ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-14/19 от 16.01.2019 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Щиканов А.В.

Дело № 33-14/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2019 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Коневой О.А.,

судей Золотаревой Ю.Г., Мудрой Н.Г.,

при секретаре Сушковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО на решение Ленинского районного суда ЕАО от 24 октября 2018 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, признании права государственной собственности Еврейской автономной области на земельные участки удовлетворить частично.

Прекратить право собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области на расположенные в границах территории заказника «Чурки» земельные участки с кадастровым номером <...> общей площадью 36,4275 га, и кадастровым номером <...> общей площадью 82,4230 га.

Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о регистрации права собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области на земельные участки, расположенные в границах территории заказника «Чурки», с кадастровым номером <...> общей площадью 36,4275 га и кадастровым номером <...> общей площадью 82,4230 га.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права государственной собственности Еврейской автономной области на земельные участки, расположенные в границах территории заказника «Чурки», с кадастровым номером <...> общей площадью 36,4275 га и кадастровым номером <...> общей площадью 82,4230 га - отказать.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО1, прокурора Кишкуновой Л.Е., представителя управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Еврейской автономной области в лице управления по охране и использованию объектов животного мира к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» (далее - администрация Ленинского муниципального района, администрация) о прекращении права муниципальной собственности на земельные участки. Указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения действующего законодательства при оформлении права муниципальной собственности на земельные участки, находящиеся в составе государственного природного заказника областного значения «Чурки». В силу положений законодательства с момента установления границ особо охраняемой природной территории заказника все земельные участки, находящиеся в его границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью ЕАО. Вместе с тем на основании решений Ленинского районного суда ЕАО зарегистрировано право собственности МО «Ленинский муниципальный район» на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные в границах заказника «Чурки». Однако в силу вышеизложенного спорные земельные участки являются государственной, а не муниципальной собственностью.

Просил прекратить право муниципальной собственности МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО на земельные участки с кадастровыми номерами <...> площадью 36,4275 га и <...> площадью 82,4230 га, расположенные в границах заказника «Чурки», признать право собственности ЕАО на указанные земельные участки.

Определением от 02.10.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КФХ ФИО3, ООО «Гектар».

В судебном заседании помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО ФИО4 исковые требования поддержала. Пояснила, что государственный заказник «Чурки» был образован в 1963 году, статус регионального ему присвоен в 1992 году. Ответчик в 2009 году незаконно зарегистрировал свое право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <...>, расположенные в границах заказника, и незаконно использует их.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО1 исковые требования не признала. Пояснила, что право собственности на спорные земельные участки у муниципального образования возникло на основании решений Ленинского районного суда о прекращении права собственности граждан на невостребованные земельные доли в составе бывшего совхоза «Чуркинский». Данные решения не оспорены и вступили в законную силу. Государственный природный заказник «Чурки» был создан без изъятия земель из частной собственности граждан. Изначально право на спорные земельные участки было приобретено совхозом «Чуркинский», впоследствии в 1994 году они были переданы в долевую собственность граждан. Статья 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», определяющая критерии разграничения права на государственную собственность, введена в действие с 01.07.2006. Поскольку по состоянию на указанную дату вышеназванные земельные участки уже находились в собственности граждан, следовательно, право собственности муниципального образования на них не может быть прекращено.

Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признал. Дал пояснения, аналогичные пояснениям ФИО1 Дополнительно пояснил, что на момент присвоения заказнику «Чурки» статуса регионального у земельных участков, входящих в его состав, уже имелись собственники, впоследствии за счёт данных участков были образованы спорные земельные участки, и право собственности на них оформлено за муниципальным образованием.

Третье лицо ФИО3 возражала относительно требований прокурора.

Представитель третьего лица ООО «Гектар» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация Ленинского муниципального района просила об его отмене, принятии нового решения.

Указала, что, делая вывод о том, что с момента установления границ государственного заказника «Чурки» все расположенные в данных границах земельные участки, не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью ЕАО, суд первой инстанции не учёл, что данные земельные участки принадлежали совхозу «Чуркинский» и использовались как земли сельскохозяйственного назначения с 1940 годов, впоследствии земельные участки были переданы в долевую собственность граждан.

Вывод суда о том, что, оформляя в 2009 году право муниципальной собственности на спорные земельные участки администрация действовала в нарушение положений законодательства, также является несостоятельным. 19.11.2009 право собственности на данные земельные участки оформлено за муниципальным образованием на основании решений Ленинского районного суда, которыми было прекращено право собственности граждан на невостребованные земельные доли в составе бывшего совхоза «Чуркинский». Указанные земельные участки, ранее принадлежащие гражданам, также располагались в границах заказника «Чурки».

