, которые вправе расходовать лишь на указанные при предоставлении ассигнований цели. Принятие учреждением управленческих решений с целью исполнения решения суда невозможно.
В апелляционном представлении прокурор Островского района просит решение суда отменить в части требований к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, в удовлетворении которых прокурору отказано, и вынести в этой части новое решение об удовлетворении требований прокурора - об обязании департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области при отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» необходимых денежных средств обеспечить финансирование за счет средств дорожного фонда Костромской области. Указывает, что программа дорожных работ на 2013 год, в соответствии с которой происходит распределение средств дорожного фонда на осуществление дорожных работ, постановлением администрации Костромской области еще не утверждена, но в проекте названной программы не значится проведение работ по ремонту указанных в исковом заявлении участков дороги и сооружений. Поэтому имеются достаточные основания полагать, что департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области необходимый объем ремонтных работ не профинансирует. Отсутствие финансового обеспечения повлечет невозможность выполнения действий ОГКУ «Костромаавтодор» по исполнению решения суда. Отмечает, что требовательная часть искового заявления прокурора в части возложения обязанности по финансированию при отсутствии денежных средств у ОГКУ «Костромаавтодор» изложена в соответствии с нормами ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, но судом первой инстанции в иске по привлечению к субсидиарной ответственности департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области в случае отсутствия средств у ОГКУ «Костромаавтодор» незаконно отказано.
В возражениях относительно апелляционных жалобы и представления прокурора департамент финансов Костромской области считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом, автодорога «Кострома - В.Спасское» является собственностью Костромской области и находится на балансе ОГКУ «Костромаавтодор» на праве оперативного управления.
В ходе проверок, проведенных совместно прокурором Островского района Костромской области, представителями ОГКУ «Костромаавтодор», представителями ГПКО «Островское ДЭП-15» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что автодорога «Кострома-В.Спасское» 66, 68-69, 83-84, 85, 91, 94, 96, 98, 101, 102, 103, 104, 106-107 км не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93, состояние водопропускной трубы на участке автодороги Кострома-В.Спасское - 83 км+818 м в д. Гуляевка не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84, недостатки автодороги и водопропускной трубы отражены в актах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, участниками процесса наличие недостатков не оспаривается.
Разрешая заявленные требования об устранении недостатков, проанализировав нормы законов, регулирующих правоотношения в данной области (ст.ст. 5,6,12 Федерального закона от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.ст. 12,17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), нормы Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утв. постановлением губернатора Костромской области от 14 января 2008 г. №5, положения Устава областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обеспечение безопасности дорожного движения и осуществление дорожной деятельности в отношении спорной автодороги и водопропускной трубы является прямой обязанностью ОГКУ «Костромаавтодор». Данное учреждение создано для осуществления в определенных Уставом пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Костромской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Костромской области и осуществления на них дорожной деятельности.
Таким образом, суд правомерно возложил на ОГКУ «Костромаавтодор» обязанность привести участки автодороги и водопропускную трубу в соответствие с предъявляемыми к их состоянию требованиями в определенные сроки, поэтому судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения в части возложения обязанности на ОГКУ «Костромаавтодор».
Отказывая в удовлетворении требований прокурора Островского района Костромской области, предъявленных к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором предъявлены требования об обязании обеспечить финансирование работ.
Между тем прокурором требования об обязании обеспечить финансирование работ не предъявлялись, предъявлялись требования возложить на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области обязанность по финансированию работ за счет средств дорожного фонда Костромской области при отсутствии необходимых средств у ОГКУ «Костромаавтодор», т.е. прокурор полагал возможной субсидиарную ответственность департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области по обязательствам ОГКУ «Костромаавтодор» лишь при недостаточности собственных средств учреждения.
Такое требование прокурора судебная коллегия считает основанным на законе, исходя из следующего.
В соответствии с ч.3 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя, обеспечивают за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) финансовое обеспечение деятельности казенных учреждений субъекта Российской Федерации, субсидиарно отвечают по обязательствам указанных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленным федеральным законом.
П.1.8 Устава ОГКУ «Костромаавтодор» содержат положение о субсидиарной ответственности департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области при недостаточности собственных средств учреждения.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу п.1.3 Устава ОГКУ «Костромаавтодор» учредителем казенного учреждения ОГКУ «Костромаавтодор» и собственником его имущества является Костромская область, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
В соответствии с п.п.2 п.3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
В силу п.46 Положения о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утв. постановлением губернатора Костромской области от 14 января 2008 г. №5, функцию главного распорядителя и получателя средств областного бюджета на дорожное хозяйство ( дорожные фонды) является департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции установлено, что программа дорожных работ на 2013 год, в соответствии с которой происходит распределение средств дорожного фонда на осуществление дорожных работ, утверждена постановлением администрации Костромской области № 12-а от 22 января 2013г. В названной программе проведение работ по ремонту указанных в исковом заявлении участков дороги и водопропускной трубы не предусмотрено. То есть при недостаточности собственных средств учреждения для выполнения ОГКУ «Костромаавтодор» возложенного судебным решением обязательства по проведению ремонтных работ требуется возложение соответствующей обязанности по финансированию на департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 29 октября 2012 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Островского района Костромской области, предъявленных к департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым обязать департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области при отсутствии у ОГКУ «Костромаавтодор» средств, необходимых для приведения проезжей части автодороги Кострома-В.Спасское на участке и в границах Островского района Костромской области в соответствие с государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», приведению водопропускной трубы на участке автодороги Кострома-В.Спасское - 83км+818м (д. Гуляевка) в соответствие с п. 8.1 СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84 профинансировать работы за счет средств дорожного фонда Костромской области.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОГКУ «Костромаавтодор» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: