ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1501/2018 от 10.04.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело

Судья Затеева Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

Председательствующего Чайкиной Е.В.

судей краевого суда Погореловой Е.А.

ФИО1

при секретаре Дорофеевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 10 апреля 2018 года гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы

по апелляционной жалобе представителя Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>ФИО3

на решение Тунгокоченского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» недоначисленную заработную плату в пользу ФИО2 за период с <Дата>. по <Дата>. в сумме 9.146,64 рублей (девять тысяч сто сорок шесть рублей 64 копейки).

Обязать Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» истцу ФИО2 – 9.146,64 рублей, в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 (четыреста) рублей.

Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в должности сторожа. Заработная плата истца состоит из тарифной ставки, районного и «северного» коэффициентов, иных выплат. Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к заработной плате, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда. Просил взыскать с «Вершино-Дарасунская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме 9146,64 рублей (л.д.

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> (л.д. ).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. ).

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес>ФИО3 просит решение суда отменить в части касающейся возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию на указанные цели. Ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций складываются из нормативов финансового обеспечения расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций и нормативов финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. При определении субвенций должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы, оплата труда иных работников обслуживающего персонала осуществляется за счет средств местных бюджетов. Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> в полном объеме выполняет обязательства перед муниципальным районом «<адрес>» по финансированию расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций (л.д. ).

В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили. Директор МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО4 просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> обязанности профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО2 взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Судебная коллегия находит аргументы заявителя апелляционной жалобы заслуживающими внимание.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО2 работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» по трудовому договору с <Дата> в должности сторожа (л.д. ).

Возлагая на Министерство приведенную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что по информации комитета образования администрации муниципального района «<адрес>» источником финансирования заработной платы работникам, занимающим должность истопника является субсидия краевого бюджета (л.д. ), при этом районный суд ошибочно указал в решении на финансирование за счет субвенций вместо субсидий, как это указано в информации комитета.

Между тем оснований для возложения субсидиарной ответственности на Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> не имеется в связи со следующим.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (часть 1 статьи 52 Федерального закона №273-ФЗ).

Требования к кадровому обеспечению реализации образовательной программы определяются исходя из Федеральных государственных образовательных стандартов, санитарно-эпидемиологических нормативов.

Таким образом, в нормативы затрат на реализацию образовательных программ по каждому уровню образования в муниципальных общеобразовательных организациях включается, в том числе оплата труда инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Поэтому при определении размера субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях должны учитываться расходы на оплату труда тех работников обслуживающего персонала, которые осуществляют реализацию образовательной программы.

Следовательно, расходы на иных работников обслуживающего персонала учету не подлежат, в связи с чем, оплата их труда должна осуществляться за счет средств местных бюджетов.

Подобной позиции придерживается Министерство образования и науки Российской Федерации, указав, в частности, в Методических рекомендациях по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования от 1 октября 2013 года № 08-1408 на то, что при расчете нормативов финансового обеспечения должны учитываться расходы на оплату труда обслуживающих работников, участвующих в реализации общеобразовательной программы; в нормативы затрат на реализацию основной образовательной программы дошкольного образования не может быть включена заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, слесари-сантехники и пр.).

Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, являющимся приложением к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 08-1002, в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрена оплата труда персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, за счет средств субвенции, получаемой из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, не имелось оснований для возложения на министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> субсидиарной ответственности по выплате заработной платы истцу, которая занимала должность сторожа.

Поэтому из решения суда подлежит исключению абзац 3 о возложении на министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> обязанности профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» ФИО2 взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ».

Кроме того, данная обязанность не может быть возложена на Министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> и за счет субсидий.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункты 1-3 статьи 139 БК РФ).

Согласно пунктам 2, 4 Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых в <Дата> году из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> на оплату труда отдельных категорий работников муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, непосредственно не связанных с реализацией образовательных программ, утвержденных постановлением <адрес> от <Дата>, субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, связанных с оплатой труда отдельных категорий работников, в соответствии с прилагаемой методикой. Субсидия имеет целевое назначение и направляется на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, связанных с оплатой труда отдельных категорий работников.

Согласно пункту 5 названного Порядка предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований производится Министерством финансов <адрес>, подтверждений направления Министерством образования, науки и молодежной политики <адрес> субвенций из краевого бюджета; субсидии для исполнения органом местного самоуправления обязательств по оплате труда, в том числе по категории работников рабочие, не направлялись, и министерство образования, науки и молодежной политики <адрес> не является органом исполнительной власти субъекта Федерации, к полномочиям которого относится предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Тунгокоченского районного суда <адрес> от <Дата> в части обязания Министерства образования, науки и молодежной политики <адрес> профинансировать администрацию муниципального района «<адрес>» <адрес> денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» истцу ФИО2 – 9146,64 рублей, в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» отменить.

Исключить из резолютивной части решения абзац 3.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий: Чайкина Е.В.

Судьи: Погорелова Е.А.

ФИО1