В суд апелляционной инстанции представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, КФХ ФИО3, ООО «Гектар» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Представитель администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО1 требования и доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Кишкунова Л.Е., представитель управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО ФИО2 выразили несогласие с апелляционной жалобой, просили оставить её без удовлетворения, решение суда - без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 07.12.1963 № 1262 создан государственный охотничий заказник краевого значения «Чурки».

Постановлением главы администрации ЕАО от 01.07.1992 № 120 данный охотничий заказник преобразован в государственный природный заказник областного значения «Чурки».

Стороной истца не оспаривается, что в границах заказника находились земли сельскохозяйственного назначения совхоза «Чуркинский» (впоследствии ассоциация кооперативов «Чуркинская»).

В 1994 году каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» были выданы свидетельства на право собственности на землю, с указанием площади земельной доли (пая) - 11,34 га, без выдела в натуре.

Решениями Ленинского районного суда ЕАО от 09.06.2008, 30.07.2008, 25.08.2008, 31.07.2008, вступившими в законную силу, прекращено право собственности граждан на невостребованные доли, признано право на земельные доли, расположенные в границах бывшего совхоза «Чуркинский» (ассоциации кооперативов «Чуркинская») за муниципальным образованием «Ленинский муниципальный район» ЕАО.

На основании указанных решений Ленинского районного суда ЕАО, кадастровых паспортов ответчику 19.11.2009 выданы свидетельства о праве муниципальной собственности на земельные участки, категории: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для ведения сельскохозяйственного производства, кадастровый № <...> общей площадью 364275 кв.м, расположенный примерно в 3,6 км по направлению на юго-запад от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ЕАО, Ленинский район, с. Чурки, в границах бывшего совхоза «Чуркинский» (АК «Чуркинская») и кадастровый № <...> общей площадью 824230 кв.м, расположенного примерно в 1,35 км по направлению на юго-запад от с. Чурки, в границах бывшего совхоза «Чуркинский» (АК «Чуркинская»).

Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером <...> полностью входит в границы государственного природного заказника областного значения «Чурки», земельный участок с кадастровым номером <...> частично расположен в границах заказника.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (редакция от 13.05.2008) земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.

Законом ЕАО от 25.04.2007 № 131-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов ЕАО отдельными государственными полномочиями в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения» органы местного самоуправления, в том числе Ленинского муниципального района, наделялись государственными полномочиями в части: образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли) и направления в суд заявлений о признании права собственности муниципального образования на указанные земельные участки.

При этом данным законом были предусмотрены контрольные функции органов государственной власти области при осуществлении органами местного самоуправления данных полномочий.

Таким образом, вопреки выводу суда первой инстанции муниципальное образование «Ленинский муниципальный район» приобрело право муниципальной собственности на спорные земельные участки в соответствии с предоставленными органу местного самоуправления полномочиями на основании вступивших в законную силу судебных постановлений.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 9 статьи 95 Земельного кодекса РФ объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Согласно пункту 3 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Как следует из пункта 1.5 Положения о государственном природном заказнике областного значения «Чурки», утверждённого постановлением правительства ЕАО от 03.09.2013 № 423-пп, учреждение заказника не влечёт за собой изъятия земельных участков у их пользователей, владельцев и собственников.

В соответствии с пунктом 5.1.10 данного Положения на территории заказника допускается распашка земель сельскохозяйственного назначения, использующихся или ранее используемых по их целевому назначению собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для производства сельскохозяйственной продукции по согласованию с управлением по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.

Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, ранее, до приобретения данной территорией статуса природного заказника областного значения, спорные земельные участки принадлежали совхозу «Чуркинский» и использовались по целевому назначению, в дальнейшем в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 земли сельскохозяйственного назначения совхоза «Чуркинский» перешли в долевую собственность граждан-членов сельскохозяйственного предприятия, а потом в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» - в качестве невостребованных долей в собственность муниципального образования «Ленинский муниципальный район», в связи с чем в соответствии с вышеуказанными нормами земельного и природоохранного законодательства судебная коллегия не усматривает оснований для признания обоснованным вывода суда первой инстанции об удовлетворении настоящего иска. В силу изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части удовлетворения иска прокурора о прекращении права муниципальной собственности на спорные земельные участки отменить, в удовлетворении иска в данной части отказать.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда ЕАО от 24 октября 2018 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о прекращении права муниципальной собственности на расположенные в границах территории государственного природного заказника областного значения «Чурки» земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...> отменить, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО считать удовлетворённой.

Председательствующий О.А. Конева

Судьи Ю.Г. Золотарева

ФИО6