Судья Исмагилов А.Т. Дело № 33-15034/2015
Учет 48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2015 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего – судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Каримовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Кузнецова С..А., ФИО1, действующих также в интересах несовершеннолетних детей ФИО4,, ФИО5, к финансово-бюджетной палате Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о компенсации вреда, причиненного незаконным бездействием органа муниципальной власти, отказано.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя финансово-бюджетной палаты Альметьевского муниципального района – ФИО6, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3, ФИО1, действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5, обратились в суд с иском к финансово-бюджетной палате Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о компенсации вреда, причиненного незаконным бездействием органа муниципальной власти.
В обоснование иска указали, что в результате весеннего паводка, имевшего место в 2012 году, произошло затопление принадлежащего им домовладения, расположенного по адресу: <адрес>. Они на момент затопления не были зарегистрированы по указанному адресу, в связи с чем исполнительный комитет не включил их в список лиц, пострадавших от паводка и имеющих право на получение компенсационных выплат. Заочным решением Альметьевского городского суда от 18 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, признано незаконным бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, выразившееся в отказе во включении истцов в списки граждан для получения единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате весеннего паводка в 2012 году. Решением Альметьевского городского суда от 05 мая 2014 года удовлетворены требования истцов, заявленные к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района, о взыскании за счет средств казны причитающейся им помощи в размере 60000 рублей на каждого члена семьи, однако апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2014 года указанное решение отменено ввиду того, что исполнительный комитет не является финансовым органом, выступающим от имени казны муниципального органа. В связи с вышеизложенным истцы просили взыскать с финансово-бюджетной палаты Альметьевского муниципального района РТ за счет казны Альметьевского муниципального образования по 60000 рублей на каждого в счет возмещения вреда, причиненного незаконным бездействием органа муниципальной власти, и судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель истицы ФИО1 просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указано, что за истцами признано право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества, и бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района, выразившееся в отказе во включении истцов в списки граждан для получения единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества в результате весеннего паводка 2012 года, признано незаконным. Настоящие исковые требования о возмещении вреда вытекают из факта нарушения прав истцов на получение материальной помощи и социальных выплат в общем размере по 60 тыс. рублей каждому.
Надлежащим ответчиком по требованиям истцов о взыскании денежных средств в счет получения единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества является финансово-бюджетная палата Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Представитель финансово-бюджетной палаты Альметьевского муниципального района ФИО6 возражала против удовлетворения жалобы, просила решение оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 9 Правил выделения бюджетных ассигнаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 750 от 13 октября 2008 года, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: - оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека.
Порядок оформления документов и выделение пострадавшим единовременной материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, за № 2-4-60-12-22.
Согласно пункту 9.2.1 указанных Методических рекомендаций финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. Этим же пунктом перечислено имущество, которое относится к категории «первой необходимости».
Из материалов дела усматривается, что 09 апреля 2012 года сложилась сложная паводковая обстановка, произошел выход из берегов реки Степной Зай, что повлекло подтопление частного дома и хозяйственных построек, расположенных вблизи реки Степной Зай по адресу: <адрес>.
Заочным решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 18 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 06 мая 2013 года, за ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 признано право на получение единовременной материальной помощи, единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости, бездействие исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, выразившееся в невключении истцов в список на получение единовременной материальной помощи, единовременных социальных выплат в связи с утратой имущества первой необходимости в результате весеннего паводка в 2012 году, признано незаконным, и на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района РТ возложена обязанность включить истцов в список лиц на получение указанных выплат и направить указанный список в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Татарстан.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 05 мая 2014 года исковые требования К-вых к Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района о возмещении вреда удовлетворены, с исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ в пользу истцов взыскано в счет возмещения вреда, причиненного в результате незаконного бездействия ответчика, в пользу каждого по 60000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 июля 2014 года указанное решение отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду предъявления требований к ненадлежащему ответчику.
Отказывая в удовлетворении указанных требований К-вых к финансово-бюджетной палате Альметьевского муниципального района, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих причинение истцам вреда в результате бездействия органа местного самоуправления, либо наступление каких–либо негативных и неблагополучных последствий, а также того обстоятельства, что бездействие органа местного самоуправления состоит в прямой причинной связи с наступившими последствиями. Признание судом бездействия исполнительного комитета Альметьевского муниципального образования РТ незаконным не может служить основанием для возложения на муниципальный финансовый орган обязанности по возмещению вреда за счет средств казны, при недоказанности указанных выше фактов.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно акту обследования поврежденного (разрушенного) в результате подтопления объекта, расположенного по адресу: <...>, имеется следующая характеристика повреждений (разрушений): огород и теплица в воде, сарай и баня затоплены, вода ушла в предбанник. В графе характеристика повреждений мебели, бытовой техники указано об отсутствии повреждений. Истец ФИО3 с актом ознакомлен и согласился с ним.
Таким образом, сведений о наличии повреждений имущества первой необходимости либо жилого дома, данный акт не содержит. Имущество истцов, получившее повреждения в результате паводка, не отнесено к перечню имущества первой необходимости при утрате либо порче которых часть стоимости компенсируется из средств резервного фонда. Сам факт признания за К-выми права на получение единовременных компенсационных выплат и возложение на орган местного самоуправления обязанности по включению данной семьи в списки лиц, которые являются получателями материальной помощи, и направлению данного списка в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Татарстан, не свидетельствует о наличии оснований для возмещения вреда за счет средств казны. Заочное решение суда Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района исполнено, в Министерство труда, защиты и социального развития РТ и Министерство здравоохранения РТ направлены соответствующие обращения. Согласно полученным ответам указанные органы исполнительной власти неправомочны разрешать вопросы, касающиеся компенсационных выплат.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, возмещение вреда может осуществляться на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лишь при наличии доказательств причинения такого вреда и причинно-следственной связи между незаконными действиями должностных лиц и наступившими вредными последствиями.
В данном случае причинно-следственная связь между незаконными действиями должностных лиц и причиненного истцам вреда не установлена.
Указанные выплаты не являлись безусловными, подлежали выплате после проверки всех представленных документов, в том числе, подтверждающих объем и вид поврежденного имущества.
Доказательств причинения вреда жилому дому истцов или о приведении в негодность их имущества первой необходимости, что явилось бы основанием для выплаты истцам указанных сумм, не представлено.
При таком положении в удовлетворении исковых требований К-вых к Финансово-бюджетной палате Альметьевского муниципального района РТ о компенсации вреда, причиненного незаконным бездействием органа муниципальной власти, судом обоснованно отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя истицы о несогласии с указанными выводами суда, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку факт причинения истцам вреда незаконным бездействием органа муниципальной власти не доказан.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 11 августа 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий-
Судьи: