Судья Носова О.А. Дело № 33-1500/2017
Докладчик Карпов А.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июня 2017 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Прокопец Л.В., Шептуновой Л.П.,
при секретаре Макаровой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Южно-Сахалинск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить службу авиационной безопасности оружием с патронами к нему
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО4
на решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 марта 2017 года, которым признано незаконным бездействие акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, на акционерное общество «Аэропорт Южно-Сахалинск» возложена обязанность в течение десяти месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
01 августа 2016 года Сахалинский транспортный прокурор ФИО5 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к акционерном обществу «Аэропорт Южно-Сахалинск» с иском о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить службу авиационной безопасности оружием с патронами.
В обоснование требований указал, что в соответствии с планом работы Дальневосточной транспортной прокуратуры проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму в сфере воздушного транспорта. В ходе проверки установлено, что в нарушение положений пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142, сотрудники службы авиационной безопасности акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» не оснащены служебным оружием, кроме того, лицензия на приобретение служебного оружия и патронов к нему, разрешение на хранение и использование служебного оружия у общества отсутствуют, а также учет и сохранность служебного оружия. Просил признать незаконным бездействие акционерного общества «Аэропорт Южно-Сахалинск» в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием, возложении обязанности в течение десяти месяцев после вступления судебного решения в законную силу обеспечить службу авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему.
Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует представитель ответчика ФИО4, в апелляционной жалобе просит его отменить, отказать в удовлетворении иска. Указывает, что материалами дела не подтверждены факты бездействия ответчика в части непринятия мер к обеспечению службы авиационной безопасности служебным оружием и патронами к нему.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 году № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 3 статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Воздушный кодекс Российской Федерации в пунктах 1 и 3 статьи 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, то есть противоправных действий (бездействия), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (пункт 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Согласно пункту 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
В силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Федеральные авиационные правила в области гражданской авиации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации (пункты 1 и 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 года № 360).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», устанавливающие требования авиационной безопасности к аэропортам, которые согласно пункту 1 Правил, если не указано иное, обязательны для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с пунктом 9 указанных Федеральных авиационных правил служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.
В силу пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» служба авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Таким образом, Министерство транспорта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 года № 360 полномочия по установлению требований авиационной безопасности, утвердило Федеральные авиационные правила, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, предусматривающие их обязанность по оснащению служб авиационной безопасности аэропортов служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнение администрацией аэропорта требований пункта 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», предусматривающих оснащение службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, является обязательным в силу пункта 1 данных Федеральных авиационных правил, и не поставлено в зависимость от осуществления подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ охраны границ территории (периметра) аэропорта и отдельных объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, чего не учел суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Статья 10 Федерального закона «Об оружии», определяет круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, к которым отнесены, в том числе, юридические лица с особыми уставными задачами.
Согласно статье 12 указанного Федерального закона юридические лица с особыми уставными задачами имеют право приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц - поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел.
Службы авиационной безопасности аэропортов являются подразделениями юридических лиц, организующих и обеспечивающих деятельность аэропорта, в их компетенцию в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации входит обеспечение авиационной безопасности, они являются службами с особыми уставными задачами, и в силу пункта 3 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами.
Из материалов дела следует и судом установлено, что акционерное общество «Аэропорт Южно-Сахалинск» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, общество осуществляет аэропортовую деятельность, включающую, в том числе обеспечение авиационной безопасности.
Судом установлено, что служба авиационной безопасности ответчика в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет комплекс мероприятий, в том числе: разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров; разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта, в целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников; осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных устройств, взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства; принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах, и не оснащена служебным оружием, что не оспаривается сторонами.
Разрешая дело, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком, осуществляющим деятельность по эксплуатации аэропорта «Южно-Сахалинск», создано структурное подразделение общества - служба авиационной безопасности, являющаяся службой с особыми уставными задачами, сотрудникам которой при исполнении служебных обязанностей положениями статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации разрешено ношение и применение служебного оружия. Однако ответчиком в нарушение обязательных для исполнения администрацией аэропорта требований, установленных пунктом 5 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», допущено незаконное бездействие, общество не принимает мер по оснащению службы авиационной безопасности аэропорта служебным оружием, созданию условий, необходимых для приобретения и хранения служебного оружия в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая, что деятельность ответчика, который является юридическим лицом с особыми уставными задачами согласно положениям статей 4 и 10 Федерального закона «Об оружии», и связана с обеспечением авиационной безопасности, суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы о наличии вневедомственной охраны в аэропорту города Южно-Сахалинска являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не могут быть достаточными для обеспечения авиационной безопасности в аэропорту «Южно-Сахалинск» от незаконного вмешательства в области авиации.
Доводы жалобы о возвращении в 2008 году лицензии на право хранения и использования служебного оружия лицензирующему органу не опровергают выводы суда о необходимости оснащения службы авиационной безопасности ответчика служебным оружием.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Прокопец Л.В.
Шептунова Л.П